Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История России 26 страница




Возврат к прежним структурам управления. Были упразднены совнархозы. Восстановлены отраслевые министерства и произошел значительный рост их количества (1924 г. – 10, 1936 – 20, 1984 г. – более 100). Наблюдался рост управленческого аппарата. В 1976–1983 гг. он вырос на 3 млн. и составил 18 млн. человек; на 6-7 жителей страны был 1 управленец. На их содержание ежегодно затрачивалось около 40 млрд. руб. Имело место старение кадров. К 1982 г. средний возраст высшего руководства перешагнул за 70-летний рубеж. Это было самое старое руководство за всю историю страны, причем не только в центре, но и на региональном уровне.

Усиление партийного контроля над всеми сторонами жизни общества. На XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все новации в партийной жизни, принятые при Хрущеве. Под гром аплодисментов, делегаты Съезда проголосовали за отмену ротации (перемещения) партийной номенклатуры.

В соответствии с решением XXIV съезда КПСС (1971) произошло расширение сферы партийного контроля: закрепление права партийного контроля за деятельностью администрации НИИ, учебных заведений, учреждений культуры и здравоохранения (в промышленности и сельском хозяйстве он существовал и раньше); усиление партийного контроля за деятельностью аппарата государственных органов. Конституция СССР (1977) закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе и определила ее в качестве ядра политической системы. КПСС - главная политическая сила в стране.

Неосталинизм – форма нарастания консервативных тенденций. Имела место полоса тихой «реабилитации» Сталина: высокая оценка вклада Сталина в победу в докладе Брежнева во время празднования 20-летия Победы; частое использование имени и образа Сталина в художественных произведениях, кинофильмах, мемуарах, периодике; призывы членов Политбюро ЦК КПСС о переименовании Волгограда в Сталинград в связи с 40-летием Победы; неуклонное укрепление на фоне ресталинизации личной власти Брежнева, его возвеличивание (с 1965 г. маршал, четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, лауреат престижных премий).

Хотя сталинистам не удалось добиться полной реабилитации Сталина, сам вопрос о преодолении культа личности был снят. Происходил постепенный и негласный отход от курса XX съезда КПСС. Прекратилась и реабилитация жертв массовой репрессии.

Укрепление роли армии и органов государственной безопасности. Произошло усиление позиций военного руководства и увеличение финансирования оборонных программ: начало с 1967 г. массовой установки в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет; создание высокоэффективной системы ПВО, в том числе противоракетной обороны (ПРО); начало с 1976 г. установки в Восточной Европе ядерных ракет средней дальности.

Укреплялись органы государственной безопасности: создание в 1967 г. 5-го управления КГБ по борьбе с диссидентством, сотрудники которого были внедрены почти во все учреждения, общественные организации и движения; арест и ссылка в конце 1979-начале1980-х гг. почти всех лидеров и активных участников не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Массовый террор ушел в прошлое, но политические преследования не только не прекратились, а приобрели более изощренный характер (использование психиатрии в целях борьбы с инакомыслящими).

Конституция СССР 1977 г. Еще на XXII съезде партии Н.С. Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, которая отразила бы переход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного государства». В 1962 г. была организована Конституционная комиссия. Но события второй половины 60-х гг. ослабили актуальность вопроса о конституции. Тем не менее, во второй половине 60-х гг. идеологи КПСС вынуждены были искать ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от предшествующего, столь неспокойного для системы периода. Разоблачение «культа личности» в период «оттепели» раскрыло ложь некоторых постулатов, десятилетиями внушавшихся народу, и вера в «бесконечное служение» власти народу, в безусловную верность ее политики оказалась непоколебимой. В результате была сконструирована концепция развитого социализма. В официальных документах развитой социализм трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Основные положения концепции:

- не подвергались сомнениям теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет;

- существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению его недостатков должна была способствовать политика совершенствования социализма;

- провозглашалось достижение в СССР равенства республик по уровню экономического и культурного развития и о решении национального вопроса;

- утверждалось положение об однородности общества и складывании новой исторической общности – советского народа.

Появление тезиса о вступлении СССР в новую историческую стадию – период развитого социализма как закономерного этапа на пути к коммунизму – подвело политическое руководство страны к мысли о необходимости разработки новой конституции, отражающей и закрепляющей законодательно произошедшие изменения.

Новая конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. В ней констатировалось построение в СССР «развитого социалистического общества». В качестве социальной базы советской власти наряду с рабочим классом, колхозным крестьянством была названа впервые также советская интеллигенция. Определена новая социальная и интернациональная общность – советский народ. Официально закреплялось особое руководящее положение КПСС в советском обществе. Закреплялись новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций. Впервые закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества.

2. Противоречия экономического и социального развития

Реформы и реорганизация в экономике конца 50-х – начала 60-х гг. не привели к позитивным сдвигам в народном хозяйстве, которое по-прежнему носило экстенсивный характер:

- падали темпы экономического развития;

- замедлялся рост национального дохода;

- снижалась производительность труда;

- росло незавершенное строительство;

- производились изделия, не находившие сбыта, и т.д.

Реформы Хрущева показали, что одним администрированием (переходом с отраслевого на территориальный принцип управления, созданием новых организационных структур) достичь серьезных сдвигов в народном хозяйстве невозможно. Исчерпаны были возможности мобилизационной модели советской экономики; механизм подчинения экономических задач политическим целям; высокоцентрализованной системы управления стал давать регулярные сбои. Они проявлялись в несогласованности отраслевого и регионального уровней управления; преобладании не внутренних (экономических), а внешних (политических) рычагов в системе социальной регуляции; оторванности планирования от жизни, отсутствии товарно-денежных отношений; монополии производителя в условиях всеобщего дефицита. Возникла необходимость в экономических инструментах управления. И, хотя господство коммунистической партии делало невозможным переход к действительно рыночной экономике, идея о дополнении партийно-административных рычагов экономическими стимулами получала все большую популярность

Инициатор реформ. А.Н. Косыгин (1904–1980) – советский государственный и политический деятель, председатель Совета министров СССР в 1964–1980 гг. В 1965 г., когда Косыгин уже возглавлял правительство, и были приняты решения об экономических реформах. Против реформ, однако, выступала верхушка военно-промышленного комплекса и связанных с ним отраслей тяжелой промышленности, опасавшаяся утраты своего влияния, а также часть коммунистов, увидевших в реформах угрозу чистоте марксизма-ленинизма. Положение Косыгина было подорвано в конечном итоге разногласиями с Брежневым. Тем не менее, до конца 1970-х гг. Алексей Николаевич сохранял свое положение, и лишь тяжелая болезнь привела к его отставке 23 октября 1980 г.

Аграрная реформа 1965 г. Начала реформе положили решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством:

- установлен новый порядок планирования: главный акцент в политике на селе сделан на повышение роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством, снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет;

- повышены закупочные цены (кроме того, сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам);

- увеличены капиталовложения;

- произошло перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства;

- начали приниматься меры по решению социальных проблем села;

- сокращены налоги;

- сняты ограничения с ведения личных подсобных хозяйств.

Результаты аграрной реформы 1965 г. были неоднозначными. Позитивные: оживление хозяйственной деятельности советской деревни: в 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного – 34 %; направлено на развитие сельского хозяйства за 1966–1980 гг. около 400 млрд рублей; расширение использование экономических стимулов к труду, введение стабильных денежных окладов колхозникам.

Негативные: опора исключительно на административные рычаги, повышение роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором; капиталовложения использовались крайне неэффективно; часть из них расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, непродуманную мелиорацию и химизацию почвы; колхозы и совхозы к началу 1980-х гг. оказались убыточными.

За 1964–1988 г. освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери

- сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40 % урожая. Страна;

- обладала самыми богатыми в мире черноземными почвами, но оказалась;

- крупным экспортером зерна и продуктов питания.

Реформа промышленности 1965 г. Самой радикальной с 20-х гг. реформе управления промышленностью положили начало решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Суть нововведений заключалась в том, чтобы усилить экономические рычаги и расширить самостоятельность предприятий как хозяйственного звена.

Изменены условий планирования: сокращалось до минимума число директивно-планируемых показателей; устанавливался главный показатель работы предприятий – объем реализованной, а не произведенной продукции; вводились показатели качества производства.

Изменялась система экономического стимулирования: было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов; эта часть делилась на три фонда:

1. фонд материального поощрения;

2. фонд социально-культурного и бытового развития;

3. фонд самофинансирования предприятий.

Претерпела изменения системы управления: упразднялись совнархозы; возрождались отраслевые министерства; провозглашались «партнерские отношения» между министерствами и предприятиями, а также сочетание единого государственного планирования с местной инициативой.

В целом, предусматривая механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда, реформа не посягала на директивную экономику. Несмотря на заложенные в ней внутренние противоречия, реформа в краткосрочной перспективе дала некоторый положительный результат. Объем промышленного производства за 1966-1970 гг. вырос в 1,5 раза; построено около 1900 крупных промышленных предприятий; расширена хозяйственная самостоятельность предприятий. Но затем, в 1972-1973 гг., произошла смена экономических приоритетов.

Реформу никто не отменял, но с конца 60-х гг. она пошла на убыль, поползли вниз и плановые показатели. Среднегодовой темп прироста национального дохода с 7,7 % в 1966–1970 гг. сократился до 3,5 % в 1981–1985 гг. Темпы роста производительности труда в это же время снизились с 6,8 % до 3 %.

Имело место появление теневой экономики (система производства, действовавшая вопреки существовавшему законодательству, чаще всего нелегально) и советской мафии (союз трех сил: государственного аппарата, организованной экономической и организованной уголовной преступности).

Объективные условия, которыми руководство СССР объясняло падение темпов экономического роста, сводились к таким причинам, как неблагоприятная демографическая ситуация (снижение удельного веса трудоспособного населения); истощение традиционной сырьевой базы; резкое удорожанием добычи полезных ископаемых; физический износ и моральное старение оборудования; значительный рост военных расходов

Все эти факторы, действительно, сказывались на развитии производства. Однако главная причина неудач реформы
промышленности заключалась в том, что директивная модель экономики, отвергая все новое, исчерпала свой ресурс. Эта модель экономики могла еще какое-то время развиваться по инерции, но в историческом плане былаобречена. Существовавшие условия организации и управления производства не могли уже обеспечить решение объективно стоящих перед экономикой задач.

Попытка продолжения реформ – реформа хозяйственного механизма 1979 г. Цель: управленческая и плановая деятельность направлялась наповышение эффективности производства и качества работы

Результаты: восстанавливался приоритет моральных стимулов к труду над материальными; начался новый виток социалистического соревнования, призванный компенсировать издержки хозяйственного механизма; зазвучали новые лозунги типа «экономика должна быть экономной».

В 1980 г. сменил Косыгина Н.А. на посту Председателя Совета Министров СССР Н.А.Тихонов. Новый глава правительства в своем докладе «Об основных направлениях развития народного хозяйства в 11-й (1981-1985) пятилетке» об экономической реформе 1979 г. не обмолвился ни единым словом. Реформа в конечном итоге осталась ненереализованной.

В ноябре 1982 г. после смерти Брежнева был избран генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В.Андропов. В первые месяцы своего правления он провозгласил курс, направленный на социально-экономические преобразования, предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных регионов и предприятий. Однако все изменения свелись к административным мерам, укреплению трудовой дисциплины, разоблачению коррупции в близком окружении правящей верхушки. Политическая и экономическая система оставалась незыблемой. Смена хозяйственного механизма была жизненно важной проблемой.

