Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место экономики в жизни человеческого общества




ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВО

Предмет и метод дисциплины

ТЕМА 1. ЭКОНОМИКА. ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД

ДИСЦИПЛИНЫ “ВВЕДЕНИЕ В ПРИКЛАДНУЮ ЭКОНОМИКУ”

 

1. Смысловые содержания понятия “экономика”

 

В трудах отечественных и зарубежных авторов в понятии “экономика” подразумеваются самые разные смысловые содержания. В одних случаях под экономикой понимается наука об отношениях в процессе производства, распределения и потребления людей. В других - это все виды хозяйственной деятельности людей, которые позволяют им обеспечить себе материальные условия для жизни на земле. В третьих, экономика это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. В иных - это дисциплина, изучающая каким образом общество с ограниченными ресурсами решает, что, как и для кого производить.

Как видно слово “экономика” имеет много понятий. Все эти понятия можно разделить на 2 группы: основные и производные. К основным понятиям правомерно отнести следующие смысловые содержания:

1) Экономика это деятельность, связанная с производством жизненно важных благ, продвижением их от производителей до потребителей и это область знаний и науки о такой деятельности.

2) Экономика как совокупность отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, перераспределения и потребления по поводу потребления товаров и услуг и как область знаний и науки об этих отношениях.

Первое понятие выражает сущность, цели и задачи конкретной прикладной экономики.

Второе понятие выражает сущность, цели и задачи человеческих отношений в экономике.

Все другие понятия “экономика” являются производными от основных. Например, “экономика отрасли”, “экономика предприятия”, “экономика образования”, “экономика семьи” и т.д. Производные понятия в дифференцированном виде отражают сущность основных и имеют адресный характер, указывающий на их специфику.

“Введение в прикладную экономику”

 

Предметом дисциплины “Ведение в прикладную экономику” является изучение экономических понятий, основных характеристик экономики, особенностей и тенденций её развития, сущности и роли экономической политики, современных задач Российской экономики, роли и места труда человека в экономике.

Методом изучения является диалектический материализм, изучение на фактах и теоретических предпосылках путем сравнений и оценок позитивных и негативных сторон экономических явлений и экономической деятельности людей.

Экономика является основой существования (жизни) и развития (численного роста и повышения интеллекта) человечества. Сама по себе природа обеспечить удовлетворение растущих и расширяющихся потребностей людей не может. Возникла необходимость в рукотворном производстве благ. Это рукотворное производство появилось с созданием человеком первых средств труда.

Возможности экономики удовлетворять потребности людей определяются уровнем развития производительных сил, т.е. уровнем развития самих людей, их знаниями, профессионализмом и квалификацией и уровнем развития технической базы производства: средств труда и предметов труда. В историческом аспекте эти возможности постоянно растут по мере развития экономики, ее производительных сил.

Экономика развивается динамично. Это не значит, что экономика развивается непрерывно. В практике периоды существенных подъёмов в производстве и потреблении благ чередуются с периодами спада. Но в целом для всей истории развития экономики является характерным непрерывное расширение состава и увеличение количества производимых и потребляемых благ.

Экономика вместе с человечеством в своём развитии проходит определённые этапы. Эти этапы принято называть общественно-экономическими формациями. Для отличия одного этапа от другого необходимо выбрать признаки. К таким признакам правомерно отнести уровень развития производительных сил и формы собственности на средства производства и на результаты труда - продукты труда.

Выделяют в истории человечества следующие формации:

- первобытнообщинный строй;

- рабовладельческий строй;

- феодальный строй;

- капиталистический строй;

- социалистический строй.

Первобытнообщинный: характеризуется сочетанием личной и общинной собственности на средства производства и на продукты труда. Уровень развития производительных сил определяется примитивными орудиями труда и знаниями о силах природы.

Рабовладельческий: характеризуется преимущественно частной собственностью на средства производства, человека-раба и на продукты труда. Уровень развития производительных сил определяется простыми средствами труда и применяемой для части их живой силы животных и сил природы - воздух, вода и огонь.

Феодальный: для этого строя характерна частная собственность на средства производства и частичная на продукты труда и человека. Уровень развития производительных сил определяется применением простых механизмов, позволяющих шире использовать силы природы и животных (водяное колесо с приводом, ветряные мельницы и т.д.).

Капиталистический: изначально характеризуется преимущественно частной собственностью на средства производства и продукты труда и к концу ХХ века сочетанием государственной и частной собственности при значительной доле государственной. Уровень развития производительных сил определяется широким применением машинной техники и сил природы и соответствующими знаниями и умениями людей.

Социалистический: для этого строя характерна преимущественно общественная собственность на средства производства и результаты (продукты) труда. Уровень развития производительных сил характеризуется широким использованием машинной техники и сил природы, соответствующими знаниями и умениями людей

Тенденции в мировой экономике указывают, что предстоящий этап развития человечества будет характеризоваться ростом доли государственной собственности на средства производства при сохранении значительной доли собственности на продукты труда у пользователей средств производства. Уровень развития производительных сил будет характеризоваться расширением знаний о земле и космосе и растущим использованием сил природы и космоса, более эффективным использованием природных ресурсов и вовлечением всё большего их перечня для производства благ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.