КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Библейский медицинский опыт
История происхождения библии Давным-давно в финикийском городе Библ (ныне Джебель) начали изготавливать папирус для письма. По-гречески он назывался «библион». Это название перешло со временем на свитки с рукописями, а затем и на книги. Греческое «та библиел» — это множественное число от слова «книга». Библия включает в себя около 80-ти произведений и имеет подзаголовок «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». В основе Ветхого Завета лежат древнейшие сказания, которые передавались изустно из поколения в поколение. С возникновением письменности их стали записывать, вся информация уместилась в 39 канонических книгах. Наиболее известные из них: Бытие (описание процесса сотворения мира), Псалтырь; Основная часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке. Новый Завет, созданный на греческом языке, состоит из 27 книг. Наиболее известные из них: Евангелии (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), Деяния святых апостолов. Кроме канонических библейских текстов, для нас представляют также интерес так называемые «апокрифы» (тайные религиозные произведения, официально не признанные Церковью). Наиболее известный из них Евангелие мира от ессеев* (*ессеи – иудейская секта).Согласно этого писания, Иисус Христос пришел лечить не только души, но и дать людям здоровье телесное. Это Евангелие представляет собой целую лечебно-оздоровительную программу и поэтому имеет для нас особо важное значение. Истоки ветхозаветной медицины следует искать в Египте. Ведь Пророк Моисей был усыновлен дочерью египетского фараона и воспитывали его египетские жрецы, которые посвятили его и в таинство врачевания. Египетские жрецы умели пускать кровь, ставить кровососные банки, коими у них служили отпиленные рога животных, перевязывали раны и гноящиеся язвы, но при внутренних и инфекционных болезнях,острых воспалительных процессах, сопровождающихся высокой температурой — горячках — придерживались выжидательной тактики.Они избегали сильнодействующих средств, и все лечение сводилось преимущественно к строгому соблюдению диеты. Роды у египетских женщин принимали повивальные бабки. Есть предположение, что жрецы умели делать кесарево сечение, по крайней мере, чтобы вынуть плод у матери, скончавшейся в родах. Производили они и обрезание крайней плоти мальчикам, которое являлось обрядом инициации — посвящения юношей в соответствующую половозрастную группу, кастрировали мужчин, которым отводилась роль евнухов при гаремах. Ассортимент лекарственных средств, применяемых египтянами, был достаточно широк и включал целебные травы, хлебные злаки, плоды фруктовых деревьев, побеги, почки и кору деревьев ценных пород (кипарис, кедр, пальма, смоковница), ароматические вещества и благовония, вино, уксус, пиво, мед. Так же, как и в тибетской медицине, использовались вещества и продукты животного происхождения: молоко женщин и коз, моча мужчин, бычья и рыбья желчь, испражнения собак, кошек, льва, крокодила. Лекарства применяли в виде мазей, примочек, пластырей, припарок, промывных (очистительных) вод, отваров и пилюль. Уже тогда были в ходу сигнатуры с указанием времени приема лекарств — «утром», «вечером».Наряду с рациональными приемами, при изготовлении лекарств применялись и магические — заклинания и молитвы. Большее значение придавалось регулярности испражнений — для этого тоже существовало определенное время, и, кроме того, три раза в месяц (по некоторым источникам каждые 3—4 дня) полагалось принимать слабительные и рвотные средства. В определенных случаях ставили клизмы. На необходимость промывания кишечника египтян натолкнули наблюдения за птицей ибис, которая периодически набирала воду в клюв и выпускала ее в заднепроходное отверстие. Вообще гигиена играла в жизни египтян большую роль. Умеренность, опрятность, частые омовения (днем и ночью), посты были освящены религиозным законом. Египтянам предписывалось носить чисто выстиранное полотняное белье, шерстяную одежду нельзя было надевать при посещении храма и класть в гроб. Крылатые насекомые — переносчики многих инфекций — в помещениях подлежали уничтожению, поскольку жрецы интуитивно чувствовали их опасность для здоровья. Особо надо остановиться на примерах божественного исцеления умерших, которые очень часто приводятся как основания божественности целительской деятельности Христа. В Новом Завете чудесным исцелениям, которые совершали Иисус Христос и следующие ему апостолы, отводится немаловажное место. Итак, о чем свидетельствуют евангельские тексты? Сопоставим их с теми многочисленными случаями чудесных исцелений, которые происходили в значительно более поздние времена. В практике многих врачей встречались пациенты, исход болезни которых не укладывался в привычные медицинские представления. То у чахоточного больного в последней стадии неожиданно затягивались изрешеченные легкие. То приговоренный к смерти от рака доходяга непостижимым образом выздоравливал. То у больной, долго и безуспешно лечившейся по поводу трофических язв, экземы и почти полного облысения, кожа становилась нежной и гладкой, а волосы отрастали чуть не до пояса. Прежде всего обратим внимание на то, какого рода больных исцелял Христос: бесноватых, прокаженных, слепых, немых, расслабленных, паралитиков, сухоруких. Описан также случай исцеления от горячки, водяной болезни, остановка длительного кровотечения, а также массовые исцеления хромых, слепых, немых и увечных одновременно (рис. 18). Большинство из этих больных явно страдали психосоматическими расстройствами. Начнем с традиционных примеров, знакомых, вероятно, многим читателям. Прежде всего это относится к исцелению словом. В Евангелиях рассказывается об исцелении Иисусом расслабленного (рис. 19). Приведем самое краткое описание этого эпизода: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами себе: он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой». Словом исцеляет Иисус и другого расслабленного — в купальне у Овечьих ворот. Обратим внимание, что, во-первых, этот больной не был полностью парализован, а мог, хотя и медленно, передвигаться, а во-вторых, очень хотел поправиться. Иисус не зря задал ему этот вопрос. Когда желания целителя и пациента едины и больной не сопротивляется внушению (иногда это происходит на уровне не только сознания, но и подсознания, когда человеку почему-либо удобно быть больным), эффект последнего всегда значительно выше. Недаром Иисус говорил страждущим: «По вере вашей да будет вам». А теперь от этих широко известных евангельских исцелений обратимся к ставшим хрестоматийными примерам исцелений подобных больных знаменитым русским ученым и клиницистом психоневрологом В.М.Бехтеревым. Однажды в аудиторию, где читал лекции Бехтерев, привезли для демонстрации студентам больного, который более 9-ти месяцев был обездвижен в результате паралича, развившегося после истерического припадка. Он лежал в клинике уже полтора месяца без видимого улучшения состояния. Прямо в аудитории Бехтерев погрузил его в гипнотический сон и внушил больному, что он может и должен встать и пойти, что после пробуждения он будет чувствовать себя совершенно здоровым и свободно. Следующую группу больных, исцеленных, согласно Евангелиям, словом, составляли «одержимые бесами» — скорее всего это лица, страдавшие эпилепсией. Иисус обладал властью над духами, и когда «к нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Большое впечатление производят на верующих описанные в Евангелиях исцеления от слепоты (рис. 20). Одно из них произошло в Иерихоне. Слепой, собиравший милостыню у дороги, взмолился: «Сын Давидов! помилуй меня... Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге». В этом случае скорее всего речь идет о функциональной слепоте после какого-либо нервного потрясения. Подобные факты неоднократно встречаются и в медицинской литературе. Несомненно, чудом оценивают верующие воскресение Иисусом и пророками умерших. А коль скоро человек не властен над смертью, он должен прожить отпущенный ему срок как можно более полноценно и насыщенно: «Наслаждайся жизнью... Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». К примеру, ветхозаветный пророк Елисей кроме молитвы Господу выполняет приемы оказания первой медицинской помощи — дыхание рот в рот, чтобы оживить сына благочестивой Сонамитянки: «И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои».Что же случилось с мальчиком? Судя по всему, он перегрелся на солнце. Хорошо известна картина Репина «Воскрешение дочери Иаира», написанная на библейский сюжет (рис. 21). К Иисусу обратился один из начальников синагоги Иаир с просьбой спасти свою дочь, которая находится при смерти. В это время Иаиру сообщают, что дочь его уже умерла и не стоит ему утруждать Учителя своими просьбами. Но Иисус, услышав эти слова, сказал: «Не бойся, только веруй». Придя в дом Иаира, он обратился к рыдающим родственникам: «Не плачьте, девица не умерла, но спит». Ему не поверили. Но Иисус, выслав всех, кроме родителей и своих спутников, взял девицу за руку и сказал ей: «талифа куми», что означает: «Девица, тебе говорю, встань». И она тотчас встала. Можно предположить, что во всех приведенных примерах речь шла не о смерти, а о летаргическом сне, особенно следует учесть, что сам целитель подчеркивает:«не умерла девица, но спит».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |