Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 9: становление Советского государства (1917-1939 ГГ. ). Цель: Рассмотреть обстоятельства установления Советской власти в республиканской России, формирования однопартийного режима и тоталитарной системы в СССР




ЦЕЛЬ: Рассмотреть обстоятельства установления Советской власти в республиканской России, формирования однопартийного режима и тоталитарной системы в СССР. Объяснить причины победы красных в гражданской войне, подвести её итоги. Дать определение феноменам большевизма и сталинизма. Обратить внимание на международное значение выбора Россией некапиталистического пути развития. Сравнить методы большевистской модернизации с западноевропейскими моделями построения индустриального общества.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы очного обучения и 1 час для программы

очно-заочного обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Большевистский государственный переворот. Первые шаги Советской власти.

2. Гражданская война и иностранная интервенция в России. Политика «военного

коммунизма», её сущность и последствия.

3. Переход к НЭПу. Становление социально-политической структуры Советского

государства. Образование СССР, решение национального вопроса.

4. Курс на форсированное наступление социализма по всему фронту в СССР:

индустриализация и коллективизация в политике «большого скачка». Складывание

сталинской тоталитарной системы.

ВЫВОДЫ:

1. К осени 1917 г. после ряда политических кризисов Временное правительство полностью исчерпало свой потенциал. Оно безудержно теряло опору в массах. В этих условиях большевистская партия, связанная с городскими низами и солдатскими комитетами, получила возможность использовать стихию народной борьбы. 12 октября 1917 г. при Исполкоме Петроградского Совета был создан штаб вооружённого восстания – Военно-революционный комитет. В ночь на 25 октября под предлогом обороны и защиты революции силами красногвардейцев, частей гарнизона и кронштадтских моряков были заняты почтамт, электростанция, центральный телеграф, Госбанк, мосты. В ночь с 25 на 26 октября в результате штурма Зимнего дворца Временное правительство было арестовано. В воззвании «К гражданам России» ВРК объявил его низложенным и передал властные полномочия открывшемуся вечером 25 октября Второму съезду советов. Съезд сформировал большевистское правительство – Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным. В Москве уличные бои и штурм Кремля продолжались неделю, они завершились победой большевиков только 3 ноября.

2. В ночь на 7 января 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о роспуске Учредительного собрания, подтвердившего своим составом депутатов социалистический выбор населения страны (80 % мандатов получили представители социалистических партий). 10 января 1918 г. открылся Третий съезд советов, который окончательно ликвидировал буржуазно-демократические институты, в рамках которых развивалась революция с февраля 1917 г., Он объявил переименование Российской республики в РСФСР, провозгласил установление в стране диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, закрепил монополию на власть партии большевиков. Результатом данных решений стали окончание мирного процесса развития революции, гражданская война и военная интервенция 14-ти империалистических государств.

1. Главными итогами гражданской войны 1917-1922 гг. стали: утверждение власти партии большевиков, создание основ тоталитарного режима, полное уничтожение сил оппозиции, образование СССР на обломках Российской империи.

2. Победа красных над белыми в гражданской войне была обусловлена следующими причинами: принятием декрета о земле, проведением мобилизационной политики «военного коммунизма», поддержкой национальными движениями, обеспечением численного превосходства военных формирований, привлечением большей части офицерского корпуса, нахождением в распоряжении Советской власти центральных оборонительных заводов и военных складов, разрозненностью действий белого движения и интервенции.

3. «Военный коммунизм» – это российский вариант радикального государственного регулирования экономики, который большевики использовали не только как вынужденную меру, но и как инструмент перехода к новому общественному строю. Он оказался неэффективным при переходе страны к мирной жизни.

4..В 1921-1928 гг. Советское правительство временно отказалось от тотальных административно-командных методов хозяйствования и пошло на частичное разгосударствление экономики, допуск мелкой и средней частнокапиталистической деятельности. Новая экономическая политика привела к некоторому оздоровлению внутриполитической обстановки в стране.

5. Половинчатость либеральных преобразований обусловила кризис НЭПа и предопределила переход с 1929 г. к политике форсированного наступления социализма по всему фронту, «большого скачка» в промышленности и сплошной насильственной коллективизации в сельском хозяйстве.

6. В 1918-1930 гг. в СССР был установлен тоталитарный политический режим. Сначала в 20-е гг. утвердилась абсолютная власть большевиков над обществом и государством (диктатура РКП (б)), а затем в 30-е гг. произошло уничтожение внутрипартийной демократии, установление культа личности вождя И.В. Сталина. Коммунистический тоталитаризм опирался на новый слой советской номенклатурной бюрократии, поддерживался политическими репрессиями, идеологическим воспитанием молодого поколения, созданием закрытого общества, изолированного от мировой цивилизации.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Когда Россия вышла из первой мировой войны? Обрисуйте международное

положение Советского государства в послевоенный период.

2 Назовите основные этапы гражданской войны 1917-1922 гг., её причины и участников. Чем завершились военные действия?

3. В чём заключалась политика «военного коммунизма»? К каким последствиям она

привела?

4. Что такое новая экономическая политика (НЭП), чем она отличалась от старой?

Назовите её достижения и причины кризиса.

5. Когда был образован Союз Советских Социалистических республик (СССР)? Какие республики стали его учредителями?

6. Что такое тоталитарный режим? Когда и при каких условиях он сформировался в СССР?

7. Чем большевистская модернизация экономики в годы первых пятилеток отличалась от западноевропейских моделей индустриализации?

8. Какие политические процессы были организованы сталинским режимом в 1930-е 1940-е гг.? Что такое ГУЛАГ?

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

- Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

 

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: Евсеенко В.И., к. и. н, доцентом кафедры гуманитарных наук

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры, протокол №___ от

«_______»________________2011 г.

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кировская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

ЛЕКЦИЯ (методическая разработка)

 

для студентов I курса

специальности: «Лечебное дело»

по дисциплине «История Отечества»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.