Научно-технический прогресс. Страны Запада в 70-е гг. вступили в стадию постиндустриального развития, о чем свидетельствовали автоматизация производства, широкое применение робототехники и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий; индивидуализация процесса труда, превращения его в свободную творческую деятельность; гуманизация и демократизация всех ее сторон жизни общества.

В СССР также ставилась задача овладеть достижениями научно-технической революции (НТР). На XXIV съезде КПСС прозвучала установка о соединении достижений научно-технического прогресса с преимущества социализма. Однако эти преимущества и тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство.

Попытки интенсификации экономики СССР имели место в 70-е гг. Создавались научно-производственные объединения; возникали принципиально новые отрасли промышленности: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение. Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. Более того, к началу 80-х гг. обнаружилась техническая отсталость СССР от передовых держав мира. Так, в нашей стране вручную работали 40 % работников промышленности, 60 % строителей, 75 % работников сельского хозяйства. В США в 1985 г. использовалось 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров, а в СССР только несколько десятков тысяч аналогичных машин, в основном устаревших моделей.

Технологическое отставание не позволило СССР быстро наладить выпуск нового поколения ЭВМ – персональных компьютеров. В течение долгого времени работа советской промышленности оценивалась главным образом по количественным показателям. В таких условиях промышленность и наука мало нуждались друг в друге. С одной стороны, предприятия не предъявляли постоянного спроса на научные разработки, с другой – ученые, не имея спроса на свою «продукцию», часто занимались никому не нужной тематикой. Вследствие этого, несмотря на рост расходов на научные разработки из государственного бюджета, советская наука неуклонно теряла позиции даже в таких областях, где ранее лидировала. Высадка в июле 1969 г. на поверхность Луны американских астронавтов во главе с Н. Армстронгом покончила с лидерством Советского Союза в освоении космического пространства. За весь послевоенный период советские ученые получили в 14 раз меньше Нобелевских премий, чем американские, хотя в научной сфере СССР было занято почти в два раза больше сотрудников.

Причины торможения научно-технического прогресса:

- плановый механизм хозяйствования – экстенсивный, затратный, дефицитный;

- нехватка средств, отсутствие у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий;

- внедрение крупных разработок, имевших преимущественно военное значение в связи с гипертрофированным развитием военно-промышленного комплекса.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь, как и в 20-е гг., оказался перед угрозой стадиального отставания от стран Запада.

Социальная политика. Повышение благосостояния народа являлось главным лозунгом КПСС в 1960–70-е гг. Однако социальная сфера – область труда, жизни, быта людей финансировалась по остаточному принципу. Так, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство сократился с 17, 7 % в 1966–1970-е гг. до 15,1 % в 1981–1985 гг. В результате было построено в 1984 г. лишь 2 млн. квартир – столько же, сколько строилось в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось; появились многолетние очереди на жилье; распространенной формой быстрого получения квартиры стала взятка.

Были значительно урезаны государственные расходы на развитие сферы здравоохранения, ее материально-техническая база устарела, не отвечала мировым стандартам. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни страна считалась одной из наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35 месте в мире по продолжительности жизни и на 50 месте по уровню детской смертности. Качество медицинского лечения вызывало недовольство населения.

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. СССР в начале 80-х гг. отставал от передовых стран мира не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных продуктов. Резко увеличились импортные поставки продовольствия. За 1970–1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы – 12,4, растительного масла – 12,8, зерна – в 13,8, масла животного - в 183,2 раза. Начала вводиться уже в 70-е гг. в некоторых областях карточная система распределения продуктов.

В целом, итоги реализации социальной политики к середине 80-х гг. были неоднозначными. Положение основной части населения улучшалось: все меньше людей продолжало жить в коммунальных квартирах; в обыденную жизнь все больше входили холодильники, телевизоры, стиральные машины, несколько выросла заработная плата. Тем не менее, удерживать статус великой державы становилось возможным лишь за счет:

относительного усиления эксплуатации трудящихся; сокращения социальных программ; беспощадной эксплуатации природных ресурсов. Если прирост реальных доходов на душу населения составлял в 1966–1970 гг. 5,9 %, то в 1981-1985 гг. он снизился до 2,1 %. Доля фонда заработной платы в национальном доходе в СССР в середине 80- гг. равнялась 36,5 %, то в США – 64 %, в Швеции, Швейцарии – 80 %.

