КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование международного движения капитала
Одной из важнейших тенденций, проявившихся в последние годы в процессе международного движения капитала, выступает активное вмешательство государств в данный процесс. При этом государство реализует следующие основные функции: 1) регулирующие; 2) контролирующие; 3) стимулирующие. В современном государственном регулировании международного движения капитала проявляется определенное противоречие: государства, с одной стороны, стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой — принимают меры по ограничению международного движения капитала (это касается, например, приходящих в страну прямых иностранных инвестиций, поскольку они связаны с собственностью иностранных инвесторов на территории данной страны, а значит, здесь могут возникнуть определенные противоречия интересов иностранных инвесторов с национальными экономическими интересами принимающих капитал стран). Характерно при этом, что вывоз капитала из страны, как правило, регулируется в меньшей степени, чем приток иностранного капитала в данную страну. Так, в соответствии с «Докладом о мировых инвестициях 2001» ЮНКТАД за период с 1991 по 2000 г. в национальные режимы прямых иностранных инвестиций было внесено всего 1185 изменений, из которых 1121 (95%) были направлены на создание более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций. В 2001 г. из 208 изменений в национальные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций 194 были связаны созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций, а в 2002 г. соответственно из 248 изменений — 236, и лишь 12 были связаны с созданием менее благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций. Все больше стран заключают двусторонние инвестиционные договоры (ДИД) и договоры об избежании двойного налогообложения (ДИДН). Так, в соответствии с данными «Доклада о мировых инвестициях» ЮНКТАД 2003 г. («Политика в области прямых иностранных инвестиций в целях развития: национальные и международные аспекты»), только в 2002 г. 76 стран заключили 82 ДИД и 64 страны — 68 ДИДН. Многие страны в целях поощрения внутрирегиональных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заключают соглашения ДИД со странами собственного региона. Например, страны Азиатско-Тихоокеанского региона участвуют в 45 ДИД, в том числе в 10 договорах, подписанных с другими странами региона. Возрастает также число торгово-инвестиционных соглашений. Многие из заключенных в последнее время торговых соглашений прямо касаются инвестиций или имеют косвенные последствия для инвестиционной деятельности, что заметно отличает их от более ранних региональных и двусторонних соглашений. Наибольшее число соглашений в группе развитых стран было заключено ЕС, главным образом с партнерами в регионе Центральной и Восточной Европы и со странами Средиземноморья. Определенное воздействие на прямые иностранные инвестиции окажет также расширение ЕС за счет вступления в него 10 новых членов в 2004 г., а в 2007 г. — еще двух. Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры. Характерно, что в настоящее время во многих развитых странах с рыночной экономикой нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций (они отсутствуют, например, в США, Германии, Франции, Великобритании). Однако в других странах приняты и действуют специальные национальные законы (или кодексы), связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций. Для решения задач привлечения иностранных инвестиций в национальное законодательство включаются прежде всего положения о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны, т.е. такого режима, при котором условия хозяйственной деятельности для нерезидентов (иностранных инвесторов) должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов — резидентов данной страны. Это положение (о национальном режиме для иностранных инвесторов) имеет существенное принципиальное значение: по существу, национальный режим — это тот минимум условий хозяйственной деятельности, ниже которого условия деятельности иностранных инвесторов опускаться не должны. Но осуществление иностранных инвестиций на практике нередко связано с дополнительными, особыми (по сравнению с осуществлением инвестиций отечественными хозяйствующими субъектами) политическими и коммерческими рисками. Поэтому в национальном законодательстве некоторых принимающих иностранные инвестиции стран часто предусматривается предоставление иностранным инвесторам дополнительных льгот. В числе дополнительных льгот, которые используются различными странами, можно назвать, например, следующие: • предоставление льготного режима налогообложения в отношении реинвестиций; • льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвестиционные проекты на контрактных началах; • освобождение от таможенных пошлин постоянно или временно ввозимого иностранными инвесторами имущества, оборудования и т.д., которое используется, например, на цели развития производства экспортной продукции (и которая ранее не производилась внутри страны). В ряде стран мира действует так называемая «дедушкина оговорка», суть которой состоит в следующем: если законодательство принимающей иностранные инвестиции страны изменяется в худшую для инвесторов сторону, то, как правило, для иностранных инвесторов предусматривается отсрочка по данным изменениям для уже действующих предприятий с иностранными инвестициями (т.е. в течение определенного времени нормы деятельности для иностранных инвесторов остаются прежними). Однако в целом для современной мировой экономики характерна следующая тенденция: льготный (а не национальный) режим ДЛЯ иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с переходной экономикой, в максимальной степени стремящиеся привлечь иностранные инвестиции. Но, как уже отмечалось, основными участниками международного инвестиционного процесса являются развитые страны с рыночной экономикой. Стремясь к расширению своего поля инвестиционной деятельности, они ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на все более единообразный рыночный инвестиционный режим. (Фактически при этом ведущие страны мира выступают против искусственного «сманивания» инвесторов отдельными странами и выступают за формирование работающего на общих единообразных принципах общемирового инвестиционного пространства.) Существенно, что очень важную роль в регулировании международного движения капитала играют не только принимающие капитал страны (host countries), но и страны базирования капитала (home countries). Среди основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства (в том числе и стран базирования капитала) можно выделить следующие: 1. Предоставление государственных гарантий. Они могут предоставляться как странами базирования капитала, так и странами, принимающими капитал. Правительства стран, заинтересованных Положения о гарантиях инвестиций принимаются правительствами стран, но они содержатся и в двусторонних межправительственных соглашениях, а также в региональных соглашениях, в которых участвуют несколько стран. К настоящему времени такие соглашения подписаны уже большинством стран мира. На многосторонней основе гарантией инвестиций занимается созданное в 1988 г. под эгидой Международного банка реконструкции и развития Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций — МАГИ (MIGA — Multilateral Investment Guarantee Agency). 2. Страхование зарубежных инвестиций. Оно осуществляется как государственными, так и частными страховыми агентствами. Суть его состоит в том, что инвестор приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков (она составляет, как правило, до 1% суммы инвестирования). Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов. Например, в США такого рода страхованием занимается государственная корпорация по страхованию и гарантии инвестиций ОПИК (OPIC, Overseas Private Investment Corporation). 3. Урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирование может быть осуществлено как на основе национального законодательства принимающей капитал страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора, так и на основе международного арбитража. 4. Исключение двойного налогообложения. Суть этой формы поддержки инвестиций состоит в следующем. Если данная корпорация оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее прибыль своим национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашением об исключении двойного налогообложения иностранная корпорация платит в принимающей капитал стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования. В данном случае проявляется определенная закономерность: чем более развита в экономическом отношении страна и чем более в ней развита внешнеэкономическая деятельность корпоративного бизнеса, тем больше она заинтересована в исключении двойного налогообложения. 5. Административная и дипломатическая поддержка. Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов. Правительства этих стран ведут переговоры с правительствами зарубежных государств о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных (отечественных) инвесторов. Торговым представительствам стран за рубежом, аппаратам экономических советников посольств вменяется в обязанности поддерживать «своих» инвесторов и создавать им необходимые благоприятные условия для инвестиционной деятельности. В большинстве стран мира созданы и действуют национальные агентства по поощрению инвестиций. С 1995 г. действует Всемирная ассоциация агентств по поощрению инвестиций, в настоящее время в ее состав входят более 100 членов — национальных агентств.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |