Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие СССР в 1953-1964 гг




Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков. Во главе министерства внутренних дел встал Л.П. Берия, но вскоре был отстранен от власти. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, некоторых реформ. В связи с этим был провозглашен курс на демократизацию жизни общества. Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек. Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На закрытом заседании съезда Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общестенно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий. Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыталась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов. После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. С 1958 г. Хрущев стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии. Новая программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В Программе были определены задачи построения коммунизма. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе. Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако непоследовательность и непродуманность преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания. Результатом этого явились массовые протесты городского населения (забастовка в Новочеркасске). Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались, прежде всего, сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Основы новой аграрной политики были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам - по его настоянию - рекомендовалось переходить к посеву кукурузы. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом. Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. Вскоре был восстанавлен принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашлю отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.). Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Развивались новые промышленные отрасли. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитее промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями. В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей. К концу 50-х годов произошли изменения в социальной структуре общества. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства. Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями.

 

 

Социально-экономическое развитие России в 90-е гг. XX в.

Главной особенностью социально-экономического развития Рос­сии в 1990-е гг. была экономическая реформа. Суть реформы заключалась в переходе от плановой экономики к рыночной. Реформа решала три основные задачи: либерализацию цен, введение свободы торговли, приватизацию государственной собственности. Либерализацию цен провело российское правительство, воз­главляемое Е.Т.Гайдаром. Со 2 января 1992 г. в России стали действовать рыночные механизмы ценообразования. Этот первый и решительный шаг к рынку вошел в историю современной Рос­сии как "реформа Гайдара". Реформа привела к шоковому скачку цен, прежде всего на потребительские товары. В результате резко снизился уровень жизни народа, накопления граждан были потеряны. Е.Т.Гайдар был смещен с поста. Правительство возглавил В.С.Черномыр­дин. 31 декабря 1992 г. он подписал постановление правитель­ства о возобновлении государственного регулирования цен. Через три ме­сяца решение В.Черномырдина было пересмотрено, введение регулируемых цен отменено. Вслед за либерализацией цен была введена свобода торговли, в том числе и внешней. Указ Президента от 25 января 1992 г. разрешал свободную торговлю всем гражданам и организациям. Местным властям было запрещено препятствовать уличной торговле. Крупным шагом на пути либерализации экономики стало вве­дение свободной конвертации рубля. Приватизация была проведена в три этапа. На первом этапе (1991 - октябрь 1992 гг.) была проведена "малая приватизация", т.е. приватизация предприятий торговли и сферы услуг, которая позволила ликвидировать тотальный товарный дефицит, ставший реальностью к концу 1991 г. На втором этапе (октябрь 1992-июнъ 1994 гг.) прошла "большая", чековая, или ваучерная, прива­тизация, в результате которой собственниками производственных предприятий могло стать большинство граждан России. Государ­ство безвозмездно передавало каждому гражданину РФ часть своей собственности путем выдачи ему приватизационного чека (ваучера). Третий этап (с июля 1994 г.) предусматривал проведе­ние денежной приватизации – выкупа предприятий у государст­ва за деньги.

17 августа 1998 г. произошел резкий обвал национальной валюты. Это произошло через несколько месяцев после деноминации рубля, прове­денной в целях упорядочения денежного обращения и придания большей устойчивости национальной валюте. Осенью 1998 г. по­литическими мерами удалось стабилизировать положение рубля, что позволило перейти к медленному, но устойчивому росту произ­водства. Временным стимулом роста стал возросший спрос на оте­чественную продукцию, вызванный резким скачком цен на импорт­ные товары. В экономической политике постепенно стала утвер­ждаться концепция умеренного государственного регулирования.

