Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии к тестам по философии




№ 5 и 9

Разделы философии

· онтология (с греч. «ontos» - сущее) - учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях;

· гносеология (с греч. «gnosis» - познание) - учение о познании; раздел философии, изучающий возможности познания, источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности;

· аксиология (с греч. «axios» - ценный) – учение о ценностях. Ценности – обобщенные устойчивые представления о значимых для человека благах и объектах, являющихся предметом его желания, интереса;

· этика (с греч. «ethos» - обычай, характер) - учение о нравственности, изучает условия возникновения морали, ее сущность и формы;

· эстетика (с греч. «aisthetes» - чувствующий) учение о смыслообразующих формах бытия на основе чувства прекрасного;

· антропология (с греч. «antropos» - человек) - учение о человеке.

К настоящему времени сложились самостоятельные отрасли философского знания с собственным предметом исследования. Например, философия истории – учение о сущности исторического процесса и возможностях исторического познания; или философия техники – совокупность усилий ученых-гуманистов в осмыслении техники как предмета междисциплинарной рефлексии, или философия науки, философия религии, социальная философия, политическая философия, философия права и т.д.

 

№ 6

Мифологическое мировоззрение – система взглядов на мир в целом и место человека в мире, основанная на личных переживаниях.

Миф появился как некая гипотеза, импровизированное суждение реальности. Что предопределило появление мифа?

1) естественноисторическая неполнота достоверного знания о мире;

2) неразработанность понятийного аппарата и отсутствие на ранних этапах существования человеческого общества четко зафиксированных принципов построения и обоснования знания;

3) бессознательные коллективные фобии (страхи).

Как первичная фаза целостного дотеоретического общего мировоззрения миф составляет неотъемлемую часть любого типа культуры. Появление развитых систем рационально-понятийного знания не приводит к одновременному вытеснению из духовной сферы общества элементов мифологического сознания. В чем это проявляется?

5) Мифологическое сознание постоянно воспроизводится на уровне спонтанного житейского опыта и практического сознания (мечты, ожидания, надежды, страхи, виртуальность)

6) Мифологическое сознание проявляется в ситуациях, связанных с необходимостью коллективного социального действия, основанном на беспрекословном подчинении чужой воле (харизматический лидер, социальные мифы).

Миф «таится» в тех областях человеческого существования, где рациональное мировоззрение либо не занимает господствующего положения, либо по каким-то причинам его теряет. Отчего это происходит?

9) смена идеалов рациональности;

10) поиск мировоззренческих оснований новой исторической эпохи;

11) преобразование старого типа общественного устройства;

12) смена научной парадигмы в частных науках;

Как универсальная форма дотеоретического сознания миф присутствует и сегодня в различных сферах духовно-практического освоения реальности. Роль его при этом неоднозначна: с одной стороны, это мифы массового сознания, «гносеологические» мифы в структуре научного знания (миф о «пещере»), «магический реализм» в литературе и искусстве; с другой стороны, современная политическая мифология нередко используется политическими организациями и властными структурами для целенаправленного программирования массового сознания, создания лояльного (агрессивного) настроения. Современная мифология представлена, главным образом, социальными мифами. Посредством специально созданных социальных мифов осуществляется сознательная целенаправленная деятельность по манипулированию массовым сознанием. В индивидуальном измерении миф функционирует как психологическая установка, направляющая социальное действие. В массовом измерении – как интегрирующая сила, направляющая состояние толпы.

Религиозное мировоззрение – система взглядов на мир в целом и место человека в этом мире, основанная на вере в Бога.

Религия (от лат. «religio» – совестливое отношение к чему-либо). Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие религии представляют собой тщательно разработанные и исторически сложившиеся системы. Они содержат в себе все элементы, характеризующие религию как феномен духовной культуры и общественной жизни.

Вероучение – доктрина, в которой раскрываются смысл и существо данного религиозного направления. Оно определяется этической системой – совокупностью взглядов, нравственных идеалов, принципов и норм.

Религиозная организация – система религиозных учреждений и священнослужители.

Культ – система обрядов (ритуалов) и таинств, характерная для данного религиозного направления. Например, культ христианства включает следующее: крещение, молитва, исповедь, покаяние, причащение, пост, соблюдение религиозных праздников.

 

№ 26

Милетская школа: Главный вопрос: «Что есть космос?» Фалес считал, что вода есть первоначало всех вещей. Анаксимандр признал «апейрон» (с греч. – беспредельное) единым и постоянным источником всех вещей. Анаксимен – принял в качестве первовещества воздух.

 

№ 28-30

Софисты – учителя в Древней Греции, готовившие молодых людей к политической и судебной карьере. Характерная черта: утверждение относительности всех понятий, этических норм и оценок. Важнейшее умение философа – доказать то, что он считает выгодным и правильным. Отсюда, софизм – рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках. Протагор. «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они не существуют».

 

№ 31

· Гераклит Эфесский рассуждал о всеобщности движения и изменения. Основу мира увидел в сухом огненном бытие. «Все течет». «Невозможно дважды войти в ту же самую реку».

· Зенон – разработал метод выяснения истины путем обнаружения и устранения внутренних противоречий, заключенных в мыслях собеседника. Широкую известность приобрели апории Зенона о парадоксах движения. При помощи четырех аргументов - «Дихотомия», «Ахилл», «Летящая стрела» и «Стадий» - он доказывает, что интеллектуально движение невозможно (См.: Асмус «Античная философия», с. 32-33).

 

№ 32

· Элейская школа: Парменид (6 в. до н.э.)утверждал, что бытие – это заполненное веществом пространство, бытие сферично («сфайра» с греч. шар), а небытие – пустота; бытие познаваемо, небытие - непознаваемо. «Мыслить и быть – одно и то же».

 

№ 35

Платон (427-347), ученик Сократа, осуществил открытие сверхчувственного бытия. Сочинения в форме диалогов: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Государство», «Законы» и др., всего 34 диалога.

Онтология. Бытие состоит из идей – духовных первочастиц, неделимых в силу своего логического единства. Идея неизменна, неподвижна и вечна. Классификация идей: 1) идеи высшего порядка – Благо, Истина, Прекрасное, Справедливость; 2) идеи физических явлений и процессов – огонь, покой, движение, цвет, звук; 3) идеи животных и человека, 4) идеи отдельных предметов и отношений. Школа Платона - Академия.

Гносеология. Окружающий нас мир человек познает чувствами, мир идей – разумом. Мир чувств является производным от мира идей. Чувственное знание – лишь мнение. Подлинным знание постигается разумом.

Антропология. Ввел дуалистическое понимание человека: и тело, и душа; тело смертно, душа бессмертна. Душа состоит из трех начал: рассудительности, пыла и вожделения. Смысл жизни человека и государства – стремиться к соответствию этих частей.

№ 39

Зенон (6 в до н.э.). представитель элейской философской школы – разработал метод выяснения истины путем обнаружения и устранения внутренних противоречий, заключенных в мыслях собеседника. Широкую известность приобрели апории Зенона о парадоксах движения. При помощи четырех аргументов - «Дихотомия», «Ахилл», «Летящая стрела» и «Стадий» - он доказывает, что интеллектуально движение невозможно (См.: Асмус «Античная философия», с. 32-33).

 

№ 40

Аристотель (384-322), ученик Платона, сформулированы основные философские проблемы бытия и познания. Сочинения: «Органон», «Метафизика», «Физика», «Политика», «Искусство риторики» и др.

Онтология. Учение Аристотеля о единстве «формы» и «материи». В плане бытия «форма» (или идея) есть сущность предмета, а в плане познания – понятие об этом предмете. «Материя» есть «лишенность» определения или «формы», она пассивна и бесформенна. «Форма» – активна, деятельна. Энтелехия - ситуация единения формы и материи, самозарождения материи, жизни. Энтелехия - душа человека. Четыре вида причин, по Аристотелю: 1) материальная (материя), 2) формальная (форма), 3) производящая, 4) конечная (цель).

Гносеология. Школа Аристотеля называлась «Ликей». Аристотель является основоположником логики. Логика - это орудие познания, наука о доказательствах. Логические законы Аристотеля: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Десять категорий, способствующих познанию истины, по Аристотелю: 1) сущность как основа всех остальных свойств, 2) качество, 3) количество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) положение, 8) обладание, 9) действие, 10) страдание.

Антропология. Аристотель подчеркнул социальную природу человека. «Человек – это общественное животное». Две главные характеристики человека: социальность и разумность. В «Трактате о душе» выделяет три уровня души - растительный, животный и разумный. Однако, в отличие от Платона, утверждает, что со смертью тела умирает и душа, за исключением ее «разумной» части («космический ум»). Среди главных добродетелей человека выделяет умеренность и справедливость.

№ 45

Сократ (469-399). Антропология. Человек - это его душа, а тело лишь инструмент для существования души. Смысл жизни человека: «Познай себя». Сократические методы: Диалектика - искусство ведения спора для обоснования этических понятий. Майевтика - путем постановки вопросов дать возможность собеседнику рассмотреть многомерность понятия и самому дойти до истины. Главное, не постулирование, а диалог, поиск истины на основе индуктивного метода доказательства. «Я знаю, что ничего не знаю».

Этика. Разработал рационалистическую линию в понимании нравственности: добродетель – это знание, пороки – незнание. Основные добродетели: сдержанность, мужество, справедливость.

№ 49




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.