Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История России 11 страница




Следствием Полтавской битвы стали новые победы России в Прибалтике, одержанные в 1710 г. Между тем, Карлу XII удалось втянуть в конфликт Турцию, объявившую России войну. В 1711 г., после тяжелого для обеих сторон сражения на реке Прут, прошли мирные переговоры, завершившиеся подписанием договора, по которому Россия возвратила Турции Азов и Таганрог, но могла полностью сосредоточиться на борьбе со Швецией.

Отныне театр военных действий переносился на Балтику. В 1713 г. Петр разгромил шведов в битве у Таммерфорса и овладел почти всей Финляндией. 27 июля 1714 г. русский флот одержал блестящую победу над шведами при мысе Гангут. Были заняты Аландские острова. В 1719 г. русские моряки разбили эскадру противника в бою у о. Эзель, а в июле 1720 г. одержали новую победу в сражении при о. Гренгаме.

Случайная смерть в 1718 г. в Норвегии короля Карла XII привела на шведский престол проанглийскую группировку, настаивавшую на продолжении военных действий. В Балтийском море появился английский флот. Однако блестящие победы русских моряков заставили англичан убраться из Балтики, а Швецию пойти на заключение мира.

30 августа 1721 г. в городе Ништадте на территории Финляндии был подписан мирный договор, по которому за Россией закреплялась территория Прибалтики от Выборга до Ревеля. Петр I согласился вернуть занятую русскими войсками Финляндию и выплатить Швеции компенсацию в размере 1,5 млн. рублей. Договор предусматривал также развитие торговли между двумя странами. Россия обязалась ежегодно продавать в Швецию партии хлеба.

Значение одержанной победы трудно переоценить. Была решена важнейшая внешнеполитическая проблема страны, не выполнявшаяся в течение двух столетий. Резко возрос международный престиж России, что позволило Сенату 22 октября 1721 г. во время празднования Ништадтского мира преподнести Петру I титул Великого, императора Всероссийского и Отца Отечества. Россия стала империей и на века заняла место в кругу великих европейских держав.

Не меньшее значение для России имело восточное направление внешней политики. В 1714 г. экспедиция Бухгольца основала к югу от Иртыша крепости Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и другие. В 1716-1717 гг. в Среднюю Азию через Каспий проследовал 6-тчсячный отряд князя А. Бесковича-Черкасского. Перед ним стояли задачи: склонить хивинского хана к подданству и разведать путь в Индию. Но по приказу хана отряд, достигший Хивы, был полностью уничтожен.

Летом 1722 г. Петр I лично возглавил поход русской армии в ответ на призыв о помощи сына персидского хана. Поход получил название Каспийского или Персидского. В результате Россия получила западный берег Каспийского моря с городами Баку, Решт, Астрабад. Однако дальнейшее продвижение в Закавказье было остановлено вступлением в войну Турции. Между тем, поход способствовал укреплению связей и сотрудничества между народами России и Закавказья в борьбе против турецкой агрессии. В 1724 г. был подписан Константинопольский мир, по которому Турция признала все территориальные приобретения России в Прикаспии и отказывалась от своих притязаний на Персию. Россия признала права Турции на западное Закавказье.

3. Экономическая и социальная политика в первой четверти XVIII в.

Вся экономическая политика Петра I была направлена на укрепление военной мощи страны. Важнейшим источником средств на содержание армии и флота была внутренняя и внешняя торговля. Для ее ускоренного развития требовался резкий экономический скачок в кратчайшие сроки. Эта задача предопределила огромную роль монарха и государства в развитии экономики России и ее социальной структуре. Решение всех проблем было пронизано волей монарха, несло на себе печать активного государственного вмешательства во все сферы жизни.

В фундамент экономической политики Петра легла модная европейская концепция меркантилизма. Ее главная мысль заключалась в том, что основой благополучия и богатства государства является накопление денег. Достичь этого можно за счет:

− положительного баланса торговли, то есть преобладания вывоза товаров над их ввозом в страну;

− поощрения «полезных», ограничения и запрета «неполезных» видов производства;

− реализации политики протекционизма - поощрения промышленности, производящей товары, прежде всего, для внешнего рынка.

