Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об эргономике и инженерной психологии




Для ликвидации предпосылок травмирования составляющие системы человек — машина — производственная среда согласовывают по осязательным, обонятельным и вкусовым возможностям человека. С учетом этих показателей рассматривают изделия и элементы их конструкции, эксплуатация которых связана с использованием энергетических возможностей мышечного аппарата человека, особенностей органов его чувств, а также влияние показателей на объем и скорость рабочих движений, объем зрительной, слуховой, тактильной (осязательной), обонятельной и вкусовой информации, поступающей через органы чувств.

Основные формы жизнедеятельности: труд и отдых. Физический и умственный труд; тяжесть и напряженность труда. Условия деятельности: безопасные (оптимальные, допустимые), вредные, травмоопасные.

Работоспособность и ее динамика; фазы трудовой деятельности.

Основные положения эргономики. Направления установления соответствия (совместимости) среды обитания и человека.

Опасные и вредные производственные факторы. Причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Регистрация, расследование и учет несчастных случаев на производстве. Показатели травматизма и оценка ущерба от него.

Профилактика несчастных случаев. Организация охраны труда на предприятии. Виды инструктажей по технике безопасности.

Законодательные и нормативно-правовые акты в области охраны труда; государственный надзор и общественный контроль за их соблюдением. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

 

Контрольные вопросы

1. Объясните понятие термина условия труда.

2. Каковы причины производственного травматизма?

3. Что такое Безопасные условия труда? От чего они зависят и чем определяются?

4. Объясните понятие эргономика.

 

Тема 2.2 Санитарно-гигиенические и психофизиологические аспекты безопасности (антропогенные опасности)(0,8ч.)  

Изучив тему, студент должен знать:

 

§ закон Вебера-Фехнера.

§ параметры микроклимата и их нормирование.

§ техногенные опасности

§ антропогенные опасности

 

Негативное воздействие на человека и среду обитания не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.), генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Антропогенные опасности в XX столетии также неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач. Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин.

Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах.

Сенсорные системы человека и параметры их чувствительности. Закон Вебера-Фехнера.

Микроклимат. Параметры микроклимата и их нормирование. Влияние отклонения параметров микроклимата от нормативных значений на эффективность деятельности и здоровье человека. Обеспечение нормативных параметров микроклимата: вентиляция (естественная и искусственная), кондиционирование, отопление.

Естественное и искусственное освещение. Влияние освещенности рабочих мест на безопасность и эффективность труда. Основные требования к освещенности помещений и рабочих мест, принципы и параметры нормирования. Источники искусственного света, их классификация и характеристики.

Психические процессы, свойства и состояния. Психические нагрузки и их влияние на состояние и поведение человека. Особые психические состояния индивидуумов и групп людей и их оценка с точки зрения БЖД. Психологическое тестирование.

 

 

Контрольные вопросы

1.В чём заключаются санитарно-гигиенические и психофизиологические аспекты безопасности?

2.Что такое антропогенные опасности?

3.Поясните взаимосвязь между техногенными и антропогенными опасностями.

4.Какова динамика изменения техногенных и антропогенных опасностей во времени?

 

Тема 2.3 Биологические опасности (0,6ч.)

Изучив тему, студент должен знать:

 

§ царства живой природы.

§ инфекционные болезни и их возбудители.

§ бактериологическое оружие.

§ защитные мероприятия.

§ способы применение бактериологических средств.

 

Биологическими называются опасности, происходящие от живых объектов. Знание биологических опасностей – одно из условий успешной защиты человека от опасностей вообще и биологических в частности.

Грибы Грибы – обособленная группа низших растений, лишенных хлорофилла и питающихся готовыми органическими веществами. Наука о грибах называется микология.

Микозы – болезни человека и животных, вызываемые паразитическими грибами. Токсические грибы вызывают пищевые отравления человека и животных, называемые микотоксикозами.

Самый ядовитый гриб на свете – бледная поганка. Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жарении, ни при обработке каким-либо иным способом. Этот гриб представляет собой смертельную опасность для человека. Человек может отравиться красным мухомором, но смертельные исходы редки. Почти каждый съедобный гриб имеет своего несъедобного или ядовитого двойника. Это представляет опасность для неопытного грибника.

Растения. Еще в древности люди подметили, что некоторые растения обладают как лечебными, так и ядовитыми свойствами.

