Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация

Термин «Реформация» выражает широкое движение в европейских странах, центром которого является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. В XVI веке это выразилось в формировании протестантизма.

Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двояким образом: с одной стороны, через Ренессанс, с другой – путем европейской Реформации. Оба течения отличаются друг от друга способом критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость гибели средневековой философии и идеологии, выступают проявлением ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии Нового времени.

Предшественниками Реформации являются английский мыслитель Джон Виклиф и чешский деятель Ян Гус. Однако Реформация в строгом смысле слова начинается с деятельности Мартина Лютера (1483-1546). Лютер выступил против церкви как единственного посредника между Богом и человеком. Его первое публичное выступление было направлено против выдачи отпущений грехов (индульгенций). В свою очередь оно стало сигналом к всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности римской церкви и против католического духовенства вообще. Лютер становится во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.

Своей критикой «видимой» церкви и требованием понимания ее как сообщества тех, на кого снизошла божья милость, он выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. Лютер, однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчеркивает чувство вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь сам стоит перед богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть в Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим.

В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения. Бог предопределяет людей к вечному спасению, потому что знает - они уверуют в течение своей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром».

В требовании о том, что не нужно ничего иного, кроме откровенного слова Божия, выражено отвращение к рациональному, на котором он выжигает клеймо «чертовой девки». Отсюда и отношение Лютера к философии: слово и разум, теология и философия должны не смешиваться, а ясно различаться.

Этот мир является юдолью греха и страданий, спасения от которых следует искать в боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать и подчиняться ей. В первой половине XVI в. лютеранство распространяется в другие страны.

Особенно сильно движение Реформации охватило Швейцарию, где с XV в. начали разлагаться старые феодальные отношения, развивалось мануфактурное производство. Здесь возникают новые направления Реформации: цвинглианство и кальвинизм.

Реформатор Ульрих Цвингли (1484-1531) проводит радикальную реформу церкви, а начиная с 1531 года подымается вторая волна Реформации, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере».

Кальвин существенно дополнил лютеровское учение о предопределении. У Лютера любой человек предопределен в конечном счете к спасению. Кальвин же полагал, что это относится далеко не ко всякому. Еще до своего рождения человек определяется либо к спасению, либо к вечной погибели, и в течение земной жизни своего предопределения он не знает. Однако характер предопределения может быть с некоторой долей вероятности угадан по двум основным признакам. Первым является личная вера, о которой может судить лишь сам верующий, вторым – успех в мирских делах.

Эти признаки предопределенности к спасению сформировали в среде сторонников кальвинизма своеобразное сознание, характеризующееся фанатичной самоцензурой и стремлением к накоплению материальных благ, однако без их использования. Последняя особенность стала одним из факторов первоначального накопления капитала, ускорив этот процесс благодаря стремлению не тратить накопленное.

Личная деятельность Кальвина как реформатора в Женеве нанесла городу и горожанам огромный ущерб. Известен Кальвин также своей борьбой с представителями ренессансной науки и натурфилософии. Так, именно по его приказу был схвачен и после суда казнен выдающийся естествоиспытатель Мигель Сервет. В этой связи интересно и то, что борьбу против гелиоцентрической системы Коперника начали именно соратники Лютера, а не римская курия, поначалу весьма благосклонно отнесшаяся к трудам покойного викария.

Поэтому, хотя и Реформация, и Возрождение объективно преследовали одну цель – обоснование индивидуализма, автономности личности, противоположность самих основ этих движений часто делала их враждебными направлениями общественной мысли и практики. В целом же Реформация, как и Возрождение, означала поиск новых религиозно-философских оснований развития европейской культуры, которые были необходимы для перехода к новой индустриальной цивилизации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Формирование нового метода познания: эмпиризм и рационализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.