Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура России в XIV-XVI вв




Характерные черты культуры этого периода. Особенности развития литературы, архитектуры и живописи.

Примерный план ответа:

1. Определение понятия «культура».

2. Характерная черта этого периода – огромное влияние церкви на культуру; культура носила в основном религиозный характер; центрами культуры и образования были монастыри.

3. Развитие литературы. Для XIV-XV вв. – главной темой является борьба с татаро-монгольскими захватчиками, воспевание героизма русских воинов и единства русских земель. Причем если первоначально преобладали мотивы жертвенности и пессимизма («Плач о погибели русской земли», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Сказание о Евпатии Коловрате»), то затем – оптимизм и вера в скорое и окончательное освобождение («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).

В XV в. популярным становится жанр «хождений» (то есть описаний путешествий в другие страны). Самое известное – «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (1466-1473 гг.).

Для XVI в. характерна резкая активизация общественно-политической мысли. Помимо духовно-религиозных произведений (многочисленные жития святых, «Четьи-Минеи» митрополита Макария) появляются и произведения светского содержания. Самые известные: споры иосифлян и нестяжателей (сторонников и противников церковного землевладения), нашедшие отражение в посланиях Иосифа Волоцкого и Нила Сорского; «Домострой» Сильвестра – книга о правильном ведении домашнего хозяйствами, которая одновременно играла роль семейного кодекса; концепция «Москва – третий Рим» псковского монаха Филофея (доказывалось, что Москва являлась правопреемницей Римской и Византийской империй); «Сказание о князьях Владимирских» (доказывалось, что Рюриковичи происходят от римского императора Октавиана Августа); челобитные Ивана Пересветова (в них фактически была изложена программа реформ Избранной Рады, по одной из версий их написал сам Иван Грозный); переписка Ивана Грозного и князя Курбского.

1564 г. – в России была напечатана первая книга («Апостол», первопечатник - Иван Федоров).

4. Развитие архитектуры.

– До начала XIV в. каменных зданий не строилось; каменное строительство возобновилось в Новгороде (храм Федора Стратилата), а затем в Москве (белокаменный Кремль 1366-1367 гг.).

– В XV в. начинается строительство каменных соборов в монастырях; во второй половине XV в. – расширенное каменное строительство в Москве с привлечением итальянских архитекторов, которые привнесли элементы западноевропейской архитектуры:

1475-1479 гг. – Успенский собор в Москве (архитектор – Аристотель Фиорованти).

1491 г. – Грановитая палата в Кремле (архитектор – Марк Фрязин).

1505-1509 гг. – Архангельский собор в Кремле (Алевиз Новый), одновременно и Благовещенский собор (псковские мастера).

1485-1516 гг. – строительство краснокирпичного Кремля.

– В XVI в. господствующим стал шатровый стиль (главный элемент – шатровое завершение храмов, заимствованное из народного деревянного зодчества). Примеры: храм Вознесения в с. Коломенском (1533-1534 гг.), храм Василия Блаженного (Казанский собор) на Красной площади (1558-1563 гг.). Во второй половине XVI в. господствующим стал так называемый «годуновский стиль» (небольшие размеры храмов, многочисленные арки, закомары, ажурность и декоративность). Примеры: храм Троицы в Хорошево, храм Троицы в Рубцово (ныне в пределах Москвы).

5. Развитие искусства. Вторая половина XIV–XV вв. – расцвет русской иконописи. Самые известные иконописцы: Феофан Грек (рубеж XIV-XV вв., роспись церквей в Новгороде и Москве; характерные черты стиля: экспрессивность, эмоциональность, изломанность линий, стремление передать душевные переживания героев) и Андрей Рублев (1360-1430, росписи храмов в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Андрониковом монастыре, икона «Троица»; характерные черты стиля: умиротворенность сюжетов, использование мягких полутонов, стремление показать доброту и любовь, сострадание Бога и святых).

6. Вывод. Культура России XIV-XVI вв. развивалась в русле общеевропейских тенденций средневековой культуры с явным преобладанием религиозных мотивов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.