3. Общественная жизнь страны

Две тенденции общественно-политической жизни страны.

Демократическая: интенсивно росла численность общественных объединений (профсоюзы, комсомол, народный контроль, организации технического творчества и т.д.).

Антидемократическая: повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах, все массовые объединения находились под контролем партийных организаций

К началу 80-х гг. сложилась система «партия – государство»: отрицание принципа разделения власти; отсутствие парламентаризма; политический монополизм; превращение партийных структур в надгосударственные.

Идеологическое обоснование консервативного внутриполитического курса. Идеологическим обоснованием консервативного внутриполитического курса являлись концепция развитого социализма и теория перманентного обострения идеологической борьбы социалистических и капиталистических систем по мере продвижения к коммунизму.

Вывод о построении в СССР развитого социалистического общества впервые прозвучал в выступлении Л.И. Брежнева на праздновании 50-летия Октябрьской революции в 1967 г.

Основные идеи авторов концепции: достижение полной однородности советского общества; окончательное решение национального вопроса; отсутствие внутри общества реальных противоречий; бесконфликтное развитие советского общества.

Концепция развитого социализма, не подрывая веры в коммунизм, переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости, как этого требовал XXII съезд КПСС, в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена.

Теория перманентного обострения идеологической борьбы социалистических и капиталистических систем по мере продвижения к коммунизму основывалась на сталинском положении (1930-е гг.) об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму; объясняла общественности преследование инакомыслящих как борьбу с агентами влияния Запада; оправдывала запреты и ограничения в духовной жизни.

В начале 1980-х гг. были внесены уточнения в идеологию, так как реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала развитой социализм. Снижался жизненный уровень, вводилось в регионах карточное распределение. В 1982 г. новый глава партии и государства Ю.В. Андропов выдвинул идею о совершенствовании развитого социализма и объявил, что это будет весьма длительный исторический период.

Внедрение «новшеств» в идеологии привело к забвению положений, которые казались совсем недавно верными: о наличии различных моделей социализма; о понимании его сути как строя цивилизованных кооператоров. Это, в свою очередь, вело к нарастанию догматизма и начетничества; к глубокому кризису в идейно-теоретической жизни; к отдалению КПСС от западных компартий.

Диссидентское движение. Кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии его духовной сферы. Конец 60 – начало 70-х гг. – время нарастания различных форм сопротивления, наиболее радикальная из которых – диссидентство, или инакомыслие.

Движение диссидентов оценивается в исторической литературе неоднозначно, несмотря на очевидную связь этого явления с победившим демократическим режимом. В. Соловьев и Е. Клепикова (бывшие диссиденты) и целый ряд историков считают, что это движение было больше западным мифом, чем реальным течением среди интеллигенции. Противоположная позиция заключается в том, что это движение сыграло решающую роль в создании условий для перехода советского государства на путь перестройки и реформ. Значение этого явления состоит не в практической деятельности, которая действительно была минимальна, а реальном раскрепощении сознания интеллигенции, которая разворошила почву для формирования антисоветских течений.

Советское инакомыслие имело давние традиции, формировавшиеся еще в довоенный период, когда существовала критически мыслящая старая русская интеллигенция, возникали оппозиционные течения в ВКП(б) и антисталинское сопротивление большевиков – интеллигентов. В 40–50-х гг. развивалась писательская фронда, брожение в среде творческой интеллигенции. Однако началом диссидентского движения принято считать демонстрацию на Пушкинской площади г. Москвы 5 декабря 1965 г. К этому времени сформировались группы инакомыслящих, пытавшихся распространить идеи либерализации общества и углубления частичной десталинизации страны, начатой XX съездом КПСС. Первые годы брежневского руководства положили начало репрессиям против инакомыслящих. Арест писателей А.Синявского и Ю.Даниэля за публикации произведений за рубежом и суд над ними активизировали движение протеста против нарушений прав человека.

Диссидентское движение представляло собой неформальное общественное движение граждан СССР со второй половины 60-х до сер. 80-х гг. XX столетия. Причина его появления заключалась в том, что важным следствием хрущевской оттепели было пробуждение в СССР социальной критики, возникновение первых ростков гражданского общества как системы связи независимых граждан. Цель движения – стремление утвердить в обществе самоценность человеческой личности, обеспечить защиту прав граждан. Основные формы диссидентской деятельности: сбор и распространение запрещенной властями информации (самиздат); подготовка и распространение «открытых писем» в защиту незаконно осужденных или посвященных злободневным проблемам общественно-политической жизни страны; демонстрации; конкретная моральная и материальная помощь отдельным лицам, подвергшихся незаконным репрессиям, и их семьям. В партийной печати антисталинскую линию проводили А.Е.Бовин, Л.А. Карпинский, Г.Х. Шахназаров, Г.А. Арбатов, Ф.М. Бурлацкий, В.Я. Ядов, О.В. Лацис. Активно выступали инакомыслящие социалистической ориентации А.В. Снегов, П. Якир, П. Литвинов, Рой и Жорес Медведевы, П. Абовин-Егидес и др. Неоценимую роль сыграли А.И.Солженицын и А.Д. Сахаров.

А.И. Солженицын (1918–2008), выдающийся русский писатель и общественный деятель – идейный лидер «почвеннического» направления диссидентского движения в СССР. Он призывал вернуться к наследию дореволюционной России, видел панацею в возрождении православия и элементов сословного строя. А. Д.Сахаров (1921–1989), один из ведущих физиков страны, академик – духовный лидер «западнического» направления диссидентского движения в СССР. Он не ограничился бескомпромиссной социальной критикой и выдвинул теорию «конвергенции» социалистического и капиталистического обществ в единое гармоничное общество.

В начале 80-х гг. власти провели массовые репрессии против диссидентского движения и практически ликвидировали его, невзирая на протесты мировой общественности. Несмотря на поражение диссидентское движение не прошло бесследно для будущего страны и политической системы. Было создано новое информационное поле для интеллектуальной деятельности, в обществе возникло понимание необходимости перемен.

Значение правозащитного движения 70–80-х гг. заключается не только в политической деятельности его участников. Из его среды вышли мастера искусств – И.Бродский, М.Ростропович, А.Тарковский, Э.Неизвестный и другие, не желавшие жить под опекой государства.

Таким образом, правозащитное движение – это особое явление в политической и культурной жизни страны, наиболее радикальная форма общественного протеста.

4. Внешняя политика СССР

Международное положение СССР в середине 60-х гг. – сложное и противоречивое. Осложнение отношений с Западом из-за начавшейся в 1965 г. открытой агрессии США во Вьетнаме. Раскол в социалистическом лагере

из-за антисоветской деятельности китайского руководства. Отсутствие результатов политики СССР в странах «третьего мира».

Рис. 17 – Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг.

Триединая задача советской внешней политики. Нормализация отношений с Западом, недопущение распада мировой социалистической системы, поддержка «дружественных» отношений режимов и движений в странах «третьего мира» были основными направлениями внешней политики СССР в 1965–1985 гг.

Постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом:

- 1969 г. – нейтральные страны Европы и страны НАТО поддержали решение стран Варшавского блока о созыве общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ);

- август 1970 г. – подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе, и зафиксирован отказ от применения силы;

- декабрь 1970 г. – заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в затем между ФРГ и Чехословакией;

- 1971 г. – подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города;

- 1972 г. – состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР;

- 1972 г. – первый в истории советско-американских отношений визит в Москву президента США Р.Никсона. Подписаны договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);

- 1973 г. – визит Брежнева в США. Подписано соглашение о предотвращении ядерной войны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.