Для осуществления новых идей требовалось введение контроля со стороны государства за производством и торговлей. Особой чертой Петровской эпохи стало создание бюрократических институтов государственного регулирования промышленностью. Практически все мануфактуры работали над выполнением государственного заказа, а их деятельностью руководили Берг- и Мануфактур-коллегии. Отныне чиновник специального ведомства, обладавший всей полнотой власти над производством, решал как, что, зачем производить и куда затем произведенные изделия отправлять. Часто государство само строило новые заводы, а затем передавало их в частные руки. Если заводовладелец не справлялся с делом, давал продукцию дорогую и низкого качества, предприятие могли отобрать и передать другому хозяину. Российские заводовладельцы этого времени скорее были помещиками, а не капиталистами-предпринимателями в западном понимании, только роль поместья играл завод.

Еще больше такое сходство проявлялось в вопросе о рабочей силе. Крепостное право было всеобщим, и свободные рабочие руки отсутствовали. Поэтому российская промышленность основывалась на использовании крепостного труда. В 1721 г. Петр I издал указ, разрешавший заводовладельцам покупать крестьян в собственность для последующего их использования на заводских работах. Появилась новая категория посессионных (владельческих) крестьян. Правительство усиленно прикрепляло к мануфактурам также «гулящих» людей и «татей». Целые деревни государственных крестьян отныне приписывались к заводам. За пользование землей они должны были два-три месяца в течение года отрабатывать повинности на заводе. Таким образом, русские мануфактуры при Петре I были самыми передовыми в техническом отношении, но не капиталистическими, а феодально-крепостническими предприятиями.

Без наличия мощной индустриальной базы снабдить армию и флот всем необходимым было невозможно. Поэтому при Петре I российская промышленность, особенно те ее отрасли, что работали на оборону, сделала крупный рывок в своем развитии. Строились новые заводы, развивалась металлургическая и горнозаводская промышленность, центром которой стал Урал. К концу правления Петра I в России насчитывалось более 200 мануфактур, то есть в 10 раз больше, чем на конец XVII века. Из них 75 мануфактур были металлургическими, из которых 61 завод располагался на Урале. Выплавка чугуна выросла со 150 тысяч пудов в 1700 г. до 800 тысяч пудов в 1725 г. Если прежде страна ввозила металл из-за рубежа, то, начиная с 1722 г., русский металл станут активно экспортировать в Европу, включая Англию.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, руководство которой осуществляла Коммерц-коллегия. Для захвата торговли товарами, приносившими наибольшую прибыль (соль, табак, воск, лен, кожа, икра и др.), начиная с 1705 г., применялся достаточно примитивный, но действенный способ введения монополий на их заготовку и сбыт как внутри, так и вне страны. Первой была зафиксирована монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу. Как писал в одной из работ историк Е.В. Анисимов, «государственные монополии, налоги и повинности - это были силовые средства, примененные петровским государством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач».

Средством осуществления политики меркантилизма стали также высокие, достигавшие 30 %, пошлины на ввозимые товары Купцов насильственно принуждали объединяться в торговые кампании: указывали, в какие порты везти товары, по каким ценам и в каком количестве их продавать и т.д. Такая политика решала одновременно задачи протекционизма, защищая отечественных производителей от конкуренции зарубежных товаров. Петр I запретил ввоз в Россию тех иностранных товаров, производство которых было освоено в стране. По таможенному тарифу 1724 г. огромная, 75-процентная пошлина налагалась на продукцию, спрос на которую мог быть удовлетворен собственными средствами. С другой стороны, такая же пошлина налагалась и на вывозимое из России необработанное сырье.

Правда, по окончании Северной войны государство значительно изменило свою торгово-промышленную политику: были ликвидированы почти все монополии на вывоз товаров за границу, усилилось поощрение частного предпринимательства. Однако общие принципы политики в области экономики остались прежними, сохранилась и даже усиливалась бюрократическая машина, которая держала под пристальным контролем развитие промышленности и торговли.

Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в внешней политике, экономике, но также и в социальной структуре Российского государства. Разворачивался процесс унификации сословий. Сословная структура упрощалась, становилась ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия. Служилые люди «по отечеству» (знатному происхождению) и «по прибору» (на основе добровольного поступления на службу) объединились в единое сословие, сначала называвшееся шляхетством, а позднее дворянством. Дворяне перестали получать поместье за службу. Теперь им платили денежное жалованье. Вместо принципа «старины рода» и происхождения вводился новый критерий выслуги лет и служебной пригодности. Только после сдачи экзамена дворянин, начинавший военную службу солдатом в Семеновском и Преображенском гвардейских полках, мог быть произведен в офицеры. Отказ от службы по-прежнему вел к конфискации имения.

В 1714 году был издан «Указ о единонаследии», согласно которому отныне имение становилось неделимым между наследниками и могло передаваться лишь одному из них, как правило, старшему сыну. Остальные, несостоявшиеся наследники должны были поступать на государственную гражданскую или военную службу и в процессе ее несения зарабатывать средства к существованию. Указ прекратил дробление земельной собственности и содействовал укреплению дворянского сословия. Но главное значение заключалось в том, что в процессе его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, существовавшая в России на протяжении нескольких предшествующих столетий. На смену им пришла единая земельная собственность, пользование которой, однако, было регламентировано еще больше, чем при поместной системе.

В 1722 г. указом царя была введена так называемая «Табель о рангах», которая разделила всю службу на 14 рангов: в военной службе – от прапорщика до генерал-фельдмаршала, во флоте - от «артиллерии констапеля» до генерал-адмирала, в гражданской - от коллежского регистратора до канцлера. Высшим чином был 1-й ранг, или «класс», самым низшим - 14-й класс. Отныне каждый из поступивших на службу мог, начав деятельность с нижних чинов, продвинуться по служебной лестнице до самого верха. Открывался путь вверх представителям податных сословий. Дослужившись до 8-го ранга, служащий человек приобретал право на потомственное дворянство. Принцип служебных заслуг окончательно заменил собой принцип родовитости. Таким образом, был сделан важный шаг к сложению военно-бюрократической иерархии и своего рода бюрократической пирамиды во главе с императором. Теперь все сословия находились на государственной службе и выполняли обязанности в пользу государства. Дворяне отнюдь не всегда были довольны своим новым положением. Им не нравились зависимость от обязательной службы, ежегодные смотры, отправка за границу для изучения разного рода наук. Однако объективно все эти меры служили усилению дворянского сословия, хотя и способствуя своего рода его «закрепощению».

Также были проведены меры в интересах купечества и городских жителей. В 1720 г. царь учредил «Главный магистрат». Изданный в 1721 г. регламент новой коллегии разделил всех жителей города на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии в зависимости от размера недвижимости: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры; вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все остальное население города получило было отнесено к категории «подлых людей, обретающихся в наймах».

Огромное значение для унификации и правового оформления низших сословий в государстве имело введение новой системы обложения. С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению всех лиц мужского пола взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало необходимого эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи применялись самые строгие меры. На бескрайних российских просторах обычной стала процессия, состоявшая из переписчика-офицера, за которым следовал палач с кнутом и удавкой. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Но реформа имела и другую сторону, которая привела к унификации низших сословий. Ряд промежуточных категорий населения (однодворцы, половники), а также всякого рода «гулящий» люд, холопы были записаны в «тягло» и, следовательно, уравнены в правах с крепостными крестьянами, юридическое положение которых уже мало отличалось от прежних холопов. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Содержание армии и флота поглощало 2/3 государственного дохода и в 5 раз превосходило ту сумму, которая тратилась на военные цели в допетровское время. Поэтому кроме подушной подати важнейшим средством пополнения казны государства оставались косвенные налоги. При Петре I их было великое множество: на дымы, дубовые гробы, бороду и др. В стране учреждалась паспортная система.

Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в три сословия: одно из них – дворянство – было служилым, но привилегированным, в то время как посадское население и крестьянство должны были нести тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом.

4. Реформы органов власти, управления и армии

Реформирование государства было важнейшим направлением преобразований Петра I, полностью перестроившего аппарат управления страной в соответствии с практическими нуждами на основе опыта Швеции. В начале XVIII века государство в России стало играть необычайно большую роль во всех сферах жизни. В идеологии складывается культ абсолютистского государства, В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, и государственная машина давала сбои. Таким образом, сущность реформы органов власти и управления сводилась к формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

Реформы Петра I всегда вызывали бурные споры в исторической науке. Датский ученый Ханс Баггер постарался свести воедино все высказывания по этой проблеме и обнаружил, что одним из самых спорных вопросов являлся следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начались с армии и флота).

В результате проведения реформ к концу первой четверти XVIII в. в стране сложилась следующая система высших и центральных органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках царя. 22 сентября 1721 года Сенат присвоил Петру I титул императора. Этим актом был завершен процесс превращения сословно-представительной монархии в абсолютную. Неограниченная власть Петра I получила юридическое закрепление, а Россия превратилась в империю.

В допетровской России законы создавались царем совместно с Боярской думой. После утверждения царем решения Думы принимали силу закона («Царь повелел, а бояре приговорили»). С 1704 года Петр I перестал созывать Боярскую думу, разбухшую по составу и малопродуктивную по отдаче, а все важнейшие дела стал решать в своем «кабинете», т.е. в узком круге доверенных лиц. Тем самым законодательная ветвь власти была ликвидирована, законы оформлялись указами царя.

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, сменивший Боярскую Думу. Члены Сената (первоначально в количестве девяти) назначались царем по принципу служебной пригодности. Перед новым учреждением ставилась задача контролировать органы местного управления, проверять соответствие действий администрации издаваемым законам. Сенат стал высшим правительственным учреждением в стране, однако вся законодательная власть принадлежала царю. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. С течением времени Сенат разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля. В 1722 г. во главе Сената он назначил высшего чиновника - генерал-прокурора («око и ухо государевы»), на которого возложил контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Эта мера осуществлялась через прокуроров, назначавшихся во все правительственные органы. Первым генерал-прокурором стал П.И. Ягужинский.

С 1714 г. стала функционировать система тайного контроля – институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате - генерал-обер-фискалу Нестерову. Они обязаны были тайно проверять и доносить о злоупотреблениях должностных лиц и нарушениях «казенного интереса». Между тем, фискалы далеко не всегда оправдывали доверие Петра. Сама формировавшаяся бюрократическая система толкала их на путь воровства и взяточничества. Того же Нестерова, который был призван пресекать подобные дела в государстве, самого позднее казнили за взяточничество.

В 1717–1721 гг. устаревшая система приказов была заменена коллегиями. На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, называвшаяся «Кабинетом». Коллегии отличались от приказов коллегиальным принципом принятия решений, единообразными штатами, четким разграничением обязанностей. Каждая коллегия ведала определенной отраслью или сферой управления.

Главными считались три коллегии: «Чужестранных дел», «Военных дел» и Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам). Вопросами торговли и промышленности ведали Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии. Три коллегии занимались финансами: Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная (учрежденная несколько позднее) – дворянским землевладением. К ним добавлялся Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами. Особое место занимала Духовная коллегия (Синод), управлявшая церковью. Организация работы коллегий определялась Генеральным регламентом.

В 1708–1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Укрепление власти на местах вызывалось необходимостью сбора растущих налогов, с взиманием которых прежние органы не справлялись, пополнения армии, а также угрозой народных восстаний.

