Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение высшего медицинского образования в России




Дополнительная литература

Для обучения в школе требовалось знание латинского языка — пре­подавание велось на этом традиционном международном языке науки, по­этому в школу поступали первоначально воспитанники Московской славя­но-греко-латинской академии и духовных семинарий. Это были молодые люди демократического происхождения, выходцы из низших слоев обще­ства, прежде всего из мелкого духовенства, из посадских и мастеровых, из казаков и солдат; были среди них и лекарские дети. Большинство со­ставляли «природные россияне», но были и дети иностранцев. Вынужден­ные добиваться всего собственным трудом, они и на учение смотрели как на труд и в большинстве своем занимались с большой охотой.

Твердого срока обучения в Московской госпитальной школе первона­чально не существовало — в зависимости от успехов ученика он колебался от 5 до 10 лет. Программа обучения предусматривала основательное зна­комство с предметами, составлявшими тогда основу медико-хирургическо­го образования. Это были, во-первых, анатомия, во-вторых, «материя ме­дика», включавшая фармакогнозию (систематическую ботанику), фарма­кологию и фармацию, в-третьих, внутренние болезни и, в-четвертых, хи­рургия с десмургией.

Анатомию — важнейшую тогда дисциплину в медицинском образова­нии — преподавал сам Бидлоо.

Николай Бидлоо, или, как называли его в Москве на русский манер, Николай Ламбертович Бидлоо, родился в Голландии, в г. Амстердаме, около 1670 г. Его отец Ламберт Бидлоо был аптекарем и ученым-ботани­ком. Николай Бидлоо окончил академию, в 1697 г. защи­тил диссертацию. Русский посланник в Гол­ландии граф А.А.Матвеев по приказу из Петербурга пригласил Бидлоо в Россию в качестве лейб-медика Петра I и заключил с ним соответствую­щий контракт. В 1702 г. Бидлоо приехал в Россию, ставшую его второй родиной: он прожил здесь более 30 лет и умер в Москве в 1735 г.

В течение нескольких лет Бидлоо был лейб-медиком Петра I: в его обязанности входило постоянно сопровождать царя в его чрезвычайно час­тых поездках по России.

Однако многочисленные обязанности стали тяготить Бидлоо и он об­ратился к благоволившему к нему царю, который к тому же по состоянию здоровья не нуждался тогда в услугах лейб-медика, с просьбой дать ему другую службу. Так Бидлоо стал главным доктором Московского госпита­ля и директором госпитальной школы, где преподавал анатомию и другие основные предметы.

Дисциплину «материя медика» (или, по-другому, аптекарскую нау­ку) ученикам госпитальной школы преподавали аптекари госпиталя Хри­стиан Эйхлер, а потом Иван Маак. В госпитале устроен был свой сад ле­карственных растений (так называемый аптекарский огород): летом и осенью ученики вместе с аптекарем отправлялись за город, в окрестности Москвы, для сбора лекарственных растений и пополнения госпитальной аптеки.

Таким образом, программа обучения будущих врачей в Московской госпитальной школе была весьма насыщенной, ни в чем не уступая, а кое в чем и превосходя программы медицинских факультетов тогдашних за­падноевропейских университетов, в большинстве которых все еще господ­ствовал мертвящий дух средневековой схоластики. Главное было, конеч­но, в практической подготовке будущих врачей, в обучении студентов у постели больного, в палате госпиталя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.