Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация данных исследования

Комментируя полученные результаты обследования, диагност зачастую недостаточно учитывает специфику использованного метода, не анализирует смысл полученных данных, не имеет представления о том, что такое их интерпретация. По существу, он накладывает на такие данные свое видение процессов и явлений, которые исследовались или измерялись. Хотя не существует фактов вне некоторых теоретических посылок (концепций), тем не менее результаты интерпретаций почти всегда являются объектом острой критики и дискуссии. Подобное явление характерно для естественных наук, но в еще большей степени оно присуще гуманитарным наукам.

Обычно интерпретация понимается как совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.). Другими словами, интерпретировать что-то — значит приписать (присвоить) этому содержательный смысл.

Роль и значение интерпретации велики. Правильная интерпретация позволяет сопоставлять научные концепции с описываемыми ими фрагментами реального мира; порождать практические рекомендации; предлагать оптимальные способы действия и т.п. Обычно интерпретация основывается на исходных данных. Исследователи выделяют два таких уровня исходных данных: содержательный и формальный. Как пра­вило, исходными данными называют данные содержательного уровня.

Содержательный уровень данных — это совокупность опытных (эмпирических) объектов (допустим, участников группы), рассматриваемых вместе с интересующими исследователя отношениями между ними (например, их межличностными отношениями). Эмпирическая система с отношениями — это модель реальности, в которой каждый объект является носителем интересующих нас явлений, отношений. От других отношений этих объектов мы абстрагируемся, т.е. не учитываем их, считая несущественными.

Формальный уровень данных — это совокупность результатов измерений. В процессе измерения каждому представленному в опыте объекту приписывается некоторый формальный символ (чаще математический). Отображение эмпирической системы в математическую происходит в процессе измерения. Обычно в этом процессе мы присваиваем числа определенным психическим свойствам и их отношениям.

Используя тот или иной математический метод, мы предполагаем, что элементы применяемых при измерении математических систем позволяют реализовать ряд условий.

1. Отношения между элементами математической системы (например, числами) отражают соответствующие отношения между эмпирическими объектами (допустим, ценностными предпочтениями обследуемых). Например, применяя порядковую шкалу для измерения удовлетворенности межличностными отношениями, мы предполагаем, что отношения больше/меньше между ответами обследуемых (т.е. между приписываемыми им числами) соответствуют аналогичным отношениям между реальными "удовлетворенностями" тех же обследуемых.

2. Определенные отношения между элементами математической системы отражают соответствующие опытные (эмпирические) отношения даже тогда, когда намеренное моделирование последних в процессе измерения не производилось. Подобная уверенность обычно базируется на содержательных гипотезах, опирающихся на интуицию исследователя.

3. Интересующее исследователя явление отражается в математической модели, для идентификации (распознавания) параметров которой предназначен используемый метод. Так, например, применяя анализ линейных корреляций, мы предполагаем, что между значениями зависимой и независимой переменных существуют линейные связи.

Возможность идентификации параметров модели, определяемой математическим методом, также опирается на ряд предположений: о характере распределения рассматриваемых признаков (например, требование нормальности распределения значений параметра); о механизмах формирования исходных данных (например, предположение о наличии среди обследуемых некоторого "идеального" объекта, степени сходства с которым определяют значимость ранжируемого объекта) и т.п. Нередко подобные предположения не подвергаются практической проверке, а исследователю бывает недостаточно интуитивной оценки их справедливости.

В процессе интерпретации первичных данных необходимо применять два принципа интерпретации:

1) принцип согласованной интерпретации. Согласно этому принципу, интерпретацию результатов применения математического метода необходимо согласовывать с интерпретацией исходных данных; 2) принцип дополнения формализма. В соответствии с указанным принципом, если содержательные соображения не отразились в интерпретации исходных данных, то необходимо их отразить при интерпретации результатов применения метода.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели качества методов исследования | Пути развития методов исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.