В 1708 г. страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская расформирована. Губернии резко различались по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, где жила почти половина населения страны. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивший в своих руках местную исполнительную и судебную власти. При этом губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых часто противоречили друг другу. Губернатор имел штат помощников. В 1713 г. была предпринята попытка создать при губернаторе «консилиум» (совет) из местных дворян.

В 1719–1720 гг. областная реформа получила свое дальнейшее развитие: губернии были разделены на провинции, ставшие основной единицей административного деления. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой провинции стоял воевода, находившийся в зависимости от губернатора. Провинция в свою очередь делилась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился земский комиссар из числа местных дворян или отставных офицеров. Одной из мер укрепления государственной власти на местах стала система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица. В городах были созданы городские магистраты, члены которых избирались из купцов пожизненно.

Таким образом, в результате реформ органов управления и власти в центре и на местах в России было создано государство, получившее в исторической литературе название «регулярного государства». Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Система местных органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в крайне неблагоприятных условиях. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого явления стало принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.

Хотя православная церковь признавала превосходство государства над церковью, власть патриарха по-прежнему была достаточно велика. Он, как и царь, носил титул «Великий государь», пользовался значительной самостоятельностью. Реформы Петра, его стремление заимствовать западные обычаи, одежду, внешний облик, засилье иностранцев при царском дворе – все это вызывало недовольство церкви. В свою очередь Петр I стремился превратить церковь в одну из деталей чиновничье-бюрократической машины, беспрекословно подчиняющейся царю. Поэтому в 1700 г. после смерти патриарха Адриана Петр I отложил выборы нового патриарха на неопределенное время. Главой церкви был объявлен «местоблюститель патриаршего престола», лишенный патриаршеских полномочий. Им стал рязанский митрополит Стефан Яворский. Одновременно был изменен уклад жизни монахов: им запрещалось держать в кельях чернила и бумагу, ограничивался переход из одного монастыря в другой. В 1701 г. для управления церковью и сбора церковных доходов был создан Монастырский приказ. Монастырские вотчины делились на две категории: доходы одних, так называемых «определенных», шли на удовлетворение нужд монастыря, другие, «заопределенные», вотчины управлялись чиновниками, назначавшимися Монастырским приказом. Все доходы с таких вотчин поступали в казну.

В 1721 г. был утвержден Духовный регламент. Составил его видный церковный деятель, сторонник петровских реформ Феофан Прокопович. Петр I отредактировал документ и провозгласил его в качестве закона. Духовный регламент предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной коллегии, вскоре переименованной в Святейший Синод. Надзор за его деятельностью осуществляло светское лицо – обер-прокурор, назначаемый Петром I из числа офицеров. В Синод входили назначаемые царем церковные иерархи. Члены Синода приносили присягу на верность императору. Тайный контроль над деятельностью Синода осуществлял «главный фискал по делам духовным». Была отменена тайна исповеди.

Тем самым ликвидация патриаршества, учреждение Святейшего Синода и назначение его обер-прокурора означали окончательную ликвидацию самостоятельной политической роли церкви и полное подчинение государству. Такая структура Русской православной церкви сохранялась вплоть до 1917 года (т.н. Синодальный период).

Задачи создания современной, боеспособной армии занимали Петра еще до того, как он стал полновластным правителем. Нарвское поражение в начале Северной войны поставило Россию перед срочной необходимостью создания регулярной армии. До Петра I основой русского войска являлось дворянское ополчение. Служилые люди являлись по призыву царя «конно, людно и оружно». Такая армия была плохо организованной, слабо обученной. Попытки создать регулярную армию (стрелецкие полки Ивана IV, солдатские полки царя Алексея Михайловича) успеха не имели. Петр I ликвидировал поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу вооруженных сил отныне составили регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, действующие в бою и осуществляющие подготовку в соответствии с Воинским и Морским уставами, правилами, наставлениями.

