Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозный антиинтеллектуализм и интуитивизм в русской философии




Философия всеединства В.Соловьева.

В.Соловьев соединил с идеей соборности гносеологический принцип «цельного знания», противопоставленного господству отвлеченных начал рационализма, эмпиризма, иррационализма в западноевропейской философии. Соглашаясь с Гегелем в его диалектической трактовке процесса развития, Соловьев усматривает действие в мировой истории трех сил, определяющих деление истории на три этапа. Первый представлен в восточном мире и античном. Второй – западная философия с ориентацией на абстрактное. России предстоит задача синтеза, в рамках которой будет воплощено истинное содержание христианства – всеединство. Основные формы общечеловеческого организма – практика, познание, творчество, субъективная основа которых – воля, мышление, чувство. В каждой реализуются три степени восхождения к всеединству – материальная, формальная, абсолютная. Соответствующие ступени восхождения: экономика – государство – церковь; наука – философия – теология; техника – искусство – мистика. Благо, истина, красота – финальные формы положительного всеединства обретаемые в церкви, теологии и мистике.

Мир – это не только творение Бога ему инородное. Основой и существом мира является душа мира – София – связующие звено между человеком, миром и Богом. Механизм их сближения раскрывается через концепцию богочеловечества. Воплощение – Христос, не толь идеал для каждого, но и высшая цель развития исторического процесса.

Соловьев выражал в русской философии ителлектуалистическую тенденцию. Но существовала и другая тенденция. Л.Шестов настаивал на несовместимости веры и разума. вера – это наиболее полная, высшая плоскость бытия человека, коренной поворот к жизни, где не действуют разумные доводы. вера – это готовность вырваться из круга идей в которых живет человек. Цель этого – устранение такого неудобного посредника, каким является для религии человеческий разум и связанные с ним основания принятия религиозных убеждений. Поэтому одна из главных тем – тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия, сокровенную часть человеческой жизни. Чтобы познать истину, нужна способность избавится от метода, от всякого контроля налагаемого логикой, нужен порыв, восхищение.

По мнению С.Булгакова, логическое мышление свойственно, лишь теперешнему, греховному состоянию человека, оно болезнь, порождение несовершенства. Безгрешному человеку свойственно надлогическое мышление, своего рода ясновидение, и поэтому высшая религиозная задача – подняться над умом, стать выше ума. религиозный опыт – это не познание в строгом значении этого слова, а непосредственная связь с богом, внутреннее чувство, возникающее из потребности в Боге. Перерос в мистицизм стремление к непосредственному слиянию человеческой души с Богом.

В трудах интуитивистов, Н.Лосского и С.Франка мы встречаемся с ясным представлением о границах человеческого знания. Согласно их учению, за каждой вещью, за любым существом таится нечто доселе неизведанное. Всякая вещь есть нечто большее и иное, чем то, что мы о ней знаем и можем узнать. Всякое сущее таит в себе возможность стать тем, чем оно еще не является. Интуитивисты рассматривают мир как органическое целое. Эта целостность, общее в вещах, есть нечто первоначальное: «Все содержится во всем». Это позволяет человеческому познанию шагнуть за границу известного. Но из-за несовершенства человеческого мышления достигается лишь частичное познание, выборка из сложного состава предмета, другие стороны которого не опознаны, а вся полнота таится еще глубже в предсознании. Познание на уровне, где человек родственен с миром и потому способен постичь его полноту и целостность называется интуицией. Рациональность ее оттесняет.

5. Экзистенциализм Н.Бердяева.

Н.Бердяев называл свое мировоззрение антропоцентризмом. Но понимал под этим не гордынное превозношение человека над природой, не оторванность его от мировой, космической жизни, а напротив нахождение человека в центре вселенной как ее духовного, экзистенциального средоточия. Личность для него – это предельная реализация в человеке образа Божия и законы ее существования должны быть взяты из иного божественного плана, а не из несовершенства эмпирической действительности. Личность реализуется только в свободе. Не в своеволии, что на деле есть лишь бессильный и безысходный протест против природной необходимости, а именно в высшей свободе – божественной. Свобода как совершенство, как необходимое качество идеального порядка вещей превалирует над бытием, падшим, подверженным внутренней розни, тлению и смерти. Она должна преобразить этот клонящийся к закату мир и сделать его истинно и прочно существующим.

Наиболее достойным занятием человечества является творчество. Смысл творчества – в созидании новой природы, в творении бессмертной, благой жизни. Это гораздо выше производства культурных ценностей, которыми пока исчерпываются результаты всякой творческой активности. Бердяев раскрывает трагедию творчества, что настигает сознательных художников – несоответствие результата заданию, мертвой вещи – созданию живой жизни. Творчество умирает в произведениях искусства, опредмечивается в вещах.

Бердяев считал себя экзистенциальным философом (существование). Опыт человека, проходя через горнило сознания и сердца, становится его личным экзистенциальным опытом и затем уже он предлагает такой опыт в своих произведениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.