В целом за 1990-е гг. в стране сложилась многоукладная экономика, со­стоящая из государственного капитализма (бывшие общенарод­ные предприятия), частного капитализма (приватизированные предприятия), мелкотоварного производства, коллективного хо­зяйствования. Направление экономического развития страны стал определять крупный, средний и мелкий бизнес. В результате приватизации сформировался класс собственников, владеющих средствами производства и информации, и класс наем­ных работников. Численность первого составила около 15 млн. че­ловек Численность второго составила около 130 млн. человек. Одним из наиболее слабых мест в курсе реформ стала социаль­ная политика, направленная на сокращение социальных функций государства. Основную ставку реформаторы делали на формиро­вание многочисленного среднего класса, не нуждающегося в со­циальной опеке со стороны государства. Однако за 90-е гг. сред­ний класс составил лишь небольшую долю населения России. В 1990-е годы произошло массовое бегство капиталов за рубеж и спад производства. Экспорт капитала из России в 1990-е гг. со­ставлял, по разным оценкам, от 20 до 100 млрд. долларов, им­порт – 3-4 млрд. долларов в год. Это привело к падению произ­водства, сокращению национального богатства страны.

 

Общественно-политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

Трудности и издержки экономических реформ начального этапа су­веренного развития России резко усилили политическую борьбу в стране и отразились на взаимоотношениях исполнительной (Правитель­ство) и законодательной (народные депутаты РСФСР) ветвей власти. Центром оппозиции Правительству стал Верховный Со­вет РСФСР. На VII Съез­де народных депутатов в декабре 1992 г. Президент Б.Н. Ельцин под влиянием мощный волны критики в адрес Правительства был вынуж­ден отстранить от занимаемой должности Гайдара и назначил вме­сто него Черномырдина, который поддерживал проведение реформ, но готов был к их корректировке. Однако противостояние ветвей власти продолжилось. Теперь главным объектом критики со стороны Верховного Совета стал сам Президент. Началась «холодная война» между Президентом России и Верховным Советом. В стране фактически начало складываться двоевластие. 20 марта 1993 г. Ельцин в телевизионном выступлении в достаточ­но резких выражениях отозвался о действиях Верховного Совета и Съез­да народных депутатов, которые, по его мнению, мешают продолжению ре­форм в стране. В ответ на это законодательная власть срочно созвала внеочеред­ной Съезд народных депутатов, где был поставлен вопрос об отреше­нии Президента России от должности. Импичмент не удался, про­тивники Президента не набрали необходимого количества голосов. Тогда было решено провести 25 апреля 1993 г. общероссийский рефе­рендум по вопросам, сущность которых составляла основу противосто­яния властей. Но ни одна из сторон по итогам референдума не полу­чила решающей поддержки избирателей. Длительное противостоя­ние законодательной и исполнительной ветвей российской власти осенью 1993 г. вылилось в открытое столкновение в форме воору­женного конфликта. 21 сентября 1993 г. в «Обращении к гражданам России» Президент Б.Н. Ельцин сообщил, что подписал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым распус­кались Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначались выборы в новый орган представительной власти – Федеральное Со­брание Российской Федерации. Верховный Совет РСФСР и вице-президент А.В. Руцкой квалифи­цировали действия Б.Н. Ельцина как государственный переворот и вывели своих вооруженных сторонников на баррикады. Президент ввел в Москву войска. Здание Верховного Совета было расстреляно из танков и взято штурмом. Лидеров оппозиции арестовали. Победа президентской стороны дала возможность провести рефор­му политической системы и принять новую Конституцию страны. 12 декабря 1993 г. происходило всенародное голосование по приня­тию новой Конституции Российской Федерации, в результате которого она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Конституция 1993 г. вводила в России президентскую республику, наделив Прези­дента широкими властными полномочиями с правом назначения гла­вы Правительства и роспуска Государственной Думы. Она закрепила федеративную форму государства, разделение ветвей власти на законо­дательную, исполнительную и судебную, разнообразие видов собствен­ности, включая частную собственность, широкие права и свободы граждан. Высшим органом законодательной власти становилось Федераль­ное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государ­ственной Думы. Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу. 76 мест в ней получило движение «Выбор России», 63 – ЛДПР, 55 – аграрии, 45 – КПРФ. Остальные места распре­делились между небольшими фракциями и независимыми депутатами. Новые выборы в Государственную Думу состоялись 17 декабря 1995 г. По результатам голосования на первое место вышла КПРФ. В 1996 г. состоялись выборы Президента РФ. По итогам двух туров голосования победу одержал Б.Н. Ельцин. В 1996-1997 гг. состоялись выборы глав администраций в боль­шинстве из 89 регионов России. Они дали противоречивые результа­ты. В одних регионах победу одер­жали коммунисты или их сторонники, в других – сторонники Пре­зидента, в третьих – зарекомендовавшие себя на местах «крепкие хозяйственники». По-прежнему политические отношения в РФ оставались очень острыми. Продолжалась политическая борьба меж­ду различными политическими силами. В мае 1999 г. представители коммунистической оппозиции в Думе опять попытались инициировать процесс отреше­ния Ельцина от должности, но не набрали нужного количества голосов. Сам Президент провел череду отставок и назначений глав Правительства. В марте 1998 г. был отправлен в отставку Чер­номырдин. Сменив­шие его Кириенко (апрель-август 1998 г.), а затем При­маков (сентябрь 1998 г. – май 1999 г.) не проработали на этом по­сту и года. 31 декабря 1999 г. Ель­цин ушел в отставку с поста Пре­зидента Российской Федерации и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю Правительства РФ Путину.

