Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Случай абсолютного преимущества




ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Международная торговля играет все возрастающую роль в эко­номическом развитии. На протяжении всего послевоенного пери­ода объемы мировой торговли быстро увеличивались, и их сред­негодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста миро­вого объема производства. В результате, с одной стороны, вне­шняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, значительно возросла и зависимость стран от международного товарообмена.

Очевидно, что международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. В этой связи один из основных вопросов, на который должна ответить теория международной торговли, состоит в том, что лежит в основе это­го выигрыша от внешней торговли, или, говоря иначе, чем опре­деляются направления внешнеторговых потоков.

Экономическая теория показывает, что международная тор­говля является средством, с помощью которого страны, развивая специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых това­ров и услуг и повышать уровень благосостояния.

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может произво­дить больше, чем другие страны. Рассмотрим условный пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов в указанных пределах, а Бразилия при аналогичных затратах — 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию в указанных пределах (см. рисунки 1 и 2). В этом случае, максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут заданы кривыми производственных возможностей (жирными линиями на рисунках 1 и 2). Для упрощения анали­за мы пока предполагаем, что издержки замещения остаются по­стоянными, и поэтому эти линии прямые.

В нашем примере Аргентина обладает абсолютным преимуще­ством по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия — по сахару. Эти абсолют­ные преимущества могут, с одной стороны, порождаться есте­ственными факторами — особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов. Естественные преимущества игра­ют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производ­стве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатыва­ющей промышленности) могут быть и приобретенными, т.е. обус­ловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д.

 

 

 

 


В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, ко­торое она производит, а относительные цены этих товаров на внут­реннем рынке определяются относительными издержками их про­изводства. В нашем примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Аргентине и 1 т зерна = 2,5 т сахара в Бразилии.

Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факто­рами производства, в используемых технологиях, квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транс­портировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Так, в нашем примере производитель зерна в Аргентине при реализации его на внутрен­нем рынке может в обмен на 1 т. его получить только 0,5 т сахара, а в Брази­лии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Этот услов­ный пример показывает, что после установления тортовых отно­шений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно, и импортировать сахар, а Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импор­тировать зерно.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо това­ра на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах:

 

0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара

 

Если цена на мировом рынке установится, например, на уровне 1 т сахара = 1 т зерна, то максимальные объемы потребления сахара и зерна уже будут определяться линиями торговых возмож­ностей (пунктирные линии на рисунках 1.1 и 1.2). Наклон этих линий определяется соотношением цен на зерно и сахар на миро­вом рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами:

а) изменением структуры потребления;

б) специализацией производства.

В первом случае специализации не происходит, и сложившаяся в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной. Пусть, например, струк­тура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кри­вой производственных возможностей (рисунок 1.1), а в Бразилии — точкой В (рисунок 1.2). Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом», страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара» Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей (тонкая пунктирная линия, выходящая из точки А на рисунке 1.1 и из точки 6 на рисунке 1.2).

Еще больший выигрыш можно получить, если обе страны бу­дут полностью специализироваться на производстве того товара, по которому они обладают преимуществом, и торговать между собой. В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребле­ния и зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точка В' для Бразилии). Это можно показать на простом цифровом примере (см. таблицу 1).

Таблица 1.

До специализации
Страна Производство Экспорт(-)/ Импорт (+) Потребление Прирост потребления
Аргентина зерно сахар        
Бразилия зерно сахар        
После специализации
Аргентина зерно сахар     -20 +20     +10 +5
Бразилия зерно сахар     +20 -20     +8 +10

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.