Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избранные тексты




Первая научно-техническая (промышленная) революция

Две стороны промышленного переворота.

«Технической стороной промышленного переворота является смена мануфактуры, основанной на разделении труда между рабочими, работающими вручную при помощи инструментов, фабрикой, где организовано разделение труда между машинами, которые приводятся в движение паром и обслуживаются рабочими…

Маркс указывает в «Капитале», что промышленная революция в XVIII в. началась с исполнительного механизма машины. Для приведения этого механизма в движение на самом первоначальном этапе промышленного переворота иногда применялись водяные колеса или сила животных. Но очень скоро их заменила сила пара. Таким образом, характерным признаком фабрики является разделение труда между машинами, которые приводятся в движение паром и обслуживаются рабочими.

Технический переворот в промышленности сопровождается также технической революцией на транспорте: появляются пароходы и железные дороги. В Англии механизация транспорта началась значительно позднее, чем механизация промышленности. На континенте Европы хронологический разрыв был значительно меньше.

Промышленный переворот влечет за собой замену в технике дерева металлом и в огромных размерах увеличивает потребность народного хозяйства в последнем. Металл необходим для производства промышленных машин, для фабричных зданий, для изготовления железнодорожных рельсов, локомотивов и т.п. Для паровых двигателей в промышленности и на транспорте нужно много топлива. Это обусловливает развитие добычи минерального топлива. Вызванная промышленным переворотом потребность народного хозяйства в машинах для промышленности и транспорте ведет к возникновению новой отрасли производства – машиностроения.

Таким образом, промышленный переворот кладет начало существенному изменению отраслевой структуры промышленности: в мануфактурный период промышленность изготовляет почти исключительно предметы потребления; после промышленного переворота наряду с производством предметов потребления чем дальше, тем сильнее растет производство средств производства. Окончательным завершением промышленного переворота, как указывает Маркс, является производство машин машинами.

Такова техническая сторона промышленного переворота. С нею неразрывно связана его социальная сторона

Промышленный переворот стягивает рабочих в крупные предприятия, сосредоточенные в больших промышленных центрах, что вызывает рост городов. Он резко усиливает географическое разделение труда в стране и экономическую специализацию ее районов. А это в свою очередь укрепляет экономические связи отдельных частей страны между собой.

Переход к машинной технике изменяет структуру и квалификацию рабочих кадров в промышленности. Творческая роль рабочего в производственном процессе, обесцененная уже мануфактурным разделением труда, претерпевает дальнейшее снижение при одновременном выделении небольшого слоя высококвалифицированных технических руководителей. Это кладет начало формированию технической интеллигенции, в зачаточном виде имевшейся уже и на мануфактурной стадии развития промышленности. Снижение квалификации большинства рабочих позволяет вовлекать в производство в больших размерах женский и детский труд. Заработная плата большинства рабочих падает в результате промышленного переворота. Фабрика окончательно ликвидирует остатки полупатриархальных отношений между хозяевами и рабочими, сохранявшиеся в какой-то степени на мануфактурной стадии промышленности…

В мануфактурный период господствующим классом в стране продолжает оставаться дворянство, а среди буржуазии на первом месте стоит торговая буржуазия. Промышленная буржуазия значительно уступает ей по богатству и удельному весу в составе класса буржуазии. Промышленный переворот усиливает формирование промышленной буржуазии, способствует росту ее накоплений, ставит ее на первое место в составе буржуазии и, что особенно важно, вызывает резкое возрастание социальной роли буржуазии в стране. Она начинает стремиться к активному участию в руководстве государством, вступает в борьбу за власть с классом феодалов. Политика правительства все больше и больше приходит в противоречие с классовыми интересами буржуазии либо все больше подчиняется этим интересам. В этом случае старый хозяин государства – феодальный класс – или отходит на задний план, или вынужден делить власть с буржуазией.

Таким образом, промышленный переворот резко меняет общий характер экономики, социальную структуру и соотношение социальных сил в стране, в которой он происходит».

 

(Яцунский В.К. Социально-экономическая история России XVIII-XIX в. М., 1973. С.121-123).

 

Основные характерные черты индустриально-технической революции.

«1. Массовое производство и широкое применение и распространение новой формы технических средств – машин. Возникновение нового, более высокого уклада техники, охватывающего простые технические средства, ручные механизмы, тягловые механизмы и машины.

2. Усложнение техники, возникновение четырехзвенных технических средств, состоящих из двигателя, передаточного механизма, рабочей машины (рабочего механизма) и рабочего инструмента.

3. Перемещение к новым техническим средствам – машинам, наряду с функциями оперирования рабочим инструментом и передачи двигательной энергии, двигательной (энергетической) функции, которая овеществляется в новом, четвертом звене новых механических средств – двигательном механизме (машине-двигателе).

4. Широкое применение механических средств: машин, тягловых и ручных механизмов в промышленном производстве, его механизация. Вытеснение механическими средствами из промышленности простых технических средств, занятие ими в промышленности главенствующего положения (осуществление технического переворота)…

5. Появление и широкое применение новых материалов, ставших основными материалами: чугуна, стали, дюралюминия, железобетона, абразивов.

6. Возникновение и широкое распространение, наряду с механическими и физическими методами воздействия на предметы труда, новых, химических методов воздействия.

7. Освоение и широкое использование новых видов энергии: химической энергии каменного угля, нефти (и ее продуктов), природного газа и энергии рек, а также энергии (вторичной) пара.

8. Ускорение специализации технических средств, особенно в промышленном производстве.

9. Широкое распространение пооперационного (мануфактурного) разделения труда.

10. Превращение промышленного производства (включая строительство) в ведущую отрасль общественного производства, а земледелия – во второстепенную (вторую по значению). Производство в промышленности большей части совокупного общественного продукта. Сосредоточение большинства, абсолютного или относительного, трудоспособного населения стран, при завершении в них индустриально-технической революции, в промышленности и строительстве. Превращение аграрных стран в индустриальные».

 

(Паршаков Е.А. Экономическое развитие общества. Киев, 1992. С.240-241).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.