Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мужской хор МИФИ




Большой детский хор телевидения и радио

 

Большой детский хор образован в 1970 году при Российском Государственном комитете по телевидению и радиовещанию. Художественный руководитель и главный дирижер — профессор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Виктор Попов.

Почему детский хор называют большим? В это понятие вкладывается многое.
Хор — это большая и дружная семья, насчитывающая более 200 девочек и мальчиков от 7 до 17 лет, которые 2-3 раза в неделю под руководством опытных дирижеров-хормейстеров занимаются в 3 возрастных группах: младшей (8-10 лет), средней (11-13 лет) и старшей (14-17 лет).
Хор большой и по возрасту. Коллектив перешагнул черту зрелости, и уже выпускники прошлых лет ведут своих детей на новые репетиции и концерты.
У хора большой репертуар — с самого раннего возраста дети воспитываются на произведениях русской классики, приобщаются к сокровищнице мировой музыкальной культуры, с удовольствием поют народные песни различных стран мира и, конечно же, песни для детей.
Хор создал большой фонд радиозаписей, насчитывающий свыше тысячи различных сочинений от небольших песен до кантат, симфоний и опер.
У хора большая география гастрольных поездок. Он посетил многие страны в различных частях света, побывал во многих городах и уголках нашей страны, доставляя своим искусством радость взрослым и детям.
За годы своего существования хор достиг больших успехов, став лауреатом многочисленных национальных и международных конкурсов.
Возглавляет хор большой музыкант и педагог Виктор Сергеевич Попов.

Репертуар хора составляют произведения таких композиторов как Д. Бортнянский, М. Березовский, А. Ведель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Р. Щедрин, В. Рубин, Т. Корганов, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Ю. Чичков, Т. Бокова, Дж. Палестрина, Г. Перселл, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Дж. Перголези, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Й. Брамс, Ж. Бизе, Ф. Пуленк, Дж. Гершвин, Б. Бриттен.

 

 

Был создан двумя талантливыми энтузиастами – Э. Рывкиной и Р. Барской. С тех пор по неписаной традиции у “руля” хора стоят только женщины. Сейчас хором руководит выпускница московской консерватории Н. Малявина. Несмотря на то что в хоре по-прежнему поют “любители” (только студенты и выпускники МИФИ), он участвует и в профессиональных концертах. 12 апреля в Большом зале Консерватории хор совместно с хором и оркестром Московской консерватории исполнил 9 симфонию Бетховена; в конце апреля завоевал звание лауреата хорового фестиваля в г. Гусь-Хрустальный; участвовал в фестивале современной музыки “Московская осень”; провел совместные выступления с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского. Особое место в творческой судьбе хора занимает концерт, посвященный 5-летию интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

 

      Московский камерный хор   Московский камерный хор был создан в тот момент, когда в моей голове сложилось вполне определенное представление о том, каким он должен быть. К тому времени я уже около пяти лет не руководил хоровыми коллективами и, честно говоря, думал, что никогда к этому не вернусь. Но любовь к хоровому жанру, потребность в обращении к нему все равно не оставляли меня.   Будучи ректором Гнесинского института, я получил возможность создать коллектив, концепцию которого лишь оставалось перенести на бумагу. Свою задачу я видел в создании современного камерного ансамбля солистов. Я хотел, чтобы раскрылись возможности участников хора, каждый из которых должен быть личностью, в отличие от господствовавшей долгие годы тенденции причесывать всех под одну гребенку. Поэтому — «ансамбль солистов». Что касается определения «современный», то это относится и к репертуару, и к манере моего общения с хором, и хора со слушателями, и к отбору средств выразительности. Именно акцент на современность помог хору жить столь долго, сохраняя свое творческое лицо и интерес у слушателей во всем мире. В 1970-е годы создавалось множество камерных хоров, но немногим из них удалось выжить. Можно было сколько угодно петь Орландо Лассо и Палестрину, но этим публику не накормишь, и на этом не просуществуешь. Важно ощущение современности. Вот эта концепция хора осталась неизменной и по сей день. Сначала хор, в котором собрались и учащиеся, и выпускники, и даже преподаватели Гнесинского института, существовал как самодеятельный, но очень быстро мы перешагнули эти рамки и стали профессиональным коллективом. 23 апреля 1972 года состоялся наш первый концерт — одно отделение, в Москве, в Доме ученых. Потом пришло лето, все распалось, и лишь осенью мы собрались заново. Весь 1973 год на репетиции мы собирались вечерами, после работы, а на субботу-воскресенье выезжали выступать в Московскую область. Но благодаря активному содействию Георгия Васильевича Свиридова, Василия Феодосьевича Кухарского (заместителя министра культуры Фурцевой), и тому, что нас взял под свое крыло Росконцерт, мы стали профессионалами уже с 1 января 1974 года.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980

Бобровский В. Песни и хоры Шостаковича. М., 1962

Виханская А. Об особенностях развития кантаты в России. Л., 1982

Васина-Гроссман В. Хоровая музыка // Русская художественная культура конца 19-начала 20 века. Кн. 3. М., 1977

Вопросы русской и советской хоровой культуры // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып.23. М., 1975

Дмитревская К. Виктор Калинников. Хоровое искусство. Вып.2. Л., 1971.

Дмитревская К. Русская советская хоровая литература. Вып.1. М., 1974.

Друскин М. И. С. Бах. М., 1982

Друскин М. История зарубежной музыки. Вып.4. М., 1982.

Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. Л., 1973

Друскин М. Пассионы и мессы Баха. М., 1976

Живов В.»Патриотическая оратория» Г.Свиридова

Живов В. Хоры а капелла Г. Свиридова. // Г.Свиридов. М., 1973

Ивакин М. Русская хоровая литература. - М., 1965

История русской музыки. Т. 1, 2 / Под редакцией А.Кандинского. М., 1981, 1984.

Коловский О. Русская хоровая песня // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982

Коловский О. Хоры а капелла В. Шебалина // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9. Л., 1969.

Конен В. Клаудио Монтеверди. М., 1971

Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. М., 1983.

Крылов А. О хорах а cappella Чайковского // Хоровое искусство. Вып.3. Л., 1977.

Леонтьева О. Зарубежные композиторы середины XX века. М., 1964

Леонтьева О. Карл Орф. М., 1964

Медведева И. Франсис Пуленк. М., 1959

Музыкальный словарь Гроува. М., 2001

Нестьев И. Бела Барток. М., 1969

Ольхов К. Хоры а капелла С. Танеева // Хоровое искусство. Вып.2. Л., 1971.

Перриш К., Оуэл Д. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л., 1975

Птица К. Три русские песни для большого симфонического оркестра и хора С.В.Рахманинова // Искусство хорового пения. М., 1963

Русская хоровая литература. Очерки // Под ред. С. Попова. Вып. 1. М., 1963.; Вып.2. М., 1969.

Романовский Н. Хоровой словарь. М., 1970

Скребков С. Русская хоровая музыка XVII- начала XVIII века. М., 1969

Соколова О. Хоровые и вокально-симфонические произведения Рахманинова. М.,1963

Усова И. Хоровая литература. М., 1976

Хохлов Ю. Шуберт. М.,1972

Энтелис Л. Силуэты композиторов 20 века. М., 1971

 