Был изменен принцип комплектования армии. Царь заменил периодические созывы дворянского ополчения рекрутскими наборами. Рекрутская повинность распространялась на все население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1705 г. был произведен первый такой набор. Рекрутов набирали по жребию: один рекрут с 20 дворов. Солдатская служба являлась пожизненной. Дворяне освобождались от рекрутской повинности, но обязаны были нести военную или гражданскую службу. С этого времени наборы становятся регулярными. Всего в Петровскую эпоху было проведено 83 рекрутских набора, которые дали армии и флоту 284 тысячи человек. Рекрутские наборы решали проблему рядового состава. Для подготовки офицерского состава были открыты школы: навигационная, артиллерийская, инженерная.

Значительное внимание правительство уделяло перевооружению армии с учетом отечественного и зарубежного опыта. Старые ружья с фитильным запалом были заменены ружьями со штыком, изогнутым прикладом и ударно-кремневым замком. Артиллерия вооружалась новыми орудиями строго установленных образцов взамен устаревших разнокалиберных орудий.

После первого неудачного Азовского похода Петр I приступил к созданию военного флота сначала на реке Воронеж, а затем на берегах Балтики. С 1702 г. по 1715 г. были построены и спущены на воду 25 линейных кораблей, 19 фрегатов и 298 судов других классов. С 1718 г. управление флотом осуществлялось Адмиралтейств-коллегией. Создание флота шло невиданно быстрыми темпами и на уровне лучших образцов военного кораблестроения. В результате к концу правления Петра I Россия обладала сильнейшей в Европе сухопутной армией (численностью около 250 тысяч человек) и вторым в мире военным флотом (больше 1000 кораблей).

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. С одной стороны, были проведены реформы высших и центральных органов управления, местного управления, церкви и армии. Был создан военный и торговый флот, проводилась успешная экономическая политика. Петр I резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский скачок, выведя на качественно более высокий уровень. Петровские реформы ознаменовали собой оформление абсолютной монархии в России. Вероятно, это единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия. Время наглядно продемонстрировало удивительную жизнеспособность многих институтов, созданных Петром. Коллегии просуществовали до 1802 г., подушная система налогообложения – до 1887 г., рекрутские наборы – до 1874 г., Сенат, прокуратура, Табель о рангах – до 1917 г., а Синод – до 1918 г.

С другой стороны, цена преобразований оказалась чрезвычайно высокой. За первую четверть XVIII века страна потеряла до 20 % своего населения. Реформаторство Петра I имело отчетливый консервативный характер. Являясь крупнейшим идеологом абсолютизма, царь проводил политику, направленную на упрочение экономического и политического положения дворян. Одновременно эта политика способствовала резкому усилению крепостного права и дальнейшему ущемлению прав податного населения. Проводя реформы, Петр I не считался ни с жертвами, ни с национальными традициями, ни с исторической памятью. Петр-реформатор шел путем насильственного прогресса, когда считалось нормальным пожертвовать одной частью народа ради светлого будущего остальных, когда средством достижения высоких целей являлись насилие и принуждение в самых различных их формах. По меткому выражению А.И. Герцена, в результате проведенных реформ «к азиатскому туловищу России, Петр приделал европейские руки».


Лекция 8. Российская империя в середине и второй половине XVIII века

ПЛАН

1. Российская империя эпохи «дворцовых переворотов» (1725–1762).

2. Основные тенденции социально-экономического развития страны.

3. Политика «Просвещенного абсолютизма» императрицы Екатерины II.

4. Внешняя политика.

1. Российская империя эпохи «дворцовых переворотов» (1725–1762)

После смерти в 1725 г. Петра I, не оставившего наследника, в России началась борьба за престол, продолжавшаяся до 1762 г. В.О. Ключевский образно назвал этот период «эпохой дворцовых переворотов». Одни историки считают это время периодом ослабления российского абсолютизма. Некоторые (например, Н.Я. Эйдельман) видят в данных событиях своеобразную реакцию дворянства на резкое усиление самостоятельности государства при Петре I. Третьи (Д.Н. Шанский), отвергают термин «дворцовые перевороты», считая, что абсолютизм в эту эпоху наоборот лишь укрепился.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.