КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление античного театра
Античная эпоха создала ценности непреходящего значения. Они пережили свой век и то общество, в среде которого возникли, и прочно вошли в современную мировую культуру. В числе этих ценностей был и театр. Предысторию греческого театра можно себе представить лишь в весьма общих чертах. Трудно провести более или менее четкую грань между подражательными играми, существовавшими с незапамятных первобытных времен у всех народов, и началом театрального действа в собственном смысле этого слова. Исторические и этнографические наблюдения показывают, что на ранних ступенях развития человечества подмена реальной действительности воображаемым миром была органически связана с первобытной верой в существование душ и духов, а также с магией. На этой основе возникали различные верования и культы. К числу таких культов у древних греков относится культ Диониса — бога плодородия. Правда, в Афинах культ Диониса получает официальное признание только во второй половине VI в. до н. э. Включение культа Диониса в официальную государственную религию означало превращение его праздников в официальные общегражданские торжества. В Афинах и Аттике существовало четыре больших ежегодных праздника Диониса. Первый — так называемые Малые Дионисии. Они проводились в декабре-январе. Праздник этот справлялся в основном в деревне, поэтому еще назывался Сельскими Дионисиями. В этот день в деревнях устраивались веселые процессии, в которых вели предназначенного для жертвоприношения козла. Вслед за жертвоприношением начинались сельские гуляния и пирушки, сопровождавшиеся шутками и играми. В ходу были переодевания и импровизированные разыгрывания ряжеными всякого рода сцен из богатых сюжетами мифов о Дионисе. Второй афинский праздник Диониса — Линей — отмечался в январе-феврале несколько дней сряду. Он был сходен с Малыми Дионисиями по характеру, но проводился гораздо пышнее в самом городе Афины в святилище Диониса. Именно на этих праздниках начиная предположительно с 500 г. до н.э. стали регулярно проводиться театральные состязания. Праздник Анфестерий (февраль-март) — третий по счету афинский праздник Диониса. Он - совпадал с наступлением в Греции весны. Празднества продолжались три дня. Каждый из этих дней имел свое назначение. В первьй день праздника афинские домохозяева пробовали молодое и уже готовое к употреблению вино и совершали им возлияния на жертвенниках бога Диониса. Все домочадцы и их дети, а также слуги и рабы принимали участие в праздничном веселье. Во второй день праздника развлечения продолжались. Ряженые, представлявшие сатиров, вакханок и нимф, ходили по городу, навещали знакомых, участвовали в шумных играх, на которых происходили своеобразные соревнования — кто скорее выпьет большой кубок вина. Победители награждались венком из плюща и мехом вина. Последний день праздника был целиком посвящен не живым, а мертвым. В этот день приносили жертву подземному божеству, которое господствовало над душами умерших. Итак, веселье, радость и тут же печаль по ушедшим из жизни — диаметрально противоположные переживания на протяжении одного и того же праздника. Та же черта присуща и Великим Дионисиям, четвертому и самому торжественному и пышному афинскому празднику в честь этого бога. И тут на одних спектаклях, поставленных в Честь бога Диониса, иногда доходило до того, что, потрясенные трагическими событиями из богатой приключениями жизни Диониса, зрители навзрыд плакали, на других — до упаду хохотали. Характерная, уже знакомая эмоциональная двойственность. Таким образом, культу Диониса была присуща эмоциональная контрастность. Именно эта двойственность может объяснить многое в том сложном процессе, который в конечном своем результате привел к образованию театра. Ведь именно в этой раздвоенности и кроются истоки того самого действа, которое в обрядовых играх приобретает элементы действа театрального. И не случайно слово «драма», объединяющее все три созданных античной драматургией театральных жанра — трагедию, комедию и сатировскую драму, — в буквальном переводе с греческого означает «действие». Аристотель с полной определенностью связывает начало драмы с культом Диониса. Свидетельство его подтверждается тем, что театральным зрелищам на всем протяжении известной истории греческого театра предшествовали жертвоприношения на алтаре Диониса, и ставились они в форме состязаний поэтов-драматургов только в дни его праздников. Об этом говорит и происхождение термина «трагедия». Это слово составное, состоящее из двух слов «трагос»— козел, «оде»— песня. Получается «песнь козлов». С обрядами культа Диониса связано и слово «комедия». Оно тоже составное: «комос» и «оде» — песнь комоса. Комосами назывались шествия ряженых в дни праздника Диониса. Для Аристотеля рождение театра и младенческие его годы были очень далеким прошлым, пример но таким же, как для людей нашего времени появление в Москве первых зрелищных представление под названием «Пещное действо» о которых теперь по-настоящему осведомлены лишь специалисты по культуре Древней Руси. Он знал, что в прошлом трагедия «испытала много перемен», но на его памяти она давно уже приобрела «достодолжную и вполне присущую ей форму». В его время театр уже прочно встал на ноги, вошел необходимой частью в общественную жизнь афинян, достиг полной зрелости. Как трудно в зрелом лице уловить прежние юношеские и детские черты! Трудно, но не невозможно. Потому что в каждом лице существуют наиболее для него характерные, только ему присущие и изначальные черты, без которых оно перестанет быть самим собой. Есть такие черты и в историческом лице греческого театра. Эти черты его массовость и народность. Об этой, безусловно, наиболее важной исторической особенности греческого театра красноречиво говорят уцелевшие во многих местах Греции в более или менее поврежденном виде театральные сооружения. Данные об их вместимости, даже по масштабам нашего времени, очень внушительны. Афинский театр Диониса на южном склоне Акрополя, существовавшего уже в V в. до н. э., вмещал, например, 44 тысячи зрителей. Учитывая численность гражданского населения в античных полисах, можно с уверенностью сказать, что все они в дни празднеств располагали вполне реальной возможностью попасть в театр. Массовость в сочетании со сложившимися в Греции условиями общественной жизни превратила театральную сцену_ в своего рода трибуну с "которой возвещались новые" идеи большого общественного значения и критически пересматривались старые воззрения. Массовость греческого театра предопределила и многие другие, уже чисто сценические, а отчасти и технические его особенности. При строительстве театра греки использовали естественный склон крутого холма, в который органично вписывался театрон — полукружия каменных ступеней, где размещались места для зрителей. Актеру не нужно было резко повышать голос, чтобы его услышали. Если, стоя в центре орхестры, бросить на каменный пол монетку или щелкнуть пальцами, эти звуки будут слышны в самом верхнем, последнем ряду.
В 534 г. до н. э. в дни Великих Дионисий выступил первый известный по имени поэт-драматург Феспид. Отсюда все и пошло: начиная с этого времени_драматические состязания на Великих Дионисиях становятся в Афинах ежегодными. Постоянного театрального сооружения в Афинах тогда еще не было, и представления устраивались на центральной площади города, где для зрителей каждый раз воздвигали из досок и бревен временные помосты. Но и тогда эти зрелища были массовыми. Множество народа собралось в Афинах и на драматические состязания 500 г. до н. э., так что даже деревянные помосты, на которых сидели зрители, не выдержали такого числа людей и рухнули. После этой катастрофы высший законодательный орган афинского государства — народное собрание — вынес постановление о постройке постоянного театра в священном округе бога Диониса на южном склоне Акрополя. По своей форме и по устройству афинский театр Диониса напоминал, скорее всего, стадион нашего времени или цирк под открытым небом, но с одной усеченной половиной. Места для зрителей, расположенные рядами по склону Акрополя, амфитеатром спускались к круглой площадке — орхестре - с алтарем бога Диониса посередине. В «золотой век» афинского стратега Перикла, совершившего немало полезных государственных преобразований, за право входить в театр полагалась небольшая плата. И вот со свинцовыми марками в руках, удостоверявшими их право на вход в театр, зрители спешили через орхестру подняться к своим местам. Места эти, по-видимому, не были нумерованы. На свинцовых марках обозначался лишь сектор, отведенный для граждан той или иной филы (родовой общины). Первые ряды у орхестры предназначались для особо почетных посетителей театра: жрецов бога Диониса, афинских