Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т.о. Субстанция не безлична, а космос несубстанциален




В отличие от древних греков, средневековая философия полагает, что источник бытия находится за пределом постигаемого человеком мира. То есть космос, и человек как его неотъемлемая часть не имеют бытия в самом себе. То есть начало дающее бытие видимому миру не находится в нём самом.

В этом коренное отличие вроде бы похожих учений Платона, Плотина и других от христианской картины мира. У греков безличный Абсолют, растворённый в мире. Отсюда вытекает второе следствие

Центром мира провозглашается не безличная природа, а Личность. А вернее Три Божественные Личности, сообща владеющие всей полнотой Божественной Природы. Философия Средневековья (на святоотеческом этапе) т.о. совершенно отчётливо ставит Личность выше природы. Античность же личности вообще не знает.

Теоцентризм как центральный принцип философии Средневековья: различия античной и христианской картин мира

 

Что касается фундаментальных расхождений.

Для древнегреческой философии характерен принцип космоцентризма, согласно которому единственной существующей реальностью является мир природных (физических) явлений (самостоятельный в своей чувственности или являющийся проявлением мирового разума) Человек же здесь рассматривается как неотъемлемая и несамостоятельная часть этого природного мира. И хотя в 4 веке до н. э. в древнегреческой философии происходит так называемый «антропологический переворот» связанный с философией Сократа и софистов, тем не менее, на протяжении всего классического периода метафизичность (неотмирность) человека, отличная от метафизичности природного бытия оставалась для древнегреческих философов под большим вопросом.

Окончательное признание сверхприродного статуса человека, его несводимости к чему-то общечеловеческому и общеприродному является плодом деятельности христианских мыслителей 4 в. до н. э. – Отцов Церкви и основателей средневековой (христианской) философии. В основании этого вывода лежит замена античного принципа космоцентризма принципом теоцентризма, согласно которому исток бытия следует искать не в безличном чувственно-воспринимаемом и умопостигаемом человеком мире (именуемом космосом или природой), а вне его – то есть в непостижимом и невидимом Боге – Личности, являющемся и вечным и неизменным первобытием, и Творцом вторичных форм бытия, и тем центром, вокруг которого это вторичное бытие группируется и, благодаря которому, существует. Откровение же о подобии человека Богу, положенное в основу христианской антропологии, а также богатый аскетический (в христианском понимании аскетика это наука о человеческой душе) опыт христиан окончательно увели философию Запада от восприятия человека в качестве одного из проявлений некого безличного первоначала (природы, космоса). Природа стала теперь восприниматься либо как «тюрьма» личности, либо как инструмент, полученный ею от Бога и с благоговением Богу возвращаемый, но уже не как субстанция – безличная сущность, лежащая в основании всякого личностного существования.

 

Таким образом, от античности философию средневековья отличает два фундаментальнейших тезиса, являющихся прямым следствием христианского теоцентризма.

Для человека это означает перспективу смерти. Если, кончено он не прицепится, а вернее не будет подхвачен рукой, принадлежащей запредельному началу бытия. Т. е. Богу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.