Российская Федерация на современном этапе развития

26 марта 2000 г. на досрочных президентских выборах главой государства был из­бран В.В.Путин. В основу политики нового президента России был положен курс на укрепление суверенной российской государственности. Одним из первых шагов В.В.Путина на посту президента стала административная реформа. В мае 2000 г. 89 субъектов федера­ции были распределены между семью округами: Дальневосточ­ным, Сибирским, Центральным, Уральским, Приволжским, Юж­ным, Северо-Западным, куда направлялись полномочные пред­ставители Президента РФ. Целью административной реформы было повышение эффективности деятельности федеральных ор­ганов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением решений центральной власти. Предста­вители президента стали связующим звеном между центром и ре­гионами. Другим шагом к укреплению государственности стало приве­дение в соответствие с Конституцией РФ законодательства субъ­ектов федерации. В итоге из конституций республик, входящих в состав РФ, было изъято положение об их суверенном статусе. В июне 2000 г. был принят федеральный закон, по которому членами верхней палаты парламента – Совета Федерации (СФ) становились не руководители исполнительных и представи­тельных органов власти субъектов федерации, а их представите­ли, работающие в СФ на профессиональной (постоянной) основе четыре года. Бывшие члены Совета федерации во­шли в состав нового совещательного органа при президенте – Государственного Совета. Реорганизация коснулась и руководства комитетами нижней палаты парламента – Государственной Думы. Самой острой проблемой вначале XXI в. в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с чеченской республикой. Еще в 1991 г. генерал Дудаев взял курс на независимость Чечни от России. В декабре 1994 г. российское правительство начало боевые действия в Чечне. В августе1996 г. на основе заключения Хасавюртовских соглашений они были прекращены. Возобновилась контртеррористическая операция с осени 1999 г. более менее нормализовалось положение к весне 2003 г. В Чечне были проведены выборы президента и прошел референдум по принятию Конституции. Основой социально-экономической политики, проводимой правительством России с 2000 г. стала десятилетняя программа "Основные на­правления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Эта про­грамма была подготовлена министерством экономического раз­вития и торговли под руководством Г. Грефа. Программа предпо­лагала продолжить либерализацию экономики, прежде всего, пу­тем реструктуризации естественных монополий и развития кон­курентной среды. Основной упор правительство видело, главным образом, в формировании благоприятных условий для экономи­ческого роста. Наиболее удачным для российской экономики стал 2003 год. Темпы экономического роста составили около 7%. Наметились первые сдвиги в изменении самой модели эконо­мического роста - впервые с начала 90-х годов удалось достичь роста не только за счет сырьевого фактора. Крупным шагом правительства стала налоговая реформа, нача­тая в 2000 г. Она включала две радикальные меры: переход к твердой (13%) ставке обложения доходов и постепенное сокращение, а в дальнейшем и от­мену налога на добавленную стоимость (НДС). С января 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс, упорядочивший трудовое законодательство. Была предпринята попыт­ка стимулировать предприятия и граждан к легализации заработ­ной платы. С лета 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства. Цель реформы состояла в создании конку­рентной среды в сфере коммунального обслуживания, а также в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основания, в пер­вую очередь, в перенесении большей доли расходов по содер­жанию жилищного фонда на непосредственных потребителей коммунальных благ, т.е. на население. В 2001 г. Государственная дума при­няла Земельный кодекс. Согласно кодек­су, в России разрешалась купля-продажа земель несельскохозяй­ственного назначения. В 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяй­ственного назначения", который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми огра­ничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без граж­данства. В 2002 г. была проведена Всероссийская пе­репись населения. По ее данным, численность населения России составила 145,2 млн. чел. По численности населения Россия заняла седь­мое место в мире. Доля городского населения составила 73%. Структура занятости населения такова: 95% лиц, занятых в эко­номике работают по найму на государственных, муниципальных и частных предприятиях; 1,5% явля­ются работодателями, использующими наемный труд; около 3% - индивидуальные предприниматели.

Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации

в условиях новой геополитической ситуации в конце XX – начале XXI вв.

Внешняя политика РФ в постсоветский период характеризуется следующими особенностями: смена парадигм в мировой политике в связи с окончанием «холодной войны», крушение СССР и социалистической системы, что привело к изменениям в геополитическом пространстве; переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике; появление нового направления во внешнеполитической деятель­ности – отношений со странами СНГ (бывшими советскими респуб­ликами). Главными направлениями внешней политики страны с 1992 г. яв­ляются: 1) проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО); 2) российско-американские отношения; 3) Россия и страны СНГ; 4) взаимоотношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Безопасность на европейском континенте в связи с приближением НАТО к российским границам в результате принятия в его ряды Польши, Чехии и Венгрии, стала приоритетным направлением во внешней политике России. В 1996 г. наша страна вступила в Совет Европы – организа­цию, рассматривающую все основные европейские проблемы. В мае 1997 г. в Париже состоялось подписание документа, определяющего отношения между Россией и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация «Отношения Россия – НАТО: новое качество» (май 2002 г.), в соот­ветствии с которой для проведения консультаций и выработки совмест­ных решений и действий России и государств-членов НАТО по широ­кому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе уч­реждался Совет Россия – НАТО. В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонские клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира (т.н. «восьмерку») в 1998 г. Важное мес­то в международной деятельности занимали российско-американские отношения. Российское руковод­ство предприняло ряд инициатив: в январе 1993 г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение на 2/3 чис­ла ядерных боеголовок. Президент В.В. Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г. Во время визита президен­та США Дж. Буша-младшего в Москву в мае 2002 г. была достигнута договоренность о новом соглашении по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, мигра­ционные и иные вопросы. В приоритетном порядке был создан в 1995 г. таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Кирги­зией. Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путем созда­ния союзного государства. В 1997 г. был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были пога­шены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Гру­зии, Нагорном Карабахе. В 1992 г. шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции. В сентябре 2003 г. президенты России, Украины, Белоруссии и Ка­захстана подписали рамочное соглашение о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия про­должает играть ведущую роль на постсоветском пространстве. Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, афри­канскими и латино-американскими государствами. Ведущее место здесь занимают отношения с Китаем, являющимся одним из крупней­ших государств в мире. В 1994 г. Россия стала членом Международной организации стран Тихоокеанского региона, что создало благоприятные возможности для торговли с ними. Новый импульс отечественной внешней политике придала активная деятельность Президента В.В. Путина на международной арене. Им были установлены личные партнерские отношения с лидерами боль­шинства государств. Заметно возрос в мире авторитет России. В 2000 г. в Москве Президентом была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной систе­мы международных отношений, реально отражающей многоликость со­временного мира с многообразием его интересов. Место России в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответствен­ность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направ­лениям как на глобальном, так и региональном уровнях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.