КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генеральное Соглашение по торговле услугами
Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS— ГАТС), которое было принято в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ-1994). К числу международных актов, связанных с регулированием международной торговли услугами, относится и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS — ТРИПС), а также Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (The Agreement on Trade Related Investment Measures, TRIMS — ТРИМС) (в части, касающейся зарубежного инвестирования в сферу услуг). ГАТС впервые создало механизм международной торговли услугами без дискриминации, на основе честной конкуренции и согласованных правил. ГАТС содержит 35 статей, объединенных в 6 частей, а также приложения. В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услугами: сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учет экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.); специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, дополнительные обязательства); постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение); институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений, Совет по торговле услугами); заключительные положения. В приложениях особенно подробно рассматриваются финансовые услуги, даются их классификация, определения и возможности изъятий из общих обязательств и правил ГАТС. Самая обширная часть ГАТС относится к регулированию общих и специфических обязательств и правил. Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка которых связана с правительственными функциями управления. В торговлю услугами, регулируемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те услуги, которые производятся и потребляются иностранными физическими и юридическими лицами на территории стран — участниц Соглашения. ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства — это прежде всего режим наибольшего благоприятствования, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. ГАТС признает возможность исключений из режима наибольшего благоприятствования, несмотря на его безусловный характер. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу. К специфическим обязательствам относятся, прежде всего, обязательства по предоставлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны. В эту же группу обязательств включаются списки изъятий из национального режима, которые государство, присоединившееся к ГАТС, сможет применять в отношении иностранных услуг или поставщиков, а также ограничений в их доступе на национальный рынок. Эти списки действуют определенный срок и, в принципе, должны сокращаться. Изъятия могут иметь различные формы, включая ограничения количества поставщиков услуг, объема торговли данным видом услуг, ограничения числа операций, количества иностранных физических лиц, занятых в определенном секторе услуг. Может быть записано требование определенной правовой формы учреждения компании — поставщика услуг. Допускается ограничение доли иностранного капитала (максимального процента иностранного участия) в отдельной компании или в совокупном капитале всех организаций данного сектора или вида услуг. Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять. Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Можно при переговорах о вступлении добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг с учетом приоритетов национальной экономической политики и уровня развития. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров. Различные виды услуг либерализированы в разной степени, и различные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Но фактически в большинстве стран — членов ВТО изъятия из национального режима или даже РНБ сохраняются. Естественно, что в наибольшей степени заинтересованы в либерализации рынка услуг прежде всего развитые государства и транснациональные корпорации. Различные сектора рынка услуг либерализированы не в одинаковой степени. К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. были заключены соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что может привести и к снижению стоимости страхования и кредита. Торговля услугами является одним из самых сложных направлений на переговорах о вступлении России в ВТО. Российское законодательство по торговле услугами развито еще в недостаточной мере. За исключением транспорта, российские фирмы, торгующие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут ее не выдержать, как это уже произошло на рынках многих товаров. Ведя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Россия должна будет принять общие требования ГАТС, представить и согласовать общие для всех секторов услуг и специфические — по отдельным видам услуг — обязательства. Потребуется также корректировать или заново формировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС и добиваться в ходе переговоров наиболее выгодных для страны условий либерализации рынка услуг. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение услуг в широком и узком смысле слова. 2. Покажите различия понятий «услуга» и «товар» в его материальном выражении. 3. Покажите различия в классификации услуг по классификаторам ООН и МВФ. 4. Как изменились подходы к разделению услуг на торгуемые и неторгуемые в международной торговле в связи с подписанием Соглашения ГАТС? 5. Экспортом или импортом услуг является деятельность туристической фирмы России, отправляющей российских туристов за границу, и деятельность туристической фирмы, принимающей иностранных туристов в нашей стране? 6. Выберите вариант ответа. К видам услуг, по которым ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления, приходится наибольший объем реализуемых в международной торговле услуг, относятся следующие: а) трансграничная торговля услугами; б) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом); в) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; г) временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги. 7. Выберите вариант ответа. Удельный вес международной торговли услугами в совокупной мировой торговле товарами и услугами в 2003 г. равен: а) 2/3 б) 10% в) около 20%; г) 5%; д) более 80%. 8. Выберите вариант ответа. Совокупный мировой экспорт коммерческих услуг, по данным ВТО, в 2006 г. составил: а) около 5 трлн долл.; б) 150 млн долл.; в) 2-3 трлн долл.; г) 10 трлн долл.; д) 350-500 млн долл. 9. Отметьте в следующем списке страны, входившие в 2006 г. в число десяти ведущих стран - экспортеров услуг: а) Япония; б) Великобритания; в) Кувейт; г) США; д) Германия; е) Объединенные Арабские Эмираты; ж) Китай; з) Канада; и) Россия; 10. Отметьте в следующем списке страны, входившие в 2006 г. в число десяти ведущих стран - импортеров услуг: а) Узбекистан; б) Франция; в) Ирландия; г) Япония; д) Бангладеш; е) Россия; ж) Германия; з) Италия; и) Китай; к) Индонезия. 11.С чем связана необходимость осуществления современными государствами регулирующих и контролирующих функций в области международной торговли услугами? 12.Какие формы регулирования используются современными государствами в области международной торговли услугами? 13.Какие варианты способов осуществления внешней торговли услугами предусмотрены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г.? 14.Приведите примеры международных организаций, действующих в различных сегментах современной международной торговли услугами. 15.Охарактеризуйте основные положения Соглашения ГАТС и его роль в регулировании современной международной торговли услугами. 16.Охарактеризуйте общие и специфические обязательства, действующие в рамках Соглашения ГАТС.
ГЛАВА 14
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |