Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности промышленного переворота в Германии




Континентальная блокада

Из докладной записки, представленной Наполеону I текстильными фабрикантами Ромы и Дромы [171] 17 февраля 1806г.

«Правительство своими разумными постановлениями в течение нескольких лет… способствовало строительству таких фабрик по всей Франции. Английское правительство не могло спокойно относиться к этому строительству. Держа в своих руках монопольно в Европе торговлю хлопчатобумажной пряжей и тканями из нее, Англия ежегодно выручает громадные суммы и высасывает из континента все деньги, которые затем идут на подкуп министров различных государств и на поддержание войн и распрей… Следовательно, крайне важно немедленно прекратить такой разорительный порядок вещей, и именно потому, какие мероприятия ни провел бы французский император, их нельзя считать ни слишком поспешными, ни слишком решительными, так как зло достигло своего высшего развития… Герой, правящий Францией, значительно увеличит свою славу, он устранит часть препятствий, стоящих по пути осуществления его великих замыслов… Теперь, когда блестящие победы сделали его властителем судеб континентальных государств, пусть он поставит главным условием мира, даруемого им этим странам, закрытие для англичан всех портов континента…».

(Тарле Е.В. Континентальная блокада. М., 1913. Приложение-документы. С.703-706).

Из декрета Наполеона I 21 ноября 1806 года.

«1. Британские острова объявляются в состоянии блокады.

2. Всякая торговля и всякие сношения с Британскими островами запрещены…

3. Всякий английский подданный, какого бы звания и состояния он ни был, найденный во владениях, занятых нашими или союзными войсками, объявляется военнопленным.

4. Всякий магазин, всякий товар, всякое имущество, какого бы рода ни было, принадлежащее английскому подданному, будет конфисковано…

7. Никакое судно, идущее прямо в Англию, или из ее колоний, или заходившее туда со времени обнародования настоящего декрета, не будет принято ни в какой порт.

8. Всякое судно, нарушившее предыдущее правило, путем ложного заявления, будет захвачено, и как судно, так и весь груз его будут конфискованы наравне с английским».

 

(Тарле Е.В. Указ. соч. С.256).

Содержание индустриализации. Структурные преобразования в немецкой экономике.

Строительство железных дорог.

«Железнодорожное строительство имело для индустриализации Германии основополагающее значение. В отличие от Англии, где сооружение железных дорог предшествовало началу промышленного развития, в большинстве стран, в том числе и в Германии, строительство железных дорог можно рассматривать как начало индустриализации. Речь идет о «начальном толчке» или «ведущем секторе».

Это мероприятие потребовало невиданных капиталовложений. Покупка земли для прокладки железнодорожного полотна, строительство зданий, вокзалов, мостов и шлагбаумов повлекли за собой огромные технические и организационные затраты. Требования к усовершенствованию машин (локомотивов, сигнальных систем) и улучшению используемых материалов (железа, стали, цветных металлов) на много лет вперед явилось стимулом для развития отраслей материального производства. Быстрое расширение железнодорожного строительства значительно повлияло на машиностроение, технику связи, строительство, горную промышленность. Строительство железных дорог способствовало расширению международного сотрудничества (формирование единой ширины колеи, системы сигналов, сцепки, тарифов и т.д.). Протяженность железнодорожного полотна составила в 1838г. 239,6 км, а в 1871г. – 20 980 км. Следствием строительства железных дорог стало улучшение связи между регионами Германии и всей Европы. В 1843г. открылось международное сообщение с Бельгией, в 1848г. – с Австрией, в 1852г. – с Францией, а в 1861г. – с Россией…

 

Горное дело и металлургическая промышленность.

Производство железа и стали, так же как и горная промышленность, было рассредоточено по всей Германии. Один из центров индустриализации находился в Верхней Силезии. Здесь размещались крупнейшие разработки месторождений каменного угля, свинца и серебра, а также металлургические предприятия. Со времен Фридриха Великого государство содействовало развитию горной промышленности. В 1804г. было 49 доменных печей, 158 кричных горнов и 13 шлакоперерабатывающих заводов. Регион производил 400 тыс. ц. чугуна и 242 тыс. ц. сортовой стали в год.

Можно отметить, что к началу XIX в. активное развитие началось и на западе Германии, например, в земле Саар, бассейне Лана, Зауэрланде, а также в Рудных горах и Тюрингенском лесу.

Таможенный союз защищал немецкие предприятия от предлагаемых англичанами дешевых товаров. Колоссальный спрос на железо и сталь в связи со строительством железных дорог способствовал появлению новых металлургических центров в Рурской области и в бассейне Саара. Построенные там новые заводы стали вполне конкурентоспособными на мировой рынке.

Продукция доменных печей в Пруссии возросла с 2,69 млн. ц. в 1834г. до 4,58 млн. в 1847г. Близость месторождений руды и каменного угля, транспортное сообщение, появление новых рынков сбыта привели к структурным изменениям в экономике.

 

Химическая промышленность.

К началу XIX в. основными потребителями химической продукции стали такие ремесла, как текстильное, стеклодувное, целлюлозно-бумажное, шелковое и железорудное. В процессе индустриализации произошли огромные изменения в спросе и предложении на их продукцию.

В середине столетия произошел переход от натуральных текстильных красителей к синтетическим. Открытие бензола в каменноугольной смоле, анилиновых продуктов и др. дало толчок развитию индустрии химических красителей…

После некоторой паузы, во второй половине столетия территориальное размещение химической промышленности определилось в соответствии со спросом и возможностями сбыта, а также наличием сырья. Химические производства развивались в бассейнах Рейна и Майна, в Саксонии, Тюрингии и Берлине. На базе месторождения калийных солей (недалеко от г. Штасфурта) развернулись химические производства в районах Магдебурга, Брауншвейга и Ганновера. Добыча калия в этом регионе имела международное значение; калий экспортировался в США, Бразилию, на Цейлон. Процесс переработки карбида кальция в конце столетия привел к получению высокосортной извести и сильно повлиял на производство цемента.

Химическая промышленность с самого начала была исключительно наукоемкой отраслью. Нередко химические предприятия создавали при университетах собственные исследовательские лаборатории. Так, развитие фармацевтической промышленности, не имевшей почти никаких доиндустриальных истоков, было бы немыслимо без науки».

 

(Питтак Г. Индустриализация в Германии / Индустриализация: Исторический опыт и современность. СПб., 1998. С.218-223).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.