ИСТОРИЯ ХОРА Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга создан в 1955 году известным музыкантом и педагогом Юрием Славнитским. Хор имеет интересную творческую биографию. Выполняя свою основную функцию - выступление по радио и телевидению, коллектив ведет активную концертную деятельность. В Петербурге он выступает с сольными концертами в самых престижных концертных залах - в Филармонии, Академической Капелле, Смольном соборе, Большом концертном зале "Октябрьский" и др. Подробнее историю смотрите здесь >> или здесь >>. Детский хор является постоянным участником музыкальных фестивалей, проводящихся в Санкт-Петербурге - это и ежегодный Детский музыкальный фестиваль, и "Пасхальный фестиваль", и "Музыкальная весна в Петербурге". Хор постоянно сотрудничает с симфоническими оркестрами Петербурга, а также с Русским народным оркестром им. В.Андреева. За эти годы юные певцы выступали под управлением известных дирижеров: Евгения Мравинского, Арвида и Мариса Янсонсов, Александра Дмитриева, Валерия Гергиева, Равиля Мартынова, Станислава Горковенко. С оркестром Филармонии были исполнены: опера М.Мусоргского "Саламбо", кантата К.Орфа "Кармина Бурана", Восьмая симфония Г.Малера. C участием детского хора впервые в России прозвучали сцены из "Фауста" Р.Штрауса и кантата "Ave Christe" норвежского композитора К.Нюстеда. 11 мая 1995 года в Большом зале Филармонии состоялось исполнение "Военного реквиема" Б.Бриттена международным коллективом исполнителей под управлением английского дирижера Шан Эдвардс. Российскую сторону представляли Симфонический оркестр Филармонии и Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга. Эта акция была посвящена 50-летию окончания Второй мировой войны. В сезоне 1995-96 г.г. также впервые в России хором была исполнена Месса ре-минор немецкого композитора П.Корнелиуса. Юные певцы являются постоянными участниками опер М.Мусоргского "Борис Годунов" и П.Чайковского "Пиковая дама", а также балета П.Чайковского "Щелкунчик" в театре оперы и балета им. М.Мусоргского. За свою долгую историю коллектив много гастролировал в городах бывшего СССР. В последние годы с творчеством хора смогли познакомиться слушатели и других стран: Германии, Чехии, Болгарии, Швеции, Испании, Дании, Швейцарии, Франции, Финляндии и др. В 1990 году успешно провел турне по США, и уже четырежды (1991, 1994, 1997 и 2000) по городам Японии. Хор - обладатель высшего приза "Summa cum Laude" фестиваля хоров в Неерпельте (Бельгия - 1990, 1992) и дипломант Конкурса детских хоров в Нанте (Франция - 1991, 1993), победитель Хорового конкурса в Монтрё (Швейцария - 1993, 1996) и обладатель серебряной медали Хорового конкурса в Афинах (Греция - 1994), победитель в конкурсе Юношеских хоров Музыкального фестиваля в Лланголене (Великобритания - 1996) и обладатель специального приза Конкурса хабанер в Торревьехе (Испания - 1998). Последними достижениями коллектива стала победа летом 2003 года на XXI Межународном хоровом фестивале в Кантонигросе (Испания), весной 2002 года на международном хоровом фестивале в Монтре (Приз Жюри, Приз зрительских симпатий и Приз Фестивального фонда); в 2001 году хор получил Специальный приз Жюри "Honourable mention for balance and blend" на конкурсе в городе Арнем (Голландия). Формирование репертуара коллектива всегда развивалось по трем основным направлениям:
  • Классическая музыка западно-европейских и русских композиторов,
  • Русский фольклор и песни народов мира,
  • Сочинения современных композиторов, и прежде всего композиторов Санкт-Петербурга.
Сегодняшний репертуар хора включает свыше 100 произведений различных жанров. Русская музыка представлена хоровыми сочинениями всемирно известных композиторов: М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова, А.Гречанинова, П.Чеснокова и др. Западная музыка представлена именами композиторов различных школ: О.Лассо, Д.Палестрина, И.С.Бах, В.А.Моцарт, Й.Брамс, Ф.Пуленк, Б.Бриттен и др. Среди имен современных отечественных композиторов - всемирно известные Д.Шостакович, С.Прокофьев и В.Гаврилин, большие мастера хорового письма В.Салманов, С.Баневич, А.Кнайфель, а также талантливые композиторы-петербуржцы Д.Смирнов, Л.Резетдинов, А.Смелков. Современная западная музыка представлена сочинениями Д.Гершвина, К.Нюстеда, Дж.Ширинга, Г.Нуитса, Д.Бусто, А.Виссинка и др. Русский фольклор и песни народов мира представлены оригинальными аранжировками, выполненными как чисто хоровыми средствами, так и с применением русских народных инструментов - балалайка, различные ударные инструменты. Некоторые народные песни исполняются хором с элементами театрализации и хореографии. С 1994 года хором записано и издано 4 компакт - диска из произведений русской и зарубежной классики и народных песен. Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга состоит из трех возрастных групп: младшей, средней и старшей. В них занимается около 300 девочек и мальчиков. Концертная группа старшего хора около - 100 ребят в возрасте от 11 до 19 лет. Художественный руководитель хора Станислав Грибков окончил Хоровое училище им. М.И.Глинки (бывшей Придворной певческой Капеллы) и Санкт-Петербургскую (Ленинградскую) консерваторию им.Н.А.Римского-Корсакова. Станислав Грибков работает с детским хором радио и телевидения Петербурга с 1968 года в должности хормейстера, а с 1988 года - художественного руководителя и главного дирижера. Он преподает дирижирование в Санкт-Петербургском Университете культуры, является автором многочисленных аранжировок для хора, которые вошли в репертуар многих хоров России. В 1997 году С.Ф.Грибкову было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств России", а также ученая степень профессора. НАГРАДЫ И ДИПЛОМЫ 1. 2005 - Диплом за 2 место на Международном конкурсе хоров в г.Монтре (Швейцария); Призы за: 1 место конкурса молодежных хоров и 2 место конкурса женских хоров на Международном хоровом фестивале в г. Линденхольцхаузен (Германия) 2. 2003 - Первое место в номинации "Женские хоры" и второе в номинации "Детские хоры" на XXI Международном хоровом фестивале в Кантонигросе (Испания). 3. 2002 - Приз Жюри, Приз зрительских симпатий и Приз Фестивального фонда на Международном музыкальном фестивале в Монтре, Швейцария 4. 2001 - Специальный приз Жюри "Honourable mention for balance and blend" на конкурсе в городе Арнем (Голландия) 5. 1999 - 2 место в категории "Молодежные хоры" на конкурсе в Линденхольцхаузене (Германия) 6. 1999 - IX Международный Фестиваль Хоров в Кантонигросе (Испания). 1 место в категории "Детские хоры" и 2 место в категории "Фольклор", 3 место в категории "Женскиие хоры". 7. 1999 - Главный приз жюри Хорового конкурса в Монтре, Швейцария 8. 1999 - Гран-при международного хорового конкурса в Дармштадте, 1 место в категории "Женский хор" и 2 место в категории "Духовная музыка", Германия 9. 1998 - Специальный приз Конкурса хабанер в Торревьехе, Испания 10. 1996 - Победитель конкурса Юношеских хоров Музыкального фестиваля в Лланголене, Великобритания 11. 1996 - Второе место на Хоровом конкурсе в Монтре, Швейцария 12. 1994 - Серебряная медаль Хорового конкурса в Афинах, Греция 13. 1993 - Гран-при Хорового конкурса в Монтре, Швейцария 14. 1993 - Дипломант Конкурса детских хоров в Нанте, Франция 15. 1992 - Гран-при "Summa cum Laude" фестиваля хоров в Неерпельте, Бельгия 16. 1991 - Дипломант Конкурса детских хоров в Нанте, Франция 17. 1990 - Высший приз "Summa cum Laude" фестиваля хоров в Неерпельте, Бельгия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.