Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стихотворство 17 в




 

1.Протопоп Аввакум-идеолог старообрядчества.

2.Источники русского стихотворства.

 

Опорная лексика:

Раскол в русской церкви, Старообрядчество, социальные противоречия, литературные приемы “Жития”, новаторство Аввакума, стихотворство, Симеон Полоцкий, “Вертоград Многоцветный”.

 

Литература:

 

Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное и другие сочинения. (ред.Н.К.Гудзий) М.1960 г.

А.Н.Робинсон. Борьба идей в русской литературе 17в. М., 1974г.

Панченко А.Н. Русская стихотворная культура 17в. Л., 1973.

 

Особое место в литературе 2-ой половины 17в. занимает старообрядческая литература. Как социально-религиозное движение раскол окончательно оформится после церковного собора 1666-1667 гг. Реформы патриарха Никона были сведены лишь к внешней обрядовой стороне. Реформа знаменовала новый этап подчинения церкви светской власти. Она вызвала появление мощного антифеодального, антиправительственного движения-раскола или старообрядчества. Активное участие в движении приняла часть крестьянства, сельского духовенства и родовитого боярства. Таким образом, раскол объединил на первых порах представителей различных классов и социальных групп. Идеологом старообрядчества являлся прототоп Аввакум талантливейший писатель 2-й половины 17в. (1621-1682 гг). Он фанатически отстаивал свои убеждения и погиб за них на костре. Протопоп Аввакум был талантливым своеобразным писателем. Ему принадлежит около 80-ти сочинений, из них 64 написаны во время 15-летнего заточения в земляном срубе Пустозерска. Ему принадлежат “Житие”, повествующее о жизни автора, “Книга бесед”, челобитные, послания.

“Житие протопопа Аввакума им самим написанное лучшее творение Аввакума, созданное в 1672-1673 гг. Это первое в истории русской литературы произведение автобиографического жанра, в котором выразились тенденции к реализму. Эти тенденции нашли отражение в бытовых сценах “Жития”, в пейзажных описаниях, в диалогах героев, а также в языке произведения с его просторечиями и диалектизмами.

Центральная тема жития - тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за “древлее благочестие” против Никоновых новшеств. Она тесно переплетается с темой изображения жестокости и произвола “начальников”-воевод, обличения “шиша антихристова” Никона и его приспешников, утверждавших новую веру “кнутом и виселицами”. На страницах жития во весь свой гигантский рост встает образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного. Характер Аввакума раскрывается в житии как в семейно-бытовом плане, так и в плане его общественных связей. Аввакум проявляет себя и в отношениях к “робяткам” и верной спутнице жизни, преданной и стойкой Анастасии Марковне, и в отношении к патриарху, царю, и простому народу, к своим единомышленникам, соратникам по борьбе. Поражает необычайная искренность его взволнованной исповеди: горемыке-протопопу, обреченному на смерть, нечего лукавить, нечего скрывать. Он откровенно пишет о том, как прибегнул к обману, спасая жизнь одного “замотая” - гонимого человека, которому грозила смерть. Вспоминает о своих тяжких раздумьях и колебаниях, он готов был молить о пощаде и прекратить борьбу. В “Житии” поражает, прежде всего, личность героя, его необычная стойкость, мужество, убежденность, стремление к справедливости. Хотя Аввакум и назвал свое произведение “Житием”, с традиционным агиографическим жанром его связывает немногое. В нем преобладают новаторские черты в изображении человеческой души, ее страданий, стойкой непреклонности. Новаторские приемы проявляются в изображении семейно-бытовых отношений, в сатирическом обличении духовных и светских властей, в описании Сибири. Если Аввакум непримирим и безпощаден к своим противникам, то он чуток и заботлив по отношению к своей семье, к своим подвижникам. Наиболее значителен в “Житии” образ спутницы жизни, его жены Анастасии Марковны. Она вместе с мужем безропотно идет в сибирскую ссылку и морально помогает мужу переносить все невзгоды, лишения. Безропотно идет она вместе с мужем в далекую сибирскую ссылку: рожает и хоронит по дороге детей, спасает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище-московскую однорядку, а затем копает коренья, толчет сосновую кору, подбирает недоеденные волками объедки, спасая детей от голодной смерти; С грустью говорит Аввакум о своих сыновьях Прокопии и Иване, которые, испугавшись смерти, приняли “никонианство” и теперь мучаются вместе с матерью, закопанные живыми в землю (т.е. заключенные в земляную темницу). С любовью говорит протопоп и о дочери своей Аграфене, которая вынуждена была в Даурии ходить под окно к воеводской снохе и приносить от нее иногда щедрые подачки. Изображая себя в обстановке семейно-бытовых отношений, Аввакум стремится подчеркнуть неразрывную связь бытового уклада с церковью. Патриархальный уклад, охраняемый старым обрядом, и защищает он. Он стремится доказать, что старый обряд тесно связан с самой жизнью, ее национальными основами, а новый обряд ведет к утрате этих основ. Страстная защита “древлего благочестия” превращает житие в яркий публицистический документ эпохи. Не случайно свое житие протопоп начинает с изложения основных положений “старой веры”, подкрепляя их ссылками на авторитет “отцов церкви” и решительно заявляя: ”Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю”. Собственная его жизнь служит лишь примером доказательства истинности положений той веры, борцом и пропагандистом которой он выступает.

Но главное своеобразие “Жития” Аввакума в его языке и стиле. Для стиля “Жития” характерно сочетание сказовой формы с проповедью, что привело к тесному переплетению разговорно-просторечных элементов языка с церковно-книжными. В столкновении церковно-книжных и разговорных форм рождалось новое стилистическое единство, которое сам он характеризует как “просторечье”. В стиле жития протопоп использует форму сказа - неторопливого рассказа от первого лица, обращенного к старцу Епифанию, но в то же время подразумевающего и более широкую аудиторию своих единомышленников. Но, как отметил В. В. Виноградов, в стиле жития сказовая форма сочетается с проповедью, и это обусловило тесное переплетение церковно-книжных элементов языка с разговорно-просторечными и даже диалектными. Для стиля Аввакума характерно отсутствие спокойного эпического повествования. Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка. Эти драматические сцены соединены между собой лирическими и публицистическими отступлениями. Аввакум либо скорбит, либо негодует, либо иронизирует над противниками и самим собой, либо горячо сочувствует единомышленникам и печалится об их судьбе. “Житие” проникнуто духом борьбы. Автор страстно отстаивает свои убеждения, обличает врагов. Деятельность Аввакума была направлена на защиту старообрядчества, раскола, носившего реакционный характер. Большой талант Аввакума, его литературное новаторство делают его творчество выдающимся явлением древнерусской литературы

Вся история древнерусской поэзии - это история сложных взаимоотношении, взаимовлияний литературы и фольклора. Русская книжная поэзия возникла в первые годы 17в., в “Смутное время”. Возникновению стихотворства способствовало несколько причин. Главнейшая из них - уход фольклора из города, расцвет рифмованной прозы. Первые русские стихотворные опыты 17в. последовали вслед за украинскими и белорусскими, которые относились к 1581г..Расцвет русской силлабики связан с именем Симеона Полоцкого. Это был первый русский поэт-профессионал, первый литератор. Силлабический стих Полоцкого формировался под непосредственным воздействием украинского и польского стиха. Однако возможность использования в русском стихосложении одиннадцати- и тринадцатисложного силлабического стиха с обязательной парной женской рифмой была подготовлена длительным историческим развитием выразительных средств, органически присущих русскому книжному языку. Силлабический стих Симеона Полоцкого был тесно связан с тем рафинированным книжным “славенским языком”, который им сознательно противопоставлялся языку разговорному. Своим поэтическим произведениям Полоцкий придавал большое просветительное и воспитательное значение. Высокое призвание поэта Полоцкий видел в способности привлекать “слухи и сердца” людей. Могучее оружие поэзии, считал он, должно быть использовано для распространения просвещения, светской культуры, правильных нравственных понятий. Кроме того, вирши должны служить образцом для всех пишущих на “словенстем книжном языце”. Симеон Полоцкий выступает в качестве первого придворного поэта, создателя панегирических торжественных стихов, явившихся прообразом хвалебной оды. В центре панегирических виршей стоит образ идеального просвещенного самодержца. Он является олицетворением и символом Российской державы, живым воплощением ее политического могущества и славы. Он должен посвятить свою жизнь благу государства, благу своих подданных, заботиться об их “гражданской потребе” и их просвещении, он строг и милостив и в то же время точный исполнитель существующих законов. Наряду с панегирическими стихами С. Полоцкий писал вирши на самые разнообразные темы. 2957 виршей различных жанров (“подобия”, “образы”, “присловия”, “толкования”, “епитафия”, “образов подписания”, “повести”, “увещевания”, “обличения”) он объединил в сборнике “Вертоград (сад) многоцветный” (1677-1678). Этому сборнику поэт придал характер энциклопедического поэтического справочника: вирши расположены по темам в алфавитном порядке названий. Все произведения как светской, так и религиозной тематики носят нравоучительный характер. Поэт считает себя носителем и хранителем высших религиозно-нравственных ценностей и стремится внушить их читателю. «Вертоград многоцветный» -составление было закончено за 2 года до кончины, по композиции подобен энциклопедическому словарю: стихотворения расположены в алфавитном порядке. «Вертоград» собирался из материала, подготовленного в разное время. Когда оказывалось, что ту или иную букву кирилловской азбуки нечем заполнить, Симеон специально писал новое стихотворение, чтобы у будущего читателя не создалось впечатление неполноты.

«Вертоград многоцветный»-сборник дидактической поэзии. Для дидактической поэзии Симеона Полоцкого характерны сильные просветительские тенденции. Она направлена против невежд, против ригоризма церковной морали, против тех, кто кичится знатностью своего происхождения, не имея каких-либо личных заслуг; она проникнута уважением к человеческому разуму, науке. Показательно в этом отношении стихотворение в защиту медицины и врачей. Как истый просветитель, Симеон Полоцкий занимался даже популяризацией научных сведений в стихотворной форме, о чем свидетельствуют его многочисленные стихотворения на темы всеобщей истории географии, зоологии и т.д.

Сравнительно большое место в «Вертограде» занимают стихотворения, посвященные общественно-политическим вопросам. Сюда относятся: стихотворения «Гражданство», где Симеон устами прославленных философов древности подробно характеризует все те основания человеческого «гражданского» общежития, которые «крепят государства»; стихотворения, где говорится о «гражданских» обязанностях каждого человека, о необходимости «правителям» соблюдать установленные в стране законы.

Автор «Вертограда» не заботился ни о жанровом, ни о тематическом единстве. Его целью был охват всех сюжетов, которые должен был знать просвещенный человек. Здесь и концепция идеального правителя, обличение общественных пороков, размышление о «гражданстве» В связи с этим Симеон немало стихотворений посвятил моральным проблемам.. Симеон Полоцкий хотел дать читателям широчайший свод знаний из разных отраслей науки.

Подобно распространенному на Руси сборнику «Физиолог», «Вертоград многоцветный» охватывает сведения о вымышленных и экзотических животных (птице феникс, плачущем крокодиле), драгоценных камнях.

Одновременно с «Вертоградом» Симеон Полоцкий успел подготовить в 1678 г. еще один сборник стихотворений - полный «рифмоторный» перевод «Псалтыри царя и пророка Давила» В. 1680 г перевод был издан в Москве отдельной книгой. Подготовляя этот сборник, Симеон имел в виду дать читателю текст Псалтыри, приспособленный не только для чтения, услаждающего слух, но и для пения в домашней обстановке.

С именем Симеона Полоцкого связаны и первые шаги русской оригинальной драматургии. Ему принадлежат две пьесы в стихах: «Комидия притчи о блуднем сыне» и «трагедия» «О Новходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не соженных».

Все стихотворные произведения Симеона Полоцкого, в том числе и драматические, написаны силлабическими стихами.

Основной принцип силлабического стихосложения - равносложность; поэтическая речь организуется закономерным чередованием равносложных стихотворных строк.

 

 

Вопросы и задания:

 

1. Что представляет собой такое общественное явление, как раскол, старообрядчество?

2. В чем вы видите обличительную направленность “Жития”?

3. Каков принцип изображения человека в “Житии протопопа Аввакума”? Сравните с летописным изображением.

4. В чем своеобразие языка “Жития”?

5. В чем проявляется литературное новаторство Аввакума?

6. В чем своеобразие виршей Симеона Полоцкого?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.