Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология и методы социальной психологии

1.1. Методология социальной психологии. Основные понятия и подходы.

2. Классификация методов в социальной психологии.

В современной науке термином методология (от греч.— путь исследования или познания, logos — понятие, учение) обозначают три разных уровня научного знания.

1. Общая методология - совокупность общих принципов, способов организации и стандартов достоверности научного знания. Примерами таких принципов могут быть принципы детерминизма, развития, соответствия, дополнительности и т.п.

2. Частная методология (или методология науки) - система частных принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания.

3. Методология конкретного исследования -теоретическая база, концепция, которая лежит в основе подхода исследователя.

Методические приемы — множество конкретных методик исследования, терапии, развития и т.п.

Для научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее: 1) наличие конкретного объекта и предмета исследования; 2) дифференцированное решение эмпи­рических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач;

3) четкое различение между установленными фактами и гипотезами;

4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Каждая из перечисленных характеристик имеет свою специфическую реализацию в социальной психологии. Причем каждое направление наполняется своим содержанием, акцентируя внимание на "своих" объектах познания, "отторгая" от предмета психологии "свои" области. Так, в качестве объекта исследования классический бихевиоризм принимает лишь элементы поведения; психоанализ бессознательные аспекты психической жизни; когнитивизм образы, ценности, установки и т.п. Аксиологи я(от греч. ценность, учение) — учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, группы, коллектива, общества.

Социально-психологические теории не имеют такой логической строгости и определенности, которая имеется в естественных науках (типа физики). Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и не поддаются дифференциации.

В социальной психологии (как и в других гуманитарных науках) роль теории и взаимосвязи ее с открываемыми фактами и установками исследователей несравненно значительнее, чем в естественных науках. По этой причине можно говорить об уровнях теоретических построений. Так, в 40-е годы американский социолог Р. Мертон предложил выделять в структуре социологии теории трех уровней: 1) общие (все охватывающие теории), 2) теории среднего уровня, 3) эмпирические обобщения.

Общими являются теории личности, деятельности, коллектива, общения. Теории среднего уровня — это совокупность гипотез и положений, проверяемых на опыте (т.е. эмпирически), выступающих в качестве посредника между малыми рабочими гипотезами и всеобъемлющими принципами. Примерами таких теорий в социальной психологии являются следующие: фрустрации-агрессии Миллера и Долларда; когнитивного диссонанса Л. Фестингера; конкуренции и кооперации Дойча; социальной власти Картрайта и Френча.

Своеобразие социальной психологии также связано с особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Указанные объекты, как правило, не имеют физических (например, пространственных) границ, либо эти границы сильно размыты. Такими объектами, прежде всего, являются: личность отдельного человека (как индивида, "одетого" в отношения), общности личностей.

Предметом социально-психологического исследования является поведение личности в социальном взаимодействии.

Само понятие факта также размыто в сравнении с естественными науками. Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение обследуемого к опросу и т.п. моменты, их влияние на качество получаемой информации. Все это необходимо иметь в виду и в случае применения методов управления, обучения, развития, которые не имеют аналогов в естественных науках.

СТАТУС ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ. Проблематика социальной психологии в настоящее время является весьма актуальной не только в плане развития самой науки, но и для непосредственных нужд практической жизни. Для того чтобы проанализировать основные линии возможного приложения социально-психологических знаний, необходимо уяснить, какова же специфика прикладного исследования в отличие от того типа исследований, •которые осуществляются в рамках "чистой" науки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программа 500 дней | В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.