Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Русское кино 1896-1917 гг

Краткие лекции по истории русского кинематографа

 

Распространение кино в России началось с показа французских картин Огюста и Луи Люмьер, показанных в мае 1896 года, и работ первопроходцев отечественного синематографа В. Сашина, А. Федецкого, снявших несколько злободневных сюжетов кинохроники.

Первый русский фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), 1908 года выпуска (режиссер В. Ромашков), иллюстрировал в нескольких сценах сюжет популярной песни «Из-за острова на Стрежень…» - это демонстрировало зарождение демократических тенденций в отечественном кино. Однако уже в первом полнометражном фильме «Оборона Севастополя» (1911 год, режиссеры В. Гончаров и Александр Ханжонков) была предпринята серьезная попытка воспроизвести на экране историческое событие: фильм завершали документальные кадры, на которых фигурировали оставшиеся в живых защитники Севастополя.

Большая часть первых русских фильмов носит схематичный характер, примитивный сюжет. Однако некоторые произведения русской прозы получают в кино вполне убедительное воплощение. К ним относится, в частности, фильм «Дворянское гнездо», поставленный в 1915 году режиссером Владимиром Гардиным – в нем чувствовался «тургеневский» стиль. «Пиковая дама» (1916 г, режиссер Яков Протазанов) с актером И. Мозжухиным в роли Германа стала заметным событием синематографа тех лет. Тему социального неравенства раскрыл в своей работе «Немые свидетели» (1914 год) режиссер Евгений Бауэр по сценарию А. Вознесенского. В эти годы кинематограф привлекает внимание ведущих деятелей культуры – писателей, артистов, мастеров театра. Об этом новом явлении высказываются в своих трудах Лев Толстой, Максим Горький, Александр Блок, Леонид Андреев: они отмечают массовость, доступность кино, возможность с его помощью вести широкую просветительскую работу, однако опасаются, как бы не стало оно прибежищем пошлости и мещанства.

Имя Александра Ханжонкова чрезвычайно много значит в истории развития отечественного кинематографа. Он, наряду с художественными картинами, выпускает ленты научного содержания. Появляются первые объемные мультипликации – «Прекрасная Люканида» (1912 год). Театральные актеры все чаще снимаются в кино, в картине «Царь Иван Васильевич Грозный» принимает участие Федор Шаляпин. Отдельный интерес представляет работа театрального режиссера Всеволода Мейерхольда «Портрет Дориана Грея», 1915 года.

С началом Первой мировой войны поток зарубежной кинопродукции естественным образом почти прекратился. Зато отечественное производство резко ускорило темпы: в 1916 году снимается около 500 фильмов! Подавляющая их часть – салонные мелодрамы, приключенческие ленты, комические картины. Именно тогда появляется на кинематографическом небосклоне России первая звезда – Вера Холодная. Именно благодаря ей невероятной популярностью пользуются картины «У камина» и «Позабудь про камин» режиссера Петра Чардынина. К 1917 году отечественный кинематограф находился на высокой ступени развития, был накоплен опыт, освоены лучшие традиции русской литературы, появлялись все новые кинематографисты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные признаки правового государства | II. Русское кино 1917-1930 гг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.