Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского




Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.

На рубеже 8 – 9 веков возникла крупнейшая в Европе раннефеодальная государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания до начала 14 века). Создался мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные племена от Карпат до Урала, от черного до белого моря. В 988 г. в значительной степени по инициативе киевского князя Владимира Святославовича произошло крещение Руси. Вместе с Христианством, воспринятым из Византии, пришло просвещение и культура. Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники. При церквях и монастырях создавались школы. Владимиром С. в Киеве была открыта первая школа "учение книжного". Образование на первых порах насаждалось сверху. Школа для России было явлением новым и воспринималось с опаской. Но князья и их окружение были заинтересованы в распространении новой религии. Школы должны были способствовать этому. Обучение религии и обучение вере воспринимались как единый процесс. Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей).

Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В 11 веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К 13 веку школы существовали уже во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах. Содержание обучения в обычных школах: чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики.

При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получали образование писатели, летописцы, переписчики, переводчики, проповедники, "книжники". Была открыта повышенная школа в Киево-Печерском монастыре для обучения монахов и высшего духовенства. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переводные с греческого рукописные книги. При Киевском Софийском соборе Ярославом Мудрым была создана первая библиотека.

 

Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла княжна Прадслава, известная в истории как Ефросиния Полоцкая (1110? – 23.05.1173). Она была внучкой князя Всеслава Чародея и с малолетства имела способности к науке, а ее любовь к чтению удивляла родителей, которые считали, что чтение занятие не для женщин. Ефросиния уже тогда мечтала сама переписывать книги. Сколько книг она переписала за свою жизнь неизвестно, но это было большой и кропотливой работой, так как не существовало другого способа "издать" книгу, кроме того, как переписать букву за буквой, ряд за рядом, страницу за страницей. Этому делу и посвятила свою жизнь полоцкая просветительница. Но этой деятельности ей было мало. Она мечтала расширить переписку книг, поэтому основала в Полоцке два монастыря – женский и мужской, а при них организовала мастерские по переписыванию книг и школы для девочек и мальчиков. Этим она помогла развитию школьного дела, тем более, что по написанным ее книгах дети учились грамоте, а ее школы для того времени были передовыми и по программе и по контингенту учеников, большая часть которых была из простых семей.

Культурно-просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой проявилась и в других направлениях. Так, она объединяла вокруг себя талантливых зодчих, живописцев и поддерживала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм, а также собор при основанном ее Богородицком монастыре. С именем Ефросинии Полоцкой связано и создание полоцким мастером Лазарем Бокшей подписного креста для храма Святого Спаса.

Ефросиния призывала князей Киевской Руси к окончанию междоусобиц.

В конце своей жизни отправилась в далекое опасное путешествие в Палестину. В Иерусалиме она заболела и умерла23 мая 1173 года, когда ей было 53 года. Ее тело было перевезено в Киев и захоронено в Киево-Печерской Лавре. За свою просветительскую деятельность Ефросиния Полоцкая была признана святой опекуншей полоцкой земли, а 5 июня отмечают День памяти небесной заступницы за Беларусь.

 

Другой представитель белорусского Просвещения 12 века – Кирила Туровский ( 1130 - 1182), который за свое мастерство и художественное слово был прозван вторым Златоустом. Он был очень образованным человеком: очевидны его познания в грамматике, диалектике, богословии. Кирилл глубоко изучил Ветхий и Новый Заветы и многочисленные их толкования, что давало ему возможность и самому составлять серьезные богословские комментарии. Еще в детстве великий просветитель овладел греческим языком. Его отец был богатым человеком и знал цены образованию, поэтому заранее побеспокоился, чтобы сын научился читать и писать. Учился К. Туровский в Турове, т.к. там находилось немало приезжих греков. Особенно много их приехало во время правления Святополка Изяславовича.

С приходом из Византии христианства К. Туровский сразу принял новую веру.

Чтобы постичь книжную мудрость просветитель стал послушником одного из монастырей, где продолжил образование и самообразование. Там он решил посвятить свою жизнь благородному делу – помочь людям понять смысл их существования и содействовать нравственно-духовному усовершенствованию общества. Более 13 лет К.Туровский был в епископском сане, и за это время он создал свои лучшие произведения. Все его творчество проникнуто идеей возможности нравственно-духовного усовершенствования каждой личности и общества в целом.

Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь, которая возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Эти два качества просветитель объединял в понятии служения Богу, в чем видел смысл существования и предназначения человека.

К. Туровского как учителя волновало то, что грамотность и образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что знания нужны всем без исключения людям.

Большую педагогическую ценность имели "Поучения" К. Туровского о воспитании в человеке положительных качеств. Его произведения вместе с "Поучениями Владимира Мономаха" имели большое значение в развитии педагогической мысли на Руси. У К.Туровского нет педагогической системы, его мысли о воспитании и обучении золотым зерном разбросаны в его произведениях. Многие из них имеют поучительное и воспитательное значение: они направлены против обмана, лживости, обжорства, дармоедства, зла и насилия.

Выступления К. Туровского перед широкой аудиторией с речами против людских пороков, с намеками на высокопоставленных особ, имели большое социально-бытовое значение.

Просветитель стремился побудить своих земляков к книге и знаниям. В одном из своих поучений он призывал не отказываться от чтения книг. Он советовал читать сознательно, с "разумом".

К. Туровский написал одно из наиболее замечательных произведений "Притчу о человеческой душе и теле", что известно еще под названием "Притча о слепом и хромом".

До нас дошло не все наследие К. Туровского. Сохранились 8 сказаний, 21 молитва, 2 канона на смерть княгини Ольги. По праву первенствуют притчи просветителя.

К. Туровский является писателем, оратором, просветителем и педагогом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.