КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции, развитие которых необходимо для овладения понятием числа
Как было уже сказано, развитие математического мышления в большой степени зависит от освоения ребенком системы зрительно-пространственных отношений, что происходит благодаря его действиям с разными предметами. Над проблемой развития понятия о числе много работал Пиаже (1965). Математическое мышление — это пространственное мышление. Для усвоения четырех основных видов математических действий — сложения, вычитания, умножения и деления — у ребенка должны быть хорошо развиты пространственное представление и мышление. Мы говорим о пространстве чисел («10», «20»), о расширении вычислительного пространства. Мы измеряем длину, протяженность, раскладываем числа, составляем частичные множества. При этом всегда речь идет об отношениях в пространстве. Пространственное мышление и оперирование им выступают предпосылкой для понимания математических операций. Понимание действий с числами зависит в первую очередь от развития трех функций: - способности классифицировать (классификация); - способности построения ряда (сериация); - способности находить соответствия 1:1. Чтобы классифицировать предметы, ребенок должен уметь выявлять их сходство и различие и соответственно их группировать. Важной предпосылкой для этого является образование таких понятий, как «все красные треугольники». Осознание схожести предметов позволяет детям развивать понятия «такой же», «такие же», символизируемые значком =, смысл которого становится теперь ребенку понятен. Чтобы построить ряд (серию) (рис. 19), ребенок должен владеть способностью подобрать предметы и соотнести их по убывающему (возрастающему) признаку (например, разложить в определенной последовательности предметы, разные по длине). Выполнение этих заданий возможно в том случае, если у ребенка хорошо развита ориентация в пространстве. Упражнения в составлении ряда предметов учат понимать число как выражение величины и порядка. Если ребенок не может построить ряд предметов, то это значит, что у него нарушены вычислительные операции. Способность устанавливать взаимнооднозначное соответствие является важной предпосылкой для того, чтобы ребенок мог освоить понятие «много одинаковых». Выполняя такие задания, ребенок учится шаг за шагом узнавать отношения «много одинаковых — не все одинаковые — меньше, чем — больше, чем». Способность понимать соотношение 1: 1 развивается в возрасте от 4 до 7 лет. Она тесно связана с усвоением количественных значений. При выполнении таких заданий ребенок начинает понимать, что такое вариативность. Благодаря таким действиям, как «дополнить», «доложить», «достроить», у ребенка развивается понимание математических операций сложения или вычитания и формируется представление о величине, связанное с числами.
Рис. 19. Построение ряда: какой цветок подходит для какого горшка?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |