Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная внешнеторговая политика. Протекционизм и либерализация во внешнеторговой политике

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономи­ческой деятельности, значительную роль в развитии внешней тор­говли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешне­торговая политика — это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими стра­нами мира и/или их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.

Следует отметить, что помимо внешнеторговой политики госу­дарства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъек­тов международных экономических отношений (различных союзов и группировок — например, внешнеторговая политика ЕС по от­ношению к «третьим» странам, не входящим в его состав, и к дру­гим экономическим союзам и группировкам; внешнеторговая по­литика ведущих ТНК; в рамках федеративных государств — вне­шнеторговая политика субъектов федерации). Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет суще­ственное значение. При этом внешнеторговая политика государ­ства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя вместе в ней общую экономическую политику страны.

Внешнеторговая политика государства складывается из ее стра­тегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации (тактический аспект внешнеторговой политики).

Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении ее целей и в решении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодатель­ные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными во­просами внешнеторговой политики. Так, например, эти проблемы обязательно рассматриваются в ежегодном докладе президента США «О национальной безопасности США», и одновременно в этой стране реализуется уже более конкретный документ — «На­циональная экспортная стратегия США». В России аналогичные проблемы рассматриваются в утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Более конкретным документом в этой области является Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности», где даются определения, связанные с внешней тор­говлей, и основные положения по ее развитию. Однако специаль­ный концептуальный документ по внешнеэкономической поли­тике государства в России еще предстоит разработать.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли (а тем самым и для эффективного расширенного воспроизводства национальной экономики в целом — обеспечения эффективного экономического роста, занятости и т.д.).

Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринацио­нального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономи­ческой жизни (развитие международного совместного предприни­мательства, деятельность ТНК, тенденции глобализации экономи­ки и др.). Иными словами, здесь действует система «прямых и обратных связей». При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международ­ных экономических отношений, так и негативные тенденции обос­трения международной конкуренции, все более отчетливо прояв­ляющиеся в последние годы.

Кроме того, внешнеторговая политика является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому не случайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурен­тов на международной экономической арене, — вплоть до средств военно-политического давления, что вызывает растущий протест со стороны других государств.

Двумя основными разновидностями внешнеторговой полити­ки в настоящее время являются протекционизм и либерализа­ция.

Протекционизм выступает как внешнеторговая (внешнеэконо­мическая) политика государства, направленная на защиту внутрен­него рынка от иностранной конкуренции (защитная функция про­текционизма), а нередко и на развертывание и поддержку деятель­ности отечественного бизнеса на внешних рынках — как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.

Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внеш­неэкономических связей в целом.

Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компро­миссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые госу­дарствами в своей внешнеторговой политике элементы протекци­онизма и либерализации отражают не только специфику их соб­ственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и/или их группировок (используемые при этом формы внешнеторговой (внешнеэконо­мической) политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств).

Тактический аспект внешнеторговой политики государства свя­зан с выбором и использованием соответствующих методов и средств внешнеторговой политики.

У большинства стран мира в настоящее время имеется обшир­ный арсенал различных инструментов внешнеторговой политики, которые позволяют оказывать активное воздействие как на фор­мирование структуры и направлений развития собственных внеш­неэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеторговую политику других государств и их группировок. В наибольшей степени преуспели в этой области США, стремящи­еся как через собственную внешнеторговую политику, так и через деятельность авторитетных международных организаций (напри­мер, ВТО) путем принятия решений по либерализации внешней торговли оказывать активное воздействие на внешнеторговую по­литику практически всех стран мира.

В мировой практике развития и регулирования внешней тор­говли в течение длительного периода проявлялась и продолжает проявляться своего рода «обратно пропорциональная зависи­мость» — чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регули­рования применяется в данной стране и тем больше интенсивность и «жесткость» их применения. Во многих современных развитых странах с рыночной экономикой на ранних стадиях ее формиро­вания использовались весьма жесткие формы регулирования внеш­ней торговли. И только после достижения высокого уровня эконо­мического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализации внешнеторгового регулиро­вания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Динамика и структура международной торговли товарами | Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.