Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировая цена. Факторы, определяющие мировую цену




Международное разделение труда

Международное разделение труда проявляется в специализации отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг, предназначенных для обмена между различными странами. Такой обмен называют международной торговлей.

Международное разделение труда привело к появлению и развитию мирового хозяйства и мировой торговли, а последнее – к образованию мирового рынка. Поэтому мировой рынок есть результат мирового хозяйства и мировой торговли, основой которой выступает международное разделение труда.

Разделение труда может быть внутри предприятия, страны и межгосударственное. Все они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

В экономической литературе принято выделять общее, частное и единичное разделение труда, что свойственно как внутреннему, так и мировому рынку. Однако в мировой экономике общее, частное и единичное разделение труда выступают совсем в других плоскостях и уровнях.

Общее разделение труда выражается в специализации по крупным сферам производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство). На основе общего международного разделения труда страны мира делятся на промышленно развитые, сырьевые и аграрные. Ведущее положение в мировой экономике занимают семь промышленно развитых стран: США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 60% всего мирового промышленного производства и производства электроэнергии, около 50% экспорта товаров и услуг.

Частное разделение труда складывается на основе специализации производства определенных видов и подвидов продукции (например, самолетов, автомобилей, станков, зерна, мяса, нефти и т. д.). Осуществляется торговля конкретными видами продукции и образуются основные мировые товарные рынки: автомобилей, нефти, электробытовой техники, сельскохозяйственной продукции и т. д.

Единичное разделение труда характеризуется специализацией отдельных стран на выпуске деталей, узлов, запчастей, ноу-хау, лицензий и т. д. Базируется оно не на предметной (производство готовых продуктов), а на подетальной (производство частей, компонентов продуктов) и технологической специализациях (например, осуществление отдельных процессов: сборка, окраска, сварка, производство отливок, заготовок и т. д.). В территориальном аспекте такая специализация предполагает ориентацию отдельных стран на производство определенных видов продукции. Образуется мировой рынок торговли запчастями, деталями, заготовками и т. д. Особенно это характерно для мировой торговли товарами машино- и авиа­строения.

Международное разделение труда играет важную роль в развитии научно-технического процесса, в повышении эффективности производства и экономической интеграции стран с различным уровнем развития производительных сил. Оно является своего рода «локомотивом» развития науки и техники, роста производительности труда, концентрации и специализации производства. Отличительная особенность международного разделения труда в современных условиях – переход к экономии общих затрат на производство продукции в различных странах, решение глобальных экономических и экологических проблем. Особая его роль – в экономической интеграции и кооперации труда в мировой экономике.

С международным разделением связана и мировая цена. В экономической литературе можно встретить различные трактовки категории «мировая цена»:

· это денежное выражение интернациональной цены производства на мировом рынке;

· сумма денег, за которую на мировом рынке продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар;

· результат предельной полезности и т. д.

Цена – достаточно сложная экономическая категория. В ней фокусируются экономические отношения производства и реализации товаров, формирования стоимости, распределительных отношений, получения прибыли и осуществления накопления.

Цена на внутреннем рынке и мировая цена далеко не идентичные понятия, хотя их основой являются издержки производства или себестоимость.

Мировая цена – это цена основных стран экспортеров товаров и услуг, выраженная в свободно-конвертируемой валюте, цена, по которой осуществляется купля-продажа в важнейших международных центрах торговли на рынках со свободным режимом. Например, мировыми ценами являются цены на машины и оборудование европейских, японских и американских производителей; на уголь – импортные цены в западноевропейских портах; на нефть, цинк, свинец, олово, никель, аммоний – цены Лондонской биржи цветных металлов; на пшеницу – цены Канадской биржи.

На мировую цену оказывают влияние природные, географические, экологические, социальные, политические и экономические факторы. Основные среди них – экономические: колебания валютных курсов стран; налогообложение; инфляция; конкуренция; монополизация; уровень государственного вмешательства международных организаций и объединений в ценообразование; спрос и предложение и т. д.

Изучая мировое ценообразование, экономисты отмечают, что на мировом рынке формирование цен, разработка ценовой политики и ее осуществление – более сложный процесс, чем на внутреннем рынке. Это обусловлено рядом факторов:

· различной степенью государственного вмешательства в экономику;

· разнообразием рынков;

· возрастанием цен при экспортировании продукции;

· существующим расхождением в практике установления фиксирования и изменения цен;

· различиями в стратегии и формах ведения конкурентной борьбы на мировом рынке.

Выбор метода ценовой политики во внешнеэкономической деятельности и определение конкурентной цены на товары и услуги, прежде всего, связаны с решением таких задач и целей фирм, как освоение определенной доли мирового рынка, получение прибыли и рациональное использование международных факторов производства.

В экономической литературе чаще всего встречаются затратные теории цены, связанные с теорией трудовой стоимости. Согласно данной теории, стоимость товара представляет собой воплощение труда товаропроизводителя, и ее величина определяется количеством общественно-необходимого труда для его производства. Затратная теория цены связана с действием закона стоимости на мировом рынке – все товары производятся и продаются по стоимости.

Закон стоимости – один из основных законов товарного производства. Он является стержнем ценообразования не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Для каждой страны характерен свой уровень интенсивности и производительности труда, поэтому страны существенно отличаются друг от друга по уровню общественно необходимых затрат труда на производство товаров и услуг. Экономическая интеграция и интернационализация производства, развитие мировой торговли, согласно данной теории, ведут к появлению среднемирового труда и интернациональной стоимости.

Интернациональная стоимость представляет собой результат не просто суммирования стоимости товаров всех стран, она определяется общественно-необходимыми затратами производства данных товаров странами-экспортерами, которые на мировом рынке выступают в качестве основных поставщиков данной продукции. На основе этих представлений многие экономисты утверждают, что мировая цена – это денежное выражение интернациональной цены производства на мировом рынке, в основе которой лежит интернациональная стоимость. Недостатком затратной теории формирования цены является то, что она недооценивает роль таких факторов влияния на цену, как выгодность мировой торговли, спрос и предложение, конкуренция, вмешательство государства, мировых и региональных организаций в мировое ценообразование.

Среди известных теорий цены важное значение придается, так называемой, нематериальной теории ценообразования в мировой экономике. Она тесно связана с теорией предельной полезности, которая характеризуется как мера предпочтения, отдаваемого потребителем конкурентному товару в рамках всех предлагаемых товаров. Цена формируется в зависимости от дополнительного выпуска данного товара в результате увеличения на него спроса.

В рыночной экономике спрос и предложение чаще всего являются решающим фактором ценообразования. Спрос на мировом рынке определяется покупательной способностью стран и фирм в приобретении конкурентных товаров и услуг, а предложение выступает как необходимое количество товаров, удовлетворяющее спрос. Закон спроса, выражая прямую зависимость от затрат труда, формирует тип рыночной структуры, характер конкурентных отношений, предложение товаров, степень их дифференциации, финансовое состояние стран и т. д.

Ценовая политика на основе спроса и предложения также имеет недостатки: количественное определение полезности и несовершенность методики ее вычисления. По потребительской стоимости товары не соизмеримы. Измерение наибольшей полезности на основе потребительского выбора товара с учетом величины дохода потребителя также не дает практических результатов, поскольку данный выбор или предложение во многом зависят от различного рода экономических и социальных факторов.

В мировом ценообразовании важную роль играет конъюнктура рынка, которая определяется экономической ситуацией на рынке в определенный момент времени и классифицируется по основным группам: рынок сырья, рынок объектов капитального строительства, рынок промышленных товаров, рынок продовольствия и т. д.

Показатели, которые характеризуют экономическое состояние рынка, можно также разделить на группы: производство, спрос и потребление, торгово-экономические показатели и цены.

К показателям, которые характеризуют производство, относятся следующие данные:

· о динамике производства того или иного вида продукции, основных фирм;

· о появлении новых товаров и совершенствовании существующих;

· о загрузке производственных мощностей;

· о динамике капиталовложений в данную отрасль;

· о движении портфеля заказов;

· о динамике производственных издержек;

· о зарплате и численности безработных;

· о воздействии забастовок на объем выпуска и увеличение фонда заработной платы;

· о движении курса акций, облигациях, учетном продукте и т. д.

Основными показателями спроса и потребления являются данные:

· о конкретных рынках;

· о динамике и структуре потребления;

· о влиянии НТП на уровень потребления и требования к характеристикам товара;

· о динамике оптовой и розничной торговли, размерах продаж в кредит;

· о движении товарных запасов;

· об индексах стоимости жизни и личных доходах потребителей.

Торгово-экономические показатели включают данные:

· о динамике торговли;

· об основных странах-экспортерах и импортерах;

· о новых формах и методах торговли.

Основными показателями цены являются данные:

· о динамике оптовых цен в ведущих странах-производителях и потребителях данного товара, т. е. об экспортных и импортных ценах;

· о воздействии инфляции на цены;

· об изменении цен на сырье и полуфабрикаты;

· о товарах заменителях;

· об изменении курса валют;

· о государственном вмешательстве в ценообразование;

· о воздействии монополий на уровень цен.

 
 

Тема 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.