должностных лиц и граждан, удостоенных особых почестей за какие-либо заслуги перед государством. Многие из посетителей театра приносили подушки, чтобы мягче было сидеть, а также захватывали с собой еду. Ведь пробыть им всем в театре предстояло до захода солнца. Когда все были в сборе и сидели на своих местах, наступал торжественный момент. Перед глазами зрителей проносились — к вящей славе афинского государства — дары, преподнесенные народу афинскому его союзниками, а фактически целиком зависимыми от Афин городами. Затем наступал черед афинских граждан, чествуемых и самими афинянами, и их союзниками за различного рода услуги, оказанные ими собственному отечеству и союзным городам. По очереди выходили они на орхестру, и афинские архонты, представители высшей власти государства, под приветственные возгласы всех присутствующих и звуки труб венчали их золотыми венками. Вслед за чествованием начиналась церемония религиозная: жертвоприношения на алтаре Диониса перед его статуей и обряд очищения всех присутствующих в театре. Только люди, прошедшие через этот обряд, могли находиться здесь, не оскверняя своим присутствием театр этого бога. Лишь после такого ритуала можно было приступить к самому главному. Судьи состязания были уже выбраны, жребий брошен, и на основании его установлен порядок следования трагедий, сатировских драм и комедий тех авторов-поэтов, которые были допущены к драматическим состязаниям. Звуки труб возвещали о начале первого спектакля. Только они смолкали, как раздавался традиционный возглас первого афинского архонта: «Введи свой хор...» — тут следовало имя поэта-драматурга, пьесу которого сейчас должны были увидеть зрители. И вот рядами (в трагедии — по три человека, в комедии — по четыре) на орхестру предшеству емый флейтистом, выходил и выстраивался правильным четырехугольником хор во главе со своим корифеем — запевалой. Начиналось театральное действо. Спектакль этот с полным на то правом можно назвать и музыкальным, и хоровым. Музыкальным в том смысле, что весь его строй был подчинен музыкальной композиции и ритму. Хоровым — потому что с начала и до конца его пронизывали выступления хора. Спектакль, как правило, начинался с традиционного пролога и выступления хора, так называемого парода, когда хоревты — участники хора — с маршевой песней под аккомпанемент флейты выходили через один из боковых проходов на орхестру и становились лицом к зрителям. До самого конца спектакля хор потом уже орхестру не покидал, оставляя ее лишь под звуки заключительной песни. Она тоже исполнялась на маршевый мотив и называлась эксодом (буквально — «исходом»). Эксод означал конец спектакля. На орхестре хор исполнял, уже на другие мотивы, так называемые стасимы (буквально —«песни стоя»). Название это неточно, потому что пение стасимов сопровождалось движением хора вокруг алтаря Диониса, сначала в одном направлении, когда исполнялась строфа, потом в обратном, когда исполнялась антистрофа — вторая строфа в паре строф. Хор пел всегда в унисон, то есть одноголосно, для того чтобы зрители лучше могли уловить слова текста. Пение сменялось декламацией и речитативом, но они исполнялись уже не хором в полном составе, а лишь одним корифеем (руководителем хора): по ходу действия он вступал в диалоги с актерами. От пения были неотделимы ритмические телодвижения хоревтов, переходивших в танец. Характер этих телодвижений определялся общим ходом сценического действия. Но, помимо таких подчиненных сценическому действию танцев, в спектакль вставлялись и самостоятельные хореографические выступления. В трагедии таким танцем была строгая и торжественная эммемия, состоявшая не столько в движениях танцующего, сколько в игре его рук и верхней части тела. В сатировской драме и особенно в комедии танцы носили значительно боле темпераментный характер. Такова была в драме сатиров быстрая, полная огня сикиннида, а в комедиях — фривольный кордак. В одних своих выступлениях хор комментировал сценическое действие, а в других выражал эмоциональную его сторону, придавая большую выразительность, но во всех случаях не хор создавал действие. Выступления хора сочетались с игрой актеров, которые произносили монологи или принимали участие в диалогах. Выступали актеры и с сольными песнями, а также вместе с хором. Игра актеров также сопровождалась ритмическими телодвижениями.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |