КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление образованием. Преподаватель А.Т. Левченя
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО Тема 13. Преподаватель А.Т. Левченя
1. Управление образованием 2. Управление наукой 3. Управление культурой 4. Управление здравоохранением 5. Управление в области социальной защиты граждан. Социально-культурная сфера - это духовная (нематериальная) по характеру и идеологической направленности деятельность многообразных по своему профилю учреждений, выражающаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, ориентированная на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных потребностей населения.
Конституция Республики Беларусь в ст. 49 закрепляет право каждого на образование. Основанием для реализации этого права является система образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку. В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон Республики Беларусь «Об образовании». Он закрепляет доступность и бесплатность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; развитие внешкольного, последипломного образования и иных форм обучения. Им же регулируются вопросы предоставления государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов и других лиц независимо от форм их обучения и типов заведений, в которых они обучаются; способы содействия получению образования в домашних условиях и т.п. По каждому образовательному и образовательно-квалификационному уровню отдельно разрабатываются государственные стандарты образования. Система образования в Республике Беларусь состоит из дошкольных учреждений; учреждений, обеспечивающих получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения); учреждений внешкольного воспитания и обучения; социально-педагогических учреждений; специальных учебно-воспитательных учреждений. Структура образования включает в себя: дошкольное образование; общее базовое образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование. Государственная политика в области образования заключается в том, что Республика Беларусь признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. От имени государства политика в области образования в республике реализуется органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. Основными принципами образования являются следующие, приоритетности образования; обязательности общего базового, образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования; приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научности; экологической направленности образования; демократического характера управления образованием; светского характера образования. Язык образования в Республике Беларусь определяется Конституцией, Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь», согласно которым Республика Беларусь гарантирует каждому жителю неотъемлемое право на воспитание и получение образования на белорусском или русском языке. Это право обеспечивается системой дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений. Право на воспитание и получение образования на родном языке имеют и лица других национальностей, живущие в республике. Руководители и другие сотрудники системы образования должны владеть белорусским и русским языками. Учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях свободен от вмешательства политических партий, общественных и религиозных организаций. В организациях системы образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций. Ведущая роль в развитии образования в Республике Беларусь принадлежит подготовленным кадрам педагогических работников. К педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют соответствующее образование и профессиональную подготовку. Профессиональные права и обязанности педагогических работников определяются законодательством Республики Беларусь, положениями и уставами соответствующих учреждений образования. Управление образованием в Республике Беларусь осуществляется системой государственных органов и органов местного самоуправления. К органам управления образованием относятся: Министерство образования Республики Беларусь; другие министерства и государственные комитеты, которым подчинены учебные заведения; местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Республиканским отраслевым органом государственного управления в области образования является Министерство образования. Минобразования согласно возложенным на него задачам в сфере прогнозирования и планирования развития образования, разработки организационного и правового механизма его функционирования анализирует состояние образования в государстве, прогнозирует и планирует его дальнейшее развитие с учетом потребностей личности, общества, государства; разрабатывает нормативно-правовую базу функционирования системы образования, осуществляет экспертизу проектов общегосударственных, других решений и программ в части, которая касается образования, готовит проекты законодательных актов и правительственных решений; прогнозирует и упорядочивает структуру сети учебно-воспитательных заведений; разрабатывает предложения относительно перечня специальностей и квалификаций; обеспечивает выполнение вузами государственного заказа и договоров на подготовку специалистов; разрабатывает положения об учебно-воспитательных учреждениях образования. В сфере учебно-воспитательного процесса Минобразования определяет требования к содержанию, уровню и объему социально необходимого государственного минимума образования (устанавливает государственные стандарты знаний по каждому предмету), обеспечивает непрерывность образования, интеграцию обучения с наукой и производством, разрабатывает и утверждает соответствующие типовые учебные планы, программы для учебно-воспитательных заведений; разрабатывает условия приема в учебно-воспитательные заведения; обеспечивает издание соответствующей литературы по вопросам образования и др. Минобразования вносит предложения о создании, реорганизации, ликвидации в установленном порядке заведений, организаций, предприятий образования; содействует развитию новых учебно-воспитательных заведений; проводит в установленном порядке аттестацию и аккредитацию образовательных заведений независимо от форм собственности и подчинения, выдает им лицензии и сертификаты; осуществляет государственное инспектирование учебно-воспитательных заведений; организует повышение квалификации и переподготовку кадров системы образования; осуществляет общее руководство научной деятельностью и др. Для согласованного решения вопросов, которые отнесены к компетенции Минобразования, обсуждения наиболее важных направлений деятельности и развития образования в Минобразовании создается соответствующая коллегия. Акты Минобразования, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для министерств и госкомитетов, которые имеют подчиненные им учебные заведения, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений независимо от форм собственности. Другие министерства, которым также подчинены учебные, заведения (Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям и др.), осуществляют вместе с Минобразования государственное управление подчиненными им учебными заведениями путем их финансирования, создания материальной базы, назначения на должность руководителей этих заведений, организации подготовки научных и научно-педагогических кадров, обеспечения организационного и методического руководства, осуществляют контрольные функции по вопросам соблюдения требований о качестве образования и др. Акты этих, органов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений соответствующего профиля. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, реализуя государственную политику в области образования, в пределах своей компетенции: обеспечивают развитие сети заведений образования, укрепление их материальной базы, хозяйственное обслуживание; осуществляют социальную защиту работников сферы образования, детей, ученической и студенческой молодежи, создают согласно требованиям нормативов материально-технического и финансового обеспечения условия для их воспитания, обучения и работы; организуют учет детей дошкольного и школьного возраста; контролируют соблюдение правил обучения детей в заведениях образования; решают вопросы, связанные с опекой и попечительством несовершеннолетних, оставшихся без родительской заботы, детей-сирот, защитой их прав, предоставлением им материальной и другой помощи; по месту жительства создают надлежащие условия для воспитания детей, молодежи, развития их способностей и удовлетворения их интересов; обеспечивают в сельской местности регулярный и бесплатный подвоз к месту обучения и домой детей дошкольного возраста, учеников и педагогических работников; организуют профессиональную консультацию молодежи и продуктивный труд учащихся; определяют потребности объемы, а также разрабатывают предложения по государственному заказу на подготовку трудовых кадров для региона. Для решения этих задач местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления создаются соответствующие органы управления образованием - отделы образования и управления образования (на областном уровне). Непосредственное управление детскими дошкольными заведениями (детскими яслями, детскими садами); школами, внешкольными учебными заведениями осуществляет директор (заведующий), который назначается вышестоящим органом управления образования или органом местного самоуправления. Соответствующее образование, стаж работы и наличие организаторских способностей основные условия назначения на должность руководителя любого образовательного заведения. Руководитель несет персональную ответственность перед государством за организацию к качество учебно-воспитательной работы, укрепление здоровья и физическое развитие учеников и воспитанников, а также за финансово-хозяйственное состояние заведения. В своей деятельности он опирается как на трудовой коллектив, так и на общественные организации, целью которых является предоставление разнообразной помощи учебно-воспитательным заведениям: Полномочия директора (заведующего) регламентируются положениями и уставами учебно-воспитательных заведений. Для обеспечения коллегиального рассмотрения основных вопросов воспитательной и методической работы в учебном заведении действует педагогический совет, который состоит из учителей и представителей общественности. При школах и дошкольных детских заведениях могут воздаваться родительские комитеты из числа родителей учеников и воспитанников. Они призваны оказывать помощь учебно-воспитательному заведению, а также семьям в воспитании детей. Управление профессионально-техническим учебным заведением, в котором обеспечиваются первичная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, осуществляет директор, которого назначают специально уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в сфере профессионально-технического образования, министерства и другие республиканские органы исполнительной власти, которым подчинены профессионально-технические учебные заведения государственной формы собственности. Руководитель профессионально-технического учебного заведения другой (частной) формы собственности назначается учредителем. Управление средним специальным и высшим учебным заведением (училищем, колледжем, техникумом, институтом, консерваторией, академией, университетом) осуществляет его руководитель (ректор, директор и т.д.). Он осуществляет следующие исключительные функции: самостоятельно в пределах действующего законодательства решает вопросы функционирования заведения; в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подразделениями заведения (факультетами, кафедрами, филиалами, отделениями, учебно-консультативными, научно-исследовательскими подразделениями, конструкторско-технологическими бюро и др.); представляет высшее учебное заведение образования в государственных и других органах, отвечает за результаты деятельности заведения перед органом управления, в подчинении которого оно находится; является распорядителем имущества и средств заведения; принимает на работу и освобождает от работы сотрудников заведения; определяет их функциональные обязанности и др. Совещательным органом управления высшего учебного заведения является ученый совет, на который возложены обязанности по координации и контролю за научной, учебной, методической и воспитательной работой в заведении. Все учебные и воспитательные заведения независимо от форм собственности и порядка образования осуществляют оперативный и бухгалтерский учет своей деятельности (как хозяйственной, так и учебно-воспитательной), за правильность которого должностные лица этих заведений несут предусмотренную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Контроль за соблюдением требований законодательства заведениями образования в сфере учебно-воспитательной работы осуществляют вышестоящие органы в отношении подчиненных им учебных заведений системы Минобразования, а также специальные контролирующие органы функциональной направленности, такие как Департамент контроля качества образования, который образован при Министерстве образования, а по другим вопросам — в области бюджетной, финансовой дисциплины, соблюдения природоохранительного законодательства и др. - органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и специальные контролирующие органы, органы межведомственного и надведомственного контроля. Так, основными задачами Департамента контроля качества образования являются: осуществление и совершенствование государственного контроля за функционированием системы образования Республики Беларусь; осуществление контроля качества образования, предоставляемого учебными заведениями всех типов и иными учреждениями образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности; разработка нормативных правовых актов в области осуществления контроля качества системы образования; изучение международного опыта совершенствования форм и методов контроля за функционированием системы образования.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |