КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модернизация форм обучения и воспитания
Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры "Выборы", "Стачка", "Суд" и другие. Большое место отводится общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии появился курс граждановедения. Учебные программы непременно предусматривали решение задач нравственного, интеллектуального физического, трудового воспитания уч-ся. На особом месте стояли предметы гуманитарного цикла (литература, история, обществоведение, иностранные языки). Эти предметы рассматривались как источники духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности. Организация учебного процесса и метода обучения. В большинстве развитых стран обучение начинается с 6 лет, в Великобритании – с 5, но обучение грамоте ведется и с дошкольного возраста, с 4 – 5 лет. Оценка знаний осуществляется от пятибалльной до стобалльной, а в ряде стран – в буквенной системе. Общей для большинства стран продолжает оставаться проблема второгодничества. Во Франции, например, до 20% учащихся оставляются на второй год, а 15-20% не выдерживают выпускных экзаменов по окончанию средней школы. Второгодничество наносит огромный урон личности: порождает неуверенность в себе, чувство неполноценности, это сказывается на дальнейшей судьбе человека. Выход из такого положения находится различный: например, в США не оставляют на второй год, а приспосабливают учебные программы к уровню подготовленности учеников; практикуют временный перевод учащихся в следующий класс и др. Преобладающей формой организации учебного процесса являлась в XX в. классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий. В практике учебных заведений встречаются два типа обучения – поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское). Поддерживающее традиционное обучение (усвоение заданных образцов, воспроизводство культуры, социального опыта) – это репродуктивное обучение. Учитель здесь играет лидирующую роль, являясь организатором работы. Инновационное обучение преследует цель развития у учащихся способности осваивать новый опыт, развития творческого и критического мышления. Обучение выступает как организация учебно-поисковой исследовательской деятельности, учебно-игровой, моделирующей деятельности, предполагает обмен мнениями, творческие дискуссии учащихся. Учитель выполняет функции режиссера. Основные черты традиционного обучения: - учитель излагает основные понятия учебного предмета; - знания, даваемые учащимся, имеют законченный вид и не подлежат сомнению; - лабораторные работы и опыты ведутся по строго определенной методике, их цель – иллюстрация изучаемых понятий; - результаты опытов детей заранее запланированы, а их ход направлен на получение правильного ответа; - ученики должны усвоить круг сведений фактологического характера и воспроизвести его. В ходе такого обучения формируется формально-логическое мышление. Черты исследовательского обучения: - учащиеся не получают в готовом виде от учителя знаний, а сами постигают их; - знакомство с понятиями предполагает включение альтернативных точек зрения, сомнение в достоверности имеющихся теорий; - учащиеся сами принимают решение о выборе способов работы; - учащиеся, знакомясь с примерами, наблюдая явления, сами выводят правило без изложения его учителем или знакомства с учебником; - полученные результаты учащихся подвергаются сомнению. Исследовательское обучение развивает самостоятельность мышления, умение мыслить творчески. Преимущества его очевидны. Но в школах до 60 – 70-х гг. преобладал репродуктивный тип обучения, при котором изложение учителем материала и его воспроизведение школьниками занимает до 70% времени. Обновление учебного процесса. В 70-х гг. стало очевидно, что школа, которой главным методом являются слово, запоминание, развитие формального логического мышления, устарела. Группа видных специалистов под эгидой ЮНЕСКО создала книгу "Учиться быть", в которой провозгласила, что в школе ребенок не может быть пассивным объектом воздействия, что ученик играет активную роль в своем образовании и воспитании, он учится пополнять знания всю жизнь, мыслить свободно и критично, учится творчеству в творческой деятельности и учится любить мир и делать его более гуманным – такова программа переориентации школы. Ж. Пиаже привал школу готовить людей, способных созидать новое, а не просто повторять известное, "людей изобретательных и творческих, у которых критический и гибкий ум". Литература. 1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168. 2. Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. – М., 1989. – 258 с. 3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. – С.241–259. 4. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с. 5. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с. 6. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.
Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
План.
1. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь. 2. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республики Беларусь. 3. "Белорусская модель развития" как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь.
1. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь. В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. В образовательной системе "детский сад - школа - вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках: - невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе; - отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям развития общества; - завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных запросов и возможностей личности; - чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников; - устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики; - неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности. Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002г Закон уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования). В соответствии с Законом разрабатывается концепция реформы общеобразовательной средней школы. В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы: перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта. Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования: - сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования; - интеграция системы образования с наукой и культурой; - формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества; - разработка принципов совершенствования системы образования в РБ. Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач: - переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы; - разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников; - трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала; - обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей; - обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы; - разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся; - создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности. Принципы национальной системы образования: - гуманизация и демократизация образования; - доступность - равенство прав граждан на получение образования; - единство образовательных и воспитательных задач; - обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей; - преемственность между уровнями и ступенями образования; - опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования. См. схему Структура образования в Республике Беларусь.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТУПЕНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |