Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема «глобальное» и «локальное»

В основе глобализации лежит проблема глобального и локального. Но в дебатах о ней больше страстей и эмоций, чем конструктивных решений. Эта проблема возникла давно: нова форма, в которой она предстает. «Локальным» можно назвать семью, племя, штат (в США), нацию; они конкурируют между собой, и все они потенциальные противники глобального. «Глобальное» сегодня переживает сдвиг во времени и пространстве. И «локальному» требуется новое место в нашем мышлении, не говоря уже о новой роли в повседневной жизни.

Проблема эта уходит в истоки классической социологии, в попытки анализа природы социальных связей, - стержня социологии. В этих попытках интерес к проблеме глобального и локального формулировался по-иному. К примеру, общество и общность Тённиса предвосхитили диспуты на названную тему. Зиммель различал психологию сельчан и горожан. Дюркгейм видел эту проблему в контексте разделения труда, общества, религии, образа жизни. Вебер важность рынка характеризовал так: «это взаимоотношения, которые возобладают над границами района, родства, группы и племени»; рынок так же сильно действует на то, что создал, как и на то, что превзошел. во второй половине XX в. меняется терминология, возникает дихотомия «глобального и локального»; социальные связи сегодня чаще всего обсуждаются в этих терминах. Некоторые социологи, в частности, Роланд Робертсон, Джон Урри, Сильвия Вальби, стараются хранить традиции, ибо нынешние тенденции стирают привычные границы, как предвещал Макс Вебер в приведенной выше фразе. На нас влияет связь между нынешним спором и дебатами прошлого.

Путей «переплетения» несколько, ибо нет единого стандарта отношений. То, что можно сказать о США, неприменимо к Японии. Масштабы глобального в этих странах могут совпадать, но соотношение глобального и локального разное, что создает дополнительные трудности. В данной статье большинство моих примеров близки американским реалиям. Делаю я это в надежде, что, подняв глобальное и национальное над локальным, мое представление об источнике морали окажется верным, хотя я понимаю, что разные ситуации требуют разного толкования. К примеру, в Японии «общественное» тождественно бюрократии, представители которой ставят личный интерес выше блага народа. Там широко распространено движение за децентрализацию власти государства и усиление самоуправления, в надежде, что местные органы лучше защитят простых людей.

Здесь волю «локального» выражают НКО (некоммерческие организации), ибо местные законодатели, как и государство, часто нефункциональны. К 1996 г. в Японии было 86000 НКО. Их размножению способствовало землетрясение в Хансин-Авайи (когда государство не приняло должных мер), а также то, что государство пренебрегает нуждами стареющего народа. НКО - единственная инстанция, ратующая за автономию мест. Локальное становится источником высшей нравственности.

Не вдаваясь в подробности, сделаю выводы. Высоко-моральными вряд ли назовешь местные власти, которые в этом плане недалеки от общенациональных. Скорее, моральны НКО, - продукт глобальных тенденций. Один видный ученый считает, что «тенденции глобализации – основной фактор в процессе децентрализации в Японии», что «в то время как глобализация открывает маленьким регионам мировой рынок, ценности глобализации могут возобладать над местными (политическая деятельность, экономика и планы развития той или иной страны отнесены к глобальному) настолько, что национальное государство может стремительно потерять свой авторитет».

Подниму два аспекта этой проблемы. Почему предпочтительнее глобальное или локальное? Почему не считать, что у каждого из них свои достоинства и недостатки? Упомянуть миф о «праведности» локального, игнорирующий присущее ему зло, создающий «кривую» картину. Также заострю внимание на «фактах», воплощающих глобальное, локальное и их переплетение. Исследование можно, наверное, продолжать до бесконечности, как показывает пример Японии. Можно сказать, что глобальное может существовать только в контексте локального, оно не витает над землей (разве что образно).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многообразие человеческой эволюции | Плюрализм культурных гибридов и мультикультурализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.