Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генеральное Соглашение по торговле услугами




Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS— ГАТС), которое было принято в ходе Уруг­вайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ-1994).

К числу международных актов, связанных с регулированием международной торговли услугами, относится и Соглашение по тор­говым аспектам прав интеллектуальной собственности (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS — ТРИПС), а также Соглашение о торговых аспектах инвес­тиционных мер (The Agreement on Trade Related Investment Measures, TRIMS — ТРИМС) (в части, касающейся зарубежного инвестиро­вания в сферу услуг).

ГАТС впервые создало механизм международной торговли услу­гами без дискриминации, на основе честной конкуренции и согла­сованных правил. ГАТС содержит 35 статей, объединенных в 6 частей, а также приложения.

В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услу­гами: сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учет экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.); специфиче­ские обязательства (доступ на рынок, национальный режим, до­полнительные обязательства); постепенная либерализация (пере­говоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение); институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений, Совет по торговле услугами); заключительные положения. В при­ложениях особенно подробно рассматриваются финансовые услуги, даются их классификация, определения и возможности изъятий из общих обязательств и правил ГАТС.

Самая обширная часть ГАТС относится к регулированию общих и специфических обязательств и правил. Круг ведения ГАТС ох­ватывает все виды услуг, кроме тех, поставка которых связана с правительственными функциями управления. В торговлю услу­гами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещае­мые через национальные границы, так и те услуги, которые про­изводятся и потребляются иностранными физическими и юриди­ческими лицами на территории стран — участниц Соглашения.

ГАТС предусматривает два вида обязательств:

1) общие, прини­маемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, ка­сающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства — это прежде всего режим наи­большего благоприятствования, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не опре­деляет условия такого доступа. ГАТС признает возможность ис­ключений из режима наибольшего благоприятствования, несмотря на его безусловный характер. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможен­ному союзу.

К специфическим обязательствам относятся, прежде всего, обя­зательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны. В эту же группу обязательств включаются списки изъятий из национального режима, которые государство, присоединивше­еся к ГАТС, сможет применять в отношении иностранных услуг или поставщиков, а также ограничений в их доступе на националь­ный рынок. Эти списки действуют определенный срок и, в прин­ципе, должны сокращаться. Изъятия могут иметь различные фор­мы, включая ограничения количества поставщиков услуг, объема торговли данным видом услуг, ограничения числа операций, ко­личества иностранных физических лиц, занятых в определенном секторе услуг. Может быть записано требование определенной правовой формы учреждения компании — поставщика услуг. До­пускается ограничение доли иностранного капитала (максималь­ного процента иностранного участия) в отдельной компании или в совокупном капитале всех организаций данного сектора или вида услуг. Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять.

Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сра­зу свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Можно при переговорах о вступлении до­биваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг с учетом приоритетов национальной экономической политики и уровня развития. Даль­нейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.

Различные виды услуг либерализированы в разной степени, и различные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Но фактически в большинстве стран — членов ВТО изъятия из национального режима или даже РНБ сохраняются. Естественно, что в наибольшей степени заинтересованы в либера­лизации рынка услуг прежде всего развитые государства и транс­национальные корпорации.

Различные сектора рынка услуг либерализированы не в одина­ковой степени. К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. были заключены соглашения о либерали­зации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что может привести и к сниже­нию стоимости страхования и кредита.

Торговля услугами является одним из самых сложных направ­лений на переговорах о вступлении России в ВТО. Российское за­конодательство по торговле услугами развито еще в недостаточной мере. За исключением транспорта, российские фирмы, торгующие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внут­реннем рынке и могут ее не выдержать, как это уже произошло на рынках многих товаров.

Ведя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Россия должна будет принять общие требования ГАТС, представить и со­гласовать общие для всех секторов услуг и специфические — по отдельным видам услуг — обязательства. Потребуется также кор­ректировать или заново формировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС и добиваться в ходе перего­воров наиболее выгодных для страны условий либерализации рын­ка услуг.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение услуг в широком и узком смысле слова.

2. Покажите различия понятий «услуга» и «товар» в его материальном выраже­нии.

3. Покажите различия в классификации услуг по классификаторам ООН и МВФ.

4. Как изменились подходы к разделению услуг на торгуемые и неторгуемые в международной торговле в связи с подписанием Соглашения ГАТС?

5. Экспортом или импортом услуг является деятельность туристической фирмы России, отправляющей российских туристов за границу, и деятельность ту­ристической фирмы, принимающей иностранных туристов в нашей стране?

6. Выберите вариант ответа.

К видам услуг, по которым ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления, приходится наибольший объем реализуемых в международной торговле услуг, относятся следующие:

а) трансграничная торговля услугами;

б) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом);

в) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга;

г) временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги.

7. Выберите вариант ответа.

Удельный вес международной торговли услугами в совокупной мировой тор­говле товарами и услугами в 2003 г. равен:

а) 2/3

б) 10%

в) около 20%;

г) 5%;

д) более 80%.

8. Выберите вариант ответа.

Совокупный мировой экспорт коммерческих услуг, по данным ВТО, в 2006 г. составил:

а) около 5 трлн долл.;

б) 150 млн долл.;

в) 2-3 трлн долл.;

г) 10 трлн долл.;

д) 350-500 млн долл.

9. Отметьте в следующем списке страны, входившие в 2006 г. в число десяти ведущих стран - экспортеров услуг:

а) Япония;

б) Великобритания;

в) Кувейт;

г) США;

д) Германия;

е) Объединенные Арабские Эмираты;

ж) Китай;

з) Канада;

и) Россия;
к) Франция.

10. Отметьте в следующем списке страны, входившие в 2006 г. в число десяти ведущих стран - импортеров услуг:

а) Узбекистан;

б) Франция;

в) Ирландия;

г) Япония;

д) Бангладеш;

е) Россия;

ж) Германия;

з) Италия;

и) Китай;

к) Индонезия.

11.С чем связана необходимость осуществления современными государствами регулирующих и контролирующих функций в области международной торгов­ли услугами?

12.Какие формы регулирования используются современными государствами в области международной торговли услугами?

13.Какие варианты способов осуществления внешней торговли услугами преду­смотрены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирова­ния внешнеторговой деятельности» 2003 г.?

14.Приведите примеры международных организаций, действующих в различных сегментах современной международной торговли услугами.

15.Охарактеризуйте основные положения Соглашения ГАТС и его роль в регули­ровании современной международной торговли услугами.

16.Охарактеризуйте общие и специфические обязательства, действующие в рамках Соглашения ГАТС.

 

 

ГЛАВА 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.