Чилибиха. Туземцы Южной Америки смазывали свои стрелы ядом кураре. Его получали из семейства логаниевых, содержащих стрихнин. Наиболее известный представитель этого семейства – чилибиха (рвотный орех), растущая в тропиках. Но кураре используют и в лечебных целях, например при укусах змей. Введение кураре в организм называется кураризацией.

Анчар. Растет в Южной Азии. Млечный сок его ядовит, но не смертелен. Такие растения, как наперстянки, олеандр, кокаиновый лист, ядовиты, и в то же время из них получают лекарства.

Белена. Плоды белены черной представляют опасность. Они содержат алкалоиды, вызывающие помутнение рассудка.

Табак. В табаке присутствует ядовитый алкалоид никотин.

Конопля. Из смолистых выделений конопли получают опасные наркотики, известные как гашиш, марихуана, анаша.

Мак. Уже в древности люди делали надрезы на незрелых коробочках мака, из которых выступал белый сок (опий).засохший сок соскребали и получали горький коричневый порошок – опий (опиум).его использовали не только как лекарство, но и как наркотик.

Дурман. Все части этого растения содержат алкалоид с наркотическим эффектом.

Клещевина. Достаточно пожевать одно семечко, чтобы получить смертельное отравление.

Олеандр. Ветки, листья и цветы этого растения содержат смертельный яд.

Белладонна. Содержит соланин – очень ядовитый даже в небольшом количестве.

Картофель. Кроме клубня, все остальные части, особенно ростки ядовиты из-за содержания соланина.

Дигиталис. Из этого растения добывается вещество для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Цветки, листья и семена могут вызывать отравление и нарушение работы сердца. Теми же свойствами обладает и ландыш.

Животные. Медузы. Ее яд мгновенно парализует сердечную мышцу.

Скорпионы. Для человека укус скорпионьего жала очень болезнен (возникает опухоль, озноб, повышается температура), но жизни не угрожает.

Пауки. Паук каракурт длиной чуть более одного сантиметра, один из самых опасных. Укус каракурта вызывает психическое возбуждение укушенного, боли во всем теле, нарушение работы сердца и затрудненное дыхание. Другие опасные пауки (тарантул) серьезной угрозы для человека не представляют.

Клещи. Главный вред клещей – не в их укусах, а в переносимых ими болезнях, например клещевом энцефалите.

Саранча. Опасна тем, что уничтожает урожай, всю растительность, обрекая на голод весь животный мир и человека.

Акулы и скаты. Большая белая акула, или кархародон, имеет репутацию людоеда. Свою жертву она часто проглатывает целиком. Мако – близкая родственница кархародона, чуть меньше ее, но не уступает ей в кровожадности. Нападает не только на пловцов, но атакует и лодки.

Тигровая – наиболее часто встречающаяся акула тропических вод. При длине 9 метров и привычке плавать на мелководье она представляет серьезную опасность для пловцов.

Акула –молот пользуется дурной славой хищника и людоеда.

Скаты – для человека представляют опасность скаты-хвостосколы, манты, рыба-пила.

Пираньи. Они нападают на все живое, оказавшееся в пределах их досягаемости: крупных рыб, домашних и диких животных, человека.

Электрические рыбы. Характерной особенностью этих животных является наличие у них электрических органов (это видоизмененные мышцы). Напряжение электрических зарядов достигает 220В, а у электрических угрей – даже 600В. Такое напряжение опасно для человека.

Земноводные. В джунглях Южной Америки живет лягушка кокои. Это маленькое существо, помещающееся в чайной ложке. Ее яд сильнее цианистого калия в тысячи раз и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. Это самый сильный яд из известных животных ядов. Через кожу он не проникает, но любая царапина может привести к беде.

Ядовитые ящерицы – ядозубы, или хелодермы, обладают сильнодействующим ядом, от которого быстро погибают мелкие животные. Опасен яд и для человека.

Змеи. Лишь небольшая часть из них является ядовитой. Самые опасные: австралийский тайпан, тигровые и морские змеи, гюрза, королевская кобра, мамбы.

Крокодилы. Могут напасть внезапно, поэтому человеку находиться в непосредственной близости от крокодила очень опасно.

Млекопитающие. Единственными ядоносными зверями на нашей планете считают ехидн и утконосов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.