Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой рынок начала XXI В. , его структура




СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И КОНЪЮНКТУРА

СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И КОНЪЮНКТУРА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

ГЛАВА 5

Развитие международного разделения труда закладывает ма­териальные основы формирования и последующего динамичного развития мирового рынка. Генетически и исторически этот процесс базируется на развитии внутренних рынков отдельных стран, когда товары и услуги, факторы производства (рабочая сила, капитал) выходят за национально-государственные рамки и начинают свое движение уже в системе международных экономических отноше­ний. В экономической теории используются различные понятия, связанные с рынком: внутренний, национальный, международный и мировой рынок.

Внутренний рынок — сфера экономического общения (обмена), в рамках которой все произведенное и предназначенное для про­дажи реализуется внутри данной страны. Иными словами, понятие «внутренний рынок» предполагает такие рыночные отношения, при которых отечественные продукты не уходят из страны, прода­ются отечественным потребителям.

Национальный рынок — рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом и импортом това­ров и услуг). Таким образом, внутренний рынок дополняется той частью экономического пространства данной страны, которая свя­зана с международным экономическим обменом.

Международный рынок — совокупность сегментов национальных рынков, которые связаны с зарубежными рынками и ориентиро­ваны на иностранных покупателей и продавцов.

Мировой рынок — синтетическое понятие, объединяющее рын­ки всех стран мира в единое целое. При этом связь между рынками отдельных стран опосредствуется международной торговлей това­рами и услугами, международным движением капитала и рабочей силы (в более широком контексте — международной миграцией населения), а также — во все более значительных масштабах — международным информационным обменом. Поэтому в широком смысле мировой рынок — это все более целостное и внутренне вза­имосвязанное общемировое единство рынков товаров, услуг, ка­питалов, рабочей силы, а также информации, это единое рыночное пространство в общем комплексе государств современного мира. В условиях глобализации экономики термин «мировой рынок» все больше приобретает свой подлинный смысл.

К основным чертам мирового рынка относятся следующие.

1. В его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходя­щего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международ­ного взаимодействия в целом за национальные рамки.

2. Мировой рынок находит свое проявление в межгосудар­ственном перемещении товаров, услуг и основных факторов про­изводства (рабочей силы, капитала) под воздействием соотноше­ния не только внутренних, но и внешних спроса и предложения.

3. Мировой рынок (в большей степени, чем внутренний) опти­мизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка.

4. Мировой рынок выступает в качестве своеобразного «филь­тра», выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конку­ренции. Иными словами, мировой рынок играет «санирующую» роль, выводя из сферы международного обмена те или иные това­ры, не соответствующие международным стандартам качества, техническим и другим стандартам. При этом из сферы междуна­родного обмена выводятся как товары, так и производящие и реа­лизующие их фирмы, которые при таком развитии событий могут оказаться банкротами. Действительно, тот факт, что произведен­ный в данной стране товар успешно реализуется на ее внутреннем рынке, вовсе не означает, что этот же товар с таким же успехом будет реализовываться и на международном рынке.

В связи с этим в международной торговле различаются понятия так называемых торгуемых товаров (tradablegoods), которые реали­зуются на зарубежных рынках, и неторгуемых товаров (nontradable goods), которые не реализуются за рубежом, а реализуются лишь в той стране, где они были произведены.

Вместе с тем деление на торгуемые и неторгуемые товары обла­дает условностью. Так, на практике чаще всего используют деление на торгуемые и неторгуемые товары, основанное на Международ­ной стандартной промышленной классификации (нередко ее опреде­ляют как Международную стандартную классификацию отраслей) (International Standard Industrial Classification — I SIC), принятой в ООН. Эта классификация включает 9 групп товаров, из которых к торгуемым относятся три первые группы, а шесть остальных — к неторгуемым.

А. Торгуемые товары (по Стандартизированной промышленной классификации — группы 1—3):

1) сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция);

2) продукция добывающей промышленности;

3) продукция обрабатывающей промышленности.

Б. Неторгуемые товары (группы 4—9):

4) коммунальные услуги и строительство;

5) оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;

6) транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество;

7) оборона и обязательные социальные услуги;

8) образование, здравоохранение и общественные работы;

9) прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Анализ указанной классификации свидетельствует об опреде­ленной ее условности. Действительно, такие неторгуемые (по дан­ной классификации) товары, как, например, вооружение, являют­ся предметами весьма активной международной торговли. Весьма активно ведется и строительство промышленных и других объектов за рубежом (и в этом смысле оно выступает как торгуемый в меж­дународной торговле товар). Реализуются в сфере международных экономических отношений и образовательные услуги, активно развивается международный транспорт и т.д.

Однако, несмотря на отмеченную условность классификации товаров на торгуемые и неторгуемые, это деление имеет вполне определенный смысл. Дело в том, что тот факт, в какой степени конкретная страна располагает (или не располагает) торгуемыми товарами, имеет для нее (и для бизнеса данной страны) принци­пиальное, существенное значение. Если страна располагает доста­точно широким спектром торгуемых товаров, то она может проводить гибкую и эффективную внешнеэкономическую, а также внут­реннюю экономическую политику, осуществляя в случае необходимости маневрирование соответствующими товарами в их реализации как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

Торгуемые товары распадаются на экспортируемые и импорти­руемые товары.

В свою очередь экспортируемые товары распадаются на товары реального экспорта и субституты экспорта (те отечественные то­вары, которые в данный момент продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут быть реализованы и за рубе­жом). Импортируемые товары (по аналогии) распадаются на то­вары реального импорта и субституты импорта (те отечественные товары, которыми в случае необходимости можно заменить ино­странные товары).

С понятием «товары — субституты импорта» связано такое на­правление экономической политики, реализованное в целом ряде стран мира, как импортозамещение. В процессе осуществления по­литики импортозамещения (нередко с привлечением при этом иностранных инвестиций) страны постепенно замещают отдель­ные импортируемые виды продукции или отдельные узлы, ком­плектующие изделия для производства конечной продукции на отечественную продукцию, стремясь при этом максимально акти­визировать отечественное производство.

По принятым в мире стандартам статистики международной торговли критерием для признания торговли международной, а продажи и покупки товаров соответственно экспортом и импортом является факт пересечения товаром таможенной границы и фик­сация этого в соответствующей таможенной отчетности.

Основной формой проявления мирового рынка выступает раз­витие международной торговли товарами и услугами (сопровож­дающиеся международным движением капитала, рабочей силы, международным информационным обменом). При этом весьма существенное значение приобретают проблемы исследования конъюнктуры мирового рынка и ее формирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.