Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная внешнеторговая политика России. Законодательная, нормативно-правовая база внешнеторговой деятельности в России




ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

 

 

Реформирование внешней торговли обычно осуществляется в общем контексте системных экономических преобразований. Од­нако в России, осуществлявшей с начала 90-х гг. переход от центра­лизованно планируемой к рыночной экономике, хронологически реформирование внешней торговли даже предшествовало радикаль­ным рыночным реформам начала 90-х гг. XX в. и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали скла­дываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послу­жили как бы образцом для внутреннего рынка, поскольку в центра­лизованной экономике только внешнеэкономический комплекс имел прямое соприкосновение с мировым рынком.

Как отмечалось в предыдущей главе учебника, основными фак­торами, сдерживающими развитие внешней торговли России, к началу XXI в. оставались:

• деиндустриализация экономики страны и сокращение ее научно-технического потенциала;

• сохранение «утяжеленности» структуры экономики (в ко­торой значительным остается удельный вес добывающей промышленности, производства металлов, но низким — удельный вес производства современной наукоемкой про­дукции);

• недостаточная инвестиционная активность на внутреннем рынке, что сдерживает развитие эффективной производ­ственной базы страны;

• рост издержек производства и транспортных издержек (со­провождающийся требованиями со стороны ВТО, ЕС по­высить энергетические тарифы);

• слабое развитие сферы услуг (что сдерживает и развитие торговли товарами);

• сохранение и даже активизация дискриминационных мер против российских экспортеров на внешних рынках.

В результате действия этих факторов сохраняются преимуще­ственно топливно-сырьевая направленность российского экспорта и его слабая диверсификация в товарном и страновом (географи­ческом) отношении, в целом относительно невысокая междуна­родная конкурентоспособность отечественной промышленной продукции.

Поэтому существенное значение приобретает вопрос о том, ка­кую внешнеторговую (более широко — внешнеэкономическую) политику в ее конкретных направлениях и формах должна прово­дить Россия для решения указанных проблем. Внешнеторговая политика при этом должна тесным образом увязываться с внутрен­ней экономической политикой страны, с одной стороны, и с ее общей внешней политикой, с другой. В настоящее время, напри­мер, достаточно очевидна иллюзорность точки зрения о том, что экономика России может долго успешно развиваться на основе наращивания экспорта главным образом сырьевых и энергетичес­ких ресурсов, не решая при этом проблем перехода к инновацион­ной модели развития, структурной перестройки экономики страны в направлении развития современных наукоемких производств.

При реформировании своей внешнеторговой (в более широком контексте — внешнеэкономической) политики руководство Рос­сии должно учитывать целый ряд объективно существующих ре­альных обстоятельств.

1. Хотя Россия обладает высокой степенью самообеспеченнос­ти важнейшими видами ресурсов (прежде всего минерально-сырье­вых), степень ее зависимости от мирохозяйственных связей в це­лом высока.

2. Перед Россией стоят общие фундаментальные задачи более эффективного включения в современные мирохозяйственные свя­зи или, точнее, задачи качественного изменения положения РФ в системе современных мирохозяйственных связей (с тем, чтобы не оказаться «периферией» или «сырьевым придатком» по отноше­нию к группе ведущих стран современного мира).

3. Решение проблем реализации эффективной внешнеторговой политики России тесно связано с решением задач позитивных из­менений в ее общем экономическом положении (обслуживание и сокращение внешнего долга страны, повышение динамики экономического развития и инвестиционной активности, решение со­циально-экономических проблем (в том числе и проблем бедности значительной части населения страны) и др.).

4. Наконец, внешнеторговая (внешнеэкономическая) полити­ка страны объективно является составной частью общей внешней политики страны вообще. Поэтому одной из фундаментальных целей внешнеторговой политики России становится и восстанов­ление и укрепление ею своих позиций в принципе — как одной из ведущих стран мира.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано в первую очередь с переходом к от­крытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее эрозия происходила уже в СССР во второй поло­вине 80-х гг. Начало было положено расширением прав государ­ственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внеш­ний рынок были допущены отраслевые, республиканские и реги­ональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок. Несколько позже внешнеэкономические операции были разрешены всем предприятиям при условии их регистрации в Ми­нистерстве внешнеэкономических связей СССР в качестве участ­ников внешнеэкономической деятельности.

Существенное изменение во внешнеторговой политике и регу­лировании внешнеэкономической деятельности было связано с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Фактически этот указ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономи­ческую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности.

Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой «правила игры» определяют крупнейшие ТНК с глобальными стратегиями и масштабами деятельности. Поэтому нельзя примитивно и односторонне трактовать опыт либерализации торговли других стран, например США, которые перешли к такого рода политике только после того, как в стране был создан мощный конкурентный потенциал, и отказываться от це­ленаправленного регулирования и государственной поддержки системы внешнеэкономических связей России. Это тем более ак­туально, поскольку многими ведущими странами мира в условиях экономической глобализации (прежде всего США, а также стра­нами ЕС), как уже отмечалось в учебнике, фактически проводится политика так называемого «нового протекционизма». В этой ситу­ации для России было бы ошибкой просто «раскрыть» свою эко­номику, полностью либерализовав свою систему внешнеэкономи­ческих связей.

Формирование внешнеэкономической политики, законодатель­ной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия стала самостоя­тельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как со­ставная часть рыночной трансформации экономики. Непосредст­венное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному ценообразованию; приватизация; налоговая и кредит­но-денежная политика; курс на конвертируемость рубля; форми­рование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на цены, основанные на мировых ценах, и свободно конвертируемую валюту.

Главные задачи РФ в осуществлении внешнеэкономической (в более узком плане — внешнеторговой) политики связаны с:

• обеспечением экономической безопасности, защитой эко­номических интересов государства в целом, субъектов Фе­дерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;

• защитой внутреннего рынка и отечественного производи­теля в процессе осуществления внешнеторговых связей;

• заключением международных договоров в области внеш­них экономических связей и участием в деятельности меж­дународных экономических организаций с целью создания наиболее благоприятных условий для экономического раз­вития страны.

С начала 90-х гг. создается правовая основа внешней торговли России и предпринимаются попытки формирования стратегии развития внешнеторговых связей. Были разработаны основы госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности, вклю­чая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограниче­ния, валютный и экспортный контроль, координацию внешнетор­говой деятельности субъектов Федерации. Был установлен приоритет экономических методов регулирования внешней тор­говли при равенстве ее участников независимо от форм собствен­ности.

К 2007 г. основу российского законодательства во внешней тор­говле составляли следующие федеральные законы:

· «О таможенном тарифе» (1993 г., с дополнениями 2005 г.);

· «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товара­ми» (1998)»;

· «О военно-техническом сотрудничестве Российской Феде­рации с иностранными государствами» (1998);

· «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999);

· «Об экспортном контроле» (1999);

· Таможенный кодекс (в редакции 2003 г., вступил в дей­ствие 1 января 2004 г.);

· «Об основах государственного регулирования внешнетор­говой деятельности» (2003);

· «О специальных защитных, антидемпинговых и компенса­ционных мерах при импорте товаров» (2003).

Ранее существенную роль в законодательной, нормативно-пра­вовой базе внешнеторговой деятельности в России играл принятый 15 октября 1995 г. Федеральный закон № 157-ФЗ «О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности». Однако после принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности» положения указанного закона утратили свою силу.

Уже по одному перечню принятых с начала 90-х гг. законов можно судить о развитии, модификации и детализации государ­ственной внешнеторговой политики после отмены монополии внешней торговли. Рассмотрим кратко наиболее важные положе­ния основных из указанных законодательных актов.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного регулирования и таможенного дела в РФ. В 1992— 1993 гг. были приняты первый Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе», которые в тот период создали минималь­ную правовую основу для работы таможенных органов. Однако последующие изменения, связанные с развитием внешней торгов­ли страны, более активным включением ее экономики в мирохо­зяйственные связи, переговорным процессом по вступлению Рос­сии в ВТО, объективно потребовали большего приближения Та­моженного кодекса РФ к общепринятой мировой практике, в основе которой лежат многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной таможенной организации.

Эти новые требования получили свое отражение в Таможенном кодексе Российской Федерации, который начал действовать с 1 января 2004 г. В целом Таможенный кодекс — это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит пра­вовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Он регулирует перемещение товаров через таможенные гра­ницы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность за это также предусмотрены специаль­ными разделами кодекса. Таможенный кодекс устанавливает пра­вила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Основными разделами Таможенного кодекса РФ («Общие по­ложения», «Таможенные процедуры», «Таможенные платежи», «Таможенный контроль», «Таможенные органы») охватывается вся таможенная система России.

В Таможенном кодексе даются определения основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Специально рассмат­риваются такие вопросы, как страна происхождения товара, товар­ная номенклатура внешнеэкономической деятельности, таможен­ные процедуры, режимы, платежи и др.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (декабрь 2003 г.) сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информа­цией и интеллектуальной собственностью. Под товаром понима­ются являющиеся предметом внешнеторговой деятельности дви­жимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздуш­ные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электри­ческая энергия и другие виды энергии. (Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рас­сматриваются в качестве товара.)

В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские лица и иностранные лица. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, данным За­коном и другими федеральными законами. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внеш­неторговую деятельность только в случаях, установленных феде­ральными законами.

Реально состав участников внешнеторговой деятельности со стороны России выглядит следующим образом.

1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности, кото­рые выступают главными субъектами внешнеторговых связей и обеспечивают основной объем экспортно-импортных операций.

2. Государственные внешнеторговые организации — правопре­емники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь со­зданные, имеющие статус федеральных государственных унитар­ных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и военно-технического сотрудничества в целом, а также в области поставок российского оборудования и других инвестиционных то­варов по межгосударственным соглашениям.

3. Участники неорганизованной мелкооптовой торговли (ин­дивидуальные предприниматели).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осу­ществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с пере­мещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет официально носит добровольный характер.

К методам государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности в России в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности» относятся:

1) методы таможенно-тарифного регулирования;

2) методы нетарифного регулирования (количественные огра­ничения, лицензирование, предоставление исключительного пра­ва на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специаль­ные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры);

3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интел­лектуальной собственностью;

4) меры экономического и административного характера, спо­собствующие развитию внешнеторговой деятельности и преду­смотренные данным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» не допускаются.

В данном Законе зафиксировано положение о национальном ре­жиме в отношении товаров, происходящих из иностранных госу­дарств: товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным това­рам российского происхождения или непосредственно конкури­рующим товарам российского происхождения в отношении про­дажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ.

В Законе также сформулировано положение о национальном ре­жиме в отношении внешней торговли услугами. Специально сфор­мулированы положения о государственном регулировании внеш­неторговой деятельности в области внешней торговли интеллек­туальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб­ственностью (в том числе и ограничений, связанных с мерами ва­лютного регулирования).

Специальная статья Закона посвящена ответным мерам, кото­рые может вводить Правительство РФ в случаях, если иностранное государство:

• не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;

• предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов РФ, муници­пальных образований или российских лиц либо политиче­ские интересы РФ (в том числе меры, которые необосно­ванно закрывают российским лицам доступ на рынок ино­странного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц);

• не предоставляют российским лицам адекватную и эффек­тивную защиту их законных интересов в этом государстве (например, защиту от антиконкурентной деятельности дру­гих лиц);

• не предпринимает разумных действий для борьбы с проти­воправной деятельностью физических или юридических лиц этого государства на территории РФ.

В Федеральном законе «Об основах государственного регули­рования внешнеторговой деятельности» зафиксированы также положения об особых режимах осуществления внешнеторговой дея­тельности: приграничной торговле и свободных экономических зонах, о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сде­лок. Специальные главы закона посвящены вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуще­ствлением.

Законы и другие нормативные акты обеспечивают государствен­ное регулирование внешнеторговой деятельности также по направ­лениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и национального производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и направления внешнеторговой политики, все больше адаптируя свою законода­тельную, нормативно-правовую базу к системе соглашений ВТО, Россия развивает свою внешнеторговую политику, последова­тельно отстаивая свои национальные интересы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.