Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация труда женщин и подростков

Организация умственного труда

Категории работ по тяжести

Последователи Тейлора Джилберт и Кук перенесли методы Тейлора в сферу управления, т.е. в сферу администрирования.

Специализация функций.

Экономия усилий (исключение лишних движений)

Методы рационального использования рабочего времени, рабочих поз и движений Тейлора получили развитие у его ученика Джилберта («Система кладки кирпича») в новой методике использования «принципа» двуручной симметрии движений (руки двигаются одно - временно в противоположных направлениях) – произво - дительность выросла в несколько раз. Это был метод выжимания пота.

Лекция 4
Раздел 1 – ТО БЖД

Классификация работ по тяжести и напряженности

Гигиена труда: параметры микроклимата

Категории работ по тяжести труда
(СанПиН 2.2.4.548-96)
разграничиваются на основе интенсивности энергозатрат организма за смену в Вт:
Легкие 1а: до 139 Вт (сфера управления)
Легкие 1б: 140-174 Вт (мастера, контролеры)
Ср. тяжести 2а: 175-232 Вт (механическая сборка)
Ср. тяжести 2б: 233–290 Вт (литейные, прокатные, кузнечные цехи)
Тяжелые 3: более 290 Вт (кузнецы ручной ковки, работы с переноской тяжестей весом более 10 кг)

Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса
(Р 2.2.2006-05)
а) по тяжести трудового процесса
Физическаая тяжесть труда - нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.
По тяжести трудового процесса установлены следующие классы условий труда:
1 - оптимальный (легкая физическая нагрузка)
2 - допустимый (средняя физическая нагрузка )
3 - вредный (тяжелый) 1, 2, 3 степени.

Показатели тяжести трудового процесса
1. физическая динамическая нагрузка, кгм
2. вес поднимаемого и перемещаемого груза, кг
3. стереотипность рабочих движений
4. статическая нагрузка за смену при удерживании груза, приложении усилий, кгс
5. рабочая поза (удобная, неудобная)
6. наклоны корпуса (количество за смену)
7. перемещение в пространстве (переходы), км

б) по напряженности трудового процесса
Напряженность труда характеризуется эмоцио - нальной нагрузкой на организм, требующей преиму - щественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации.
Установлены классы условий труда:
1- оптимальный (напряженность легкой степени)
2 - допустимый (напряженность средней степени)
3 - напряженный труд 1 и 2 степени.
Показатели напряженности:
а) интеллектуальные нагрузки (сложность работы)
б) сенсорные нагрузки
в) монотонность нагрузок
г) эмоциональные нагрузки (ответственность, риск)
д) режим работы (сменность).

Организация умственного труда
должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хроничес- кого нервно-эмоционального напряжения.
Акад. Введенский: «Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо ра -ботают».
Условия продуктивной умственной работы:
1- в работу входить постепенно
2- соблюдать ритм и последовательность
3- правильно чередовать умственный труд с отдыхом
4- обеспечивать систематическую деятельность (тренировка и автоматизм)

Пути снижения утомления
Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся
в ухудьшении количественных или качественных
показателей работы.
Основные пути снижения утомления:
1. оптимальная поза
2. соответствие оборудования эргономическим требов-ям
3. оптимальная высота рабочей поверхности
4.упражнения и тренировки в процессе обучения, труда и творчества
5. организация рационального режима труда и отдыха
6. использование производственной гимнастики
7. функциональная музыка и комнаты физиологической разгрузки (музыка разная по дням недели и по часам смены)
8. внедрение производственной эстетики

Организация труда женщин
Среди работающих доля жещин по России составляет 51%, распространение неравномерное: в приборостроении 45-47%, в нефтехимии до 60%, есть отрасли, где достигается 90 и выше
Женский организм более чувствителен к неудовл-м условиям труда (вибрация, шум, ионизирующие излучения, химические вредные вещества,...), может развиться гипотония, дистрофия миокарда, могут быть преждевременные роды, дети с пороками.
Законодательством РФ установлены льготы для труд-ся женщин: запрещен труд на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда по более, чем 900 специальностям.
Согласно СанПиН 2.2.0.555-96 “Гигиенические требования к условиям труда женщин” установлен мах вес подъема груза 10 кг (до 2х раз в час),
7 кг постоянно, за смену не более 7 т; запрещены без ее согласия командировки, сверхурочные и ночные смены; в подразделении должна быть специальная комната гигиены женщин.

Для беременных снижаются нормы выработки или осуществляется перевод на другую работу; установлены облегченные условия труда (СанПиН-сменность утренняя, ходьба за смену до 2 км и т.д.); предоставляется отпуск по беременности и родам 70 дней до и 70 после успешных родов
(если больше одного ребенка или при осложнениях, то больше).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория Тейлора и его учеников | Экология и охрана окружающей среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.