Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование международного движения капитала




Одной из важнейших тенденций, проявившихся в последние годы в процессе международного движения капитала, выступает активное вмешательство государств в данный процесс. При этом государство реализует следующие основные функции:

1) регулирующие;

2) контролирующие;

3) стимулирующие.

В современном государственном регулировании международ­ного движения капитала проявляется определенное противоречие: государства, с одной стороны, стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой — принимают меры по ограничению международного движения ка­питала (это касается, например, приходящих в страну прямых ино­странных инвестиций, поскольку они связаны с собственностью иностранных инвесторов на территории данной страны, а значит, здесь могут возникнуть определенные противоречия интересов иностранных инвесторов с национальными экономическими ин­тересами принимающих капитал стран).

Характерно при этом, что вывоз капитала из страны, как пра­вило, регулируется в меньшей степени, чем приток иностранного капитала в данную страну. Так, в соответствии с «Докладом о ми­ровых инвестициях 2001» ЮНКТАД за период с 1991 по 2000 г. в национальные режимы прямых иностранных инвестиций было внесено всего 1185 изменений, из которых 1121 (95%) были на­правлены на создание более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций. В 2001 г. из 208 изменений в националь­ные режимы регулирования прямых иностранных инвестиций 194 были связаны созданием более благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций, а в 2002 г. соответственно из 248 изме­нений — 236, и лишь 12 были связаны с созданием менее благо­приятных условий для прямых иностранных инвестиций.

Все больше стран заключают двусторонние инвестиционные договоры (ДИД) и договоры об избежании двойного налогообло­жения (ДИДН). Так, в соответствии с данными «Доклада о миро­вых инвестициях» ЮНКТАД 2003 г. («Политика в области прямых иностранных инвестиций в целях развития: национальные и меж­дународные аспекты»), только в 2002 г. 76 стран заключили 82 ДИД и 64 страны — 68 ДИДН. Многие страны в целях поощрения внут­рирегиональных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заклю­чают соглашения ДИД со странами собственного региона. Напри­мер, страны Азиатско-Тихоокеанского региона участвуют в 45 ДИД, в том числе в 10 договорах, подписанных с другими стра­нами региона.

Возрастает также число торгово-инвестиционных соглашений. Многие из заключенных в последнее время торговых соглашений прямо касаются инвестиций или имеют косвенные последствия для инвестиционной деятельности, что заметно отличает их от бо­лее ранних региональных и двусторонних соглашений. Наиболь­шее число соглашений в группе развитых стран было заключено ЕС, главным образом с партнерами в регионе Центральной и Вос­точной Европы и со странами Средиземноморья. Определенное воздействие на прямые иностранные инвестиции окажет также расширение ЕС за счет вступления в него 10 новых членов в 2004 г., а в 2007 г. — еще двух.

Основу государственного регулирования международного дви­жения капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры. Характерно, что в настоящее вре­мя во многих развитых странах с рыночной экономикой нет спе­циальных законов или кодексов для иностранных инвестиций (они отсутствуют, например, в США, Германии, Франции, Великобри­тании). Однако в других странах приняты и действуют специаль­ные национальные законы (или кодексы), связанные с привлече­нием и использованием иностранных инвестиций.

Для решения задач привлечения иностранных инвестиций в национальное законодательство включаются прежде всего поло­жения о предоставлении иностранным инвесторам национального режима принимающей капитал стороны, т.е. такого режима, при котором условия хозяйственной деятельности для нерезидентов (иностранных инвесторов) должны быть не хуже, чем для хозяйст­вующих субъектов — резидентов данной страны. Это положение (о национальном режиме для иностранных инвесторов) имеет су­щественное принципиальное значение: по существу, националь­ный режим — это тот минимум условий хозяйственной деятельно­сти, ниже которого условия деятельности иностранных инвесторов опускаться не должны.

Но осуществление иностранных инвестиций на практике не­редко связано с дополнительными, особыми (по сравнению с осу­ществлением инвестиций отечественными хозяйствующими субъ­ектами) политическими и коммерческими рисками. Поэтому в национальном законодательстве некоторых принимающих ино­странные инвестиции стран часто предусматривается предостав­ление иностранным инвесторам дополнительных льгот. В числе дополнительных льгот, которые используются различными стра­нами, можно назвать, например, следующие:

• предоставление льготного режима налогообложения в от­ношении реинвестиций;

• льготный режим налогообложения (вплоть до освобожде­ния от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые при­влекаются в инвестиционные проекты на контрактных на­чалах;

• освобождение от таможенных пошлин постоянно или вре­менно ввозимого иностранными инвесторами имущества, оборудования и т.д., которое используется, например, на цели развития производства экспортной продукции (и ко­торая ранее не производилась внутри страны).

В ряде стран мира действует так называемая «дедушкина ого­ворка», суть которой состоит в следующем: если законодательство принимающей иностранные инвестиции страны изменяется в худ­шую для инвесторов сторону, то, как правило, для иностранных инвесторов предусматривается отсрочка по данным изменениям для уже действующих предприятий с иностранными инвестициями (т.е. в течение определенного времени нормы деятельности для иностранных инвесторов остаются прежними).

Однако в целом для современной мировой экономики харак­терна следующая тенденция: льготный (а не национальный) режим ДЛЯ иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некото­рые развивающиеся страны или страны с переходной экономикой, в максимальной степени стремящиеся привлечь иностранные ин­вестиции. Но, как уже отмечалось, основными участниками меж­дународного инвестиционного процесса являются развитые страны с рыночной экономикой. Стремясь к расширению своего поля ин­вестиционной деятельности, они ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на все более единообразный рыночный инвестиционный режим. (Фактически при этом ведущие страны мира выступают против искусственного «сманивания» инвесторов отдельными странами и выступают за формирование работающего на общих единообразных принципах общемирового инвестицион­ного пространства.)

Существенно, что очень важную роль в регулировании между­народного движения капитала играют не только принимающие капитал страны (host countries), но и страны базирования капитала (home countries).

Среди основных форм поддержки прямых инвестиций со сто­роны государства (в том числе и стран базирования капитала) мож­но выделить следующие:

1. Предоставление государственных гарантий. Они могут предоставляться как странами базирования капитала, так и странами, принимающими капитал. Правительства стран, заинтересованных
в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии возврата всей суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты и других непредвиденных обстоятельств). Важная разновидность гарантий — гарантии принимающей стороны обеспечить свободу вывоза прибыли и репатриации капитала.

Положения о гарантиях инвестиций принимаются правитель­ствами стран, но они содержатся и в двусторонних межправитель­ственных соглашениях, а также в региональных соглашениях, в которых участвуют несколько стран. К настоящему времени такие соглашения подписаны уже большинством стран мира.

На многосторонней основе гарантией инвестиций занимается созданное в 1988 г. под эгидой Международного банка реконструк­ции и развития Многостороннее агентство по гарантиям инвести­ций — МАГИ (MