Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа комического в прозе А. П. Чехова




 

Комическое в текстах Чехова присутствует в разных формах. Наиболее часто используются открытая и внутренняя (скрытая) ирония, а также варианты пародийных форм.

Открытая (прямая) ирония характерна для ранних рассказов. Как и для таких мастеров юмора и сатиры, какими являются Гоголь и Щедрин, для раннего Чехова природа смеха обусловлена свойствами самой жизни. Смех раннего Чехова прямой и открытый. Комический эффект возникает из самой ситуации, когда происходит совмещение серьезного плана с несерьезным, или от противоречия между серьезностью тона и ничтожностью предмета.

Яркими примерами прямой чеховской иронии являются хрестоматийные рассказы «Смерть чиновника» (1883), «Хамелеон» (1883), «Толстый и тонкий» (1883). В данных рассказах композиция основана на юмористической сценке, фабула – на комических ситуациях. Обозначена позиция автора: сатира на порок — «начальникобоязнь» и «подхалимство».

В переходный период в рассказах Чехова появляется ирония иного рода, близкая к внутренней. Ироничные сюжеты строятся на том, что сначала герой уверен в себе, а по ходу повествования выясняется, что жизнь опровергла, разбила эту самоуверенность. Например, в рассказе «Агафья» (1886) героиня — жена стрелочника — приходит на ночное свидание к Савке, который охраняет огороды. На вопрос рассказчика: «А если узнает Яков (муж)?» Агафья отвечает: «Не узнает… Я знаю, когда поезды ходят». Наивная Агафья уверена, что вернется домой до прихода мужа, но, опьяненная вином и любовью, забывает обо всем. В этом же рассказе сюжетная ирония дополняется стилистической. Так, о Савке говорится, что он производил неизгладимое впечатление на «деревенских дульциней».

Внутренняя (скрытая, косвенная) ирония появляется в прозе Чехова в переходный период (приблизительно с 1886 г). Этот прием не является открытием Чехова. Признаки внутренней иронии заметны еще у древних киников и в трагедии Софокла «Эдип». Но в русской литературе никто из писателей не использовал этот прием так активно, как Чехов.

Скрытая ирония — это противоречие между субъективным замыслом человеческих слов и поступков и их объективным значением.

Скрытой иронии присущи изящность и ненавязчивость тона повествования: авторская мысль выражается косвенно, через деталь-знак или лексический повтор. Скрытая ирония направлена на опровержение первоначального читательского впечатления.

Рассказу «Тоска» (1886) предпослан эпиграф: «Кому повем печаль свою?». Казалось бы, неуместно искать иронию в повествовании о тоске извозчика Ионы по умершему сыну. Тихо и незаметно читателю навеян нерасторжимый в своей целостности образ лошади и извозчика. Будущий собеседник Ионы намечен сразу. В повествовании герой тщетно пытается излить свое горе разным пассажирам, но они остаются равнодушны. И в финале Иона в невыносимой душевной тоске идет к лошади и рассказывает все ей. Авторская мысль, на первый взгляд, прочитывается в сентиментальном ключе как тоскливый разговор извозчика с лошадью. Но Чехов, благодаря скрытой иронии, говорит о том, как глухи люди к чужому горю, как одинок человек среди людей.

Пародийная форма комического, характерная для ранней прозы А. Чехова, не исчерпывает себя и в поздних произведениях. Принято считать, что Чехов, изображая измученную, больную совесть интеллигента, сочувствует своим героям. На наш взгляд, трудно не заметить, что здесь за искуснейшей формой нередко скрыта убийственная пародия, какое-то злое поддразнивание.

Чеховская пародия чаще всего направлена на всё предыдущее в литературе. Чехов раннего периода проводит эксперименты с целью осмеяния жанрового канона. Средневековые жанры под пером Чехова меняют свой назидательный статус. Так возникают пародийные варианты «Письмовника», «Лечебника», «Домостроя», «Физиолога».

Чеховские рассказы и юморески, созданные в эпистолярном жанре, пародируют стиль, язык и структуру письмовников. Готовые формы наполняются новым содержанием: «Письмо к ученому соседу» (1880), «И то и се (Письма и телеграммы)» (1881), «Новейший письмовник» (1884), «Два письма» (1884), «Два письма» (1886), «Письма» (1886), «Много бумаги (архивное изыскание)» (1886).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.