Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые и организационные вопросы безопасности жизнедеятельности




Лекция № 8

 

Правовую основу обеспечения безопасности деятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительством Российской Федерации и входящих в него государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Важнейшими законодательными актами по охране окружающей среды являются: закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г., введен в действие с 3.02.1992 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РСФСР (1991 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.)

Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации (1999г.), «0б обя­зательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1999г.) и Кодекс законов о труде РСФСР (с изменениями и дополнениями 1992 г.), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.).

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1994г), «О пожарной безопас­ности" (1994г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.), «О гражданской обороне» (1998г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим поста­новление правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и пра­вила Министерства Здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Ко­митета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы министерства природных ресурсов РФ, Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окру­жающей среды. Эти ведомства частично используют документацию организаций, правопреемниками которых они являются: Минздрава СССР, Госстроя СССР, Госстандарта СССР, Госкомприроды СССР и Госгидромета СССР.

Система стандартов «Охрана природы» - составная часть государ­ственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Это совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение и рациональное исполь­зование природных ресурсов. Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса:

0 - организационно-методические стандарты;

1 - гидросфера;

2 – атмосфера;

3 – биологические ресурсы;

4 – почвы;

5 - земли;

6 – флора;

7 - фауна;

8 -ландшафты;

9 - недра.

Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов.

Группа под шифром 0 – «Основные положения»;

1 - «Термины, определения, классификация»;

2 - «Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов»;

3 - «Правила охраны и рационального использования природных ресурсов»;

4 - «Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий»;

5 - «Требования к средствам контроля и измерений состояния окру­жающей природной среды»;

6 - «Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений»;

7 - «Прочие стандарты».

Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03-87.

Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

Согласно КЗОТ РСФСР правила по охране труда подразделяются на единые (распространяются на все отрасли), межотраслевые (закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях) и отраслевые (распространяются на отдельные виды производства или на отдельные виды работ). Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предпри­ятия, организации или учреждения. В целом можно выделить следующие виды нормативных и правовых актов по охране труда:

Стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ):

-государственные стандарты (ГОСТ),

-отраслевые стандарты (ОСТ),

-стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП),

-стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Санитарные правила и нормы:

-санитарные нормы (СН),

-санитарные правила (СП),

-гигиенические нормативы (ГН),

-санитарные правила и нормы (СанПиН).

3. Правила по охране труда (ПОТ).

4. Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ).

5. Правила безопасности (ПБ) (пожарной, взрывобезопасности, электробезопасности, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической).

6. Правила защиты (ПЗ) (ПЗ от статического электричества).

7. Строительные нормы и правила (СНиП).

8. Инструкции по охране труда - типовая отраслевая инструкция по охране для работников (ТОИ).

9. Организационно-методические документы (межотраслевые и отраслевые)

- положения (П),

- методические указания (МУ),

- рекомендации (Р).

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) - одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). В рамках системы стандартов безопасности труда проводится взаимная увязка, систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. Она представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. Шифр (номер) этой системы ГСС—12. В системе имеется 5 подсистем.

 

Стандарты ССБТ имеют вид ГОСТ 12. 0. 001-82 "ССБТ. Основные положения":

12 - класс, 0 – номер подсистемы, 001 - порядковый номер в группировке, 82 - год регистрации.

Стандарты подсистемы 0 - организационно-методические стандарты основ построения системы. Они устанавливают:

- структуру и особенности согласования стандартов ССБТ;

- терминологию в области безопасности труда;

- классификацию опасных и вредных производственных факторов;

- порядок информационного обеспечения ССБТ;

- методы оценки безопасности труда;

Стандарты подсистемы 1 - стандарты общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов. Они устанавливают:

- требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров;

- методы и средства защиты работающих от их воздействия;

- методы контроля уровня указанных факторов.

Стандарты подсистемы 2 - стандарты общих требований безопасности к производственному оборудованию. Они устанавливают:

- требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования;

- указания по разработке данной классификационной группировки;

- требования к конструкции оборудования в целом и его отдельных элементов;

- методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы 3 - стандарты общих требований безопасности к производственным процессам. Они устанавливают:

- требования безопасности к размещению элементов технологической системы;

- режимы работы производственного оборудования;

- рабочие места и режимы труда персонала;

- методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы 4 - стандарты к средствам защиты работающих. Они устанавливают:

- классификацию средств защиты;

- требования к конструктивным, эксплутационным, защитным и гигиеническим свойствам средств защиты;

- методы испытания и оценки средств защиты.

Стандарты подсистемы 5 - стандарты безопасности к зданиям и сооружениям.

Стандарты подсистемы 6 - 9 - резерв.

Таким образом, если нас интересует обучение работающих безопасности труда, то следует искать стандарт в подсистеме 0, так как это организационные работы. Это ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда». А если нас интересуют требования безопасности к металлорежущим станкам, необходимо воспользоваться ГОСТ 12.2.009-80* «ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности.».

Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно на предприятии и согласовываются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют принципы работы по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т.д.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС – 22), номера (шифра) группы, порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения». В комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» входят 10 групп стандартов с соответствующими кодовыми наименованиями:

0 – основополагающие стандарты;

1 – стандарты в области мониторинга и прогнозирования;

2 – стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства;

3 – стандарты в области обеспечения безопасности населения;

4 – стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов;

5 – стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений;

6 – стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения;

7 – стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения;

8 – стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9 - стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей;

10,11 – резерв.

Анализ причин производственного (непроизводственного) травматизма является одним из основных мероприятий по повышению безопасности деятельности. Травмы на производстве следует отличать от других видов травм. Различают бытовые травмы, непроизводственные трудовые увечья, трудовые увечья на производстве (несчастный случай, травма на производстве). Порядок их расследования, оформления, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности различен. При временной нетрудоспособности, наступившей вследствие бытового несчастного случая, пособие выпла­чивается, начиная с шестого дня (т, е. за первые пять дней нетрудо­способности пособие не выплачивается). Размер пособия при этом зависит, как и при общих заболеваниях, от стажа непрерывной работы пострадавшего.

Трудовые увечья, не являющиеся несчастными случаями на про­изводстве, оплачиваются с первого дня временной нетрудоспособности в полном объеме. Компенсация постоянной потери трудоспособности при инвалидности, как и при бытовых травмах, может быть определена (при наличии чьей-то конкретной вины) через суд. Примером таких травм являются травмы, полученные по пути на работу и с работы, не на транспорте, предоставленном предприятием, при выполнении гос­обязанностей, гражданского долга и некоторые другие.

При несчастных случаях на производстве компенсация потери трудоспособности производится так же, как при непроизводственных трудовых увечьях с той лишь разницей, что компенсация потери трудоспособности при инвалидности производится самим предприя­тием (организацией).

Важным нормативным документом является «Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» (от 11.03.99 г.), которое распространяется на:

- работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);

- граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому дого­вору;

- студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образователь­ных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего обра­зования, проходящих производственную практику в организациях;

- лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду администрацией организации;

- других лиц, участвующих в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть, если он произошли:

- в течение рабочего дня при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории орга­низации или вне ее,

- при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте, либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях;

- при следовании к месту командировки и обратно;

- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха;

- при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

- при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катаст­рофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

- при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

Для расследования несчастного случая на производстве работодатель или лицо, им уполномоченное (далее именуется работодатель), обязан:

- обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи, а при необходимости доставку его в учреждение скорой медицинской помощи или любое иное лечебно-профилактическое учреждение;

- организовать формирование комиссии по расследованию не­счастного случая;

- обеспечить сохранение до начала расследования обстоятельств и причин несчастного случая обстановки на рабочем месте и оборудо­вания такими, какими они были на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников и не приведет к аварии);

- сообщать в течение суток по форме, установленной Министер­ством труда РФ, о каждом групповом несчастном случае (два и более пострадавших), тяжелом несчастном случае (с возможным инвалидным исходом) и несчастном случае со смертельным исходом в:

- государственную инспекцию труда по субъекту РФ;

- прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;

- орган исполнительной власти субъекта РФ;

- соответствующий федеральный орган исполнительной власти;

- орган государственного надзора, если несчастный случай про­изошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу;

- организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;

- соответствующий профсоюзный орган.

Расследование несчастных случаев проводится комиссией, образуе­мой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа. Состав комиссии утверждается приказом. Руководитель, непосредственно отве­чающий за безопасность производства, в расследовании не участвует. По требованию пострадавшего (а при его смерти его родственни­ков) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо.

 

При расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего у индивидуального предпринимателя, принимают участие индивидуальный предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться и на договорной основе.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками, направленными сторонними организациями, в том числе со студентами и учащимися, проходящими производственную практику, расследуются с участием представителя направившей их организации.

Комиссия по расследованию несчастного случая обязана в течение трех суток с момента происшествия расследовать обстоятельства и причины, при которых произошел несчастный случай; при случаях, вызвавших потерю у работника трудоспособности на период не менее одного календарного дня или необходимость перевода его на тот же срок с работы по основной профессии на другую работу (согласно медицинскому заключению), или его смерть, составить акт по форме H-I в двух экземплярах (если несчастный случай произошел с работ­ником другой организации, то акт составляют в трех экземплярах), разработать мероприятия по предупреждению несчастных случаев и направить их работодателю для утверждения. Подписанный и утверж­денный акт заверяется печатью организации и хранится на предприятии 45 лет.

Руководитель предприятия (главный инженер) обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай. После окончания расследования в течение трех суток один экземпляр утвержденного акта по форме H-I должен быть передан пострадавшему (или его представителю).

Несчастный случай, о котором пострадавший не сообщил админи­страции предприятия, цеха в течение рабочей смены или от которого потеря трудоспособности наступила не сразу, должен быть расследован по заявлению пострадавшего или заинтересованного лица в срок не более месяца со дня подачи заявления. Вопрос о составлении акта по форме H-I решается после всесторонней проверки заявления о проис­шедшем несчастном случае с учетом всех обстоятельств, медицинского заключения о характере травмы и возможной причины потери трудо­способности, показаний очевидцев и других доказательств.

Специальному расследованию несчастных случаев на производстве подлежат: групповой несчастный случай, тяжелый несчастный случай, несчастный случай со смертельным исхо­дом. Расследование производится комиссией в составе государствен­ного инспектора труда органа исполнительной власти, соответствую­щего субъекта Российской Федерации, представителей работодателя, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа в те­чение 15 дней. При крупных авариях с человеческими жертвами 15 и более человек расследование проводится комиссией, назначаемой Правительством Российской Федерации.

Количественная оценка производственного травматизма основана на показателях частоты и тяжести несчастных случаев.

Россия участвует в международном сотрудничестве в области безопасности жизнедеятельности. С 1973 года действует специализированное учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЭП).

Ученые и специалисты России принимают активное участие в специальной международной программе «Человек и биосфера», Международном совете охраны птиц (СПО), Международной федерации молодежи по исследованию и охране окружающей среды Научного комитета по проблемам окружающей среды, Международном союзе охраны природы (МСОП). В 1982г. при активном участии СССР принята Генеральной Ассамблеей ООН «Всемирная хартия природы», которая возлагает на все государства ответственность за сохранение планеты и ее богатств. В области охраны окружающей среды двустороннее сотрудничество осуществляется между нашей страной и США и включает 11 научно-исследовательских программ и 30 проектов.

Международное сотрудничество в области охраны труда осуществляется в рамках Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Федерации специалистов по охране труда и промышленной гигиене (ИФАС), а также международной организации по безопасности и охране труда (МОРБОТ). МОТ, в частности, разрабатывает рекомендации по нормализации условий труда, ВОЗ – нормативы качества производственной среды, ИФАС – координирует разработки по всему комплексу вопросов, связанных с безопасностью труда, МОРБОТ - по вопросам прогнозирования риска и создания средств защиты.

В 1931 г. на учредительной конференции в Париже создана Международная организация гражданской обороны (МОГО). В соответствии с уставом целью этой организации является развитие и совершенствование ГО, методов и технических средств защиты от опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с ЮНДРО, образованным в 1971 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Этот орган ООН предназначен для оказания помощи странам при возникновении стихийных бедствий и ликвидации их последствий. В 1957 году создано специализированное управление ООН – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), в которое входит 120 государств. Имеется ряд других организаций, связанных с проблемами чрезвычайных ситуаций. Например, Европейский учебный центр подготовки к стихийным бедствиям (АФЕМ), Европейский центр предотвращения действий и прогнозирования землетрясений (ЕЦПП), находящийся в Греции. В 1993 году на уровне СНГ заключено «Соглашение в области предупреждения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Международные организации проводят учения, встречи специалистов, что способствует укреплению контактов и совершенствованию методов и средств защиты от чрезвычайных ситуаций.


Список использованных источников

1Занько Н.Г., Корсаков Г.А., Малаян К.Р., Русак О.Н., Соловьев В.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей.- СПб.: ЛТА, 1997.-293 с.

2 Бектобеков Г.В., Гарнагина Н.Е., Занько Н.Г., Знаменский Г.П., Корсаков Г.А., Рыкованов В.А., Яковлев Ю.А. Сборник задач по безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. – СПб.: ЛТА, 1997.- 58 с.

3 Психологические аспекты профилактики производственного травматизма /Сост. Мариненко Н.В.- М.: Высшая школа, 1987.- 48 с.

4 Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /Под общ. Ред. Белова С.В. - 2–е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.

5 Каммерер.Ю., Харкевич А.Е. Аварийные работы в очагах поражения: Учебное пособие / Под ред. В.П. Иванова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат,1990. - 288 с.

6 Психогения в экстремальных условиях /Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин В.П. – М.: Медицина, 1991.- 96 с.

7 Мартемьянов А И. Проектирование и строительство зданий и сооружений в сейсмических районах: Учебное пособие для вузов. – М.: Стройиздат, 1985. - 253 с.

8 Оксанович Л. Невидимый конфликт /Пер. с бол. А.Н. Енютиной: Под ред. Ю.М. Веллера. - 2-е изд. – М.6 Стройиздат, 1986.- 164 с.

9 Хорбенко И.Г. Звук, ультразвук, инфразвук. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986. - 192 с.

10 Вознесенский В.В., Зайцев А.П. Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи (Все о противогазах, респираторах и защитной одежде). – М.: Военные знания, 1999. – 78 с.

11 Зайцев А.П. Помощь пострадавшим. Защитные меры. – М.: Военные знания, 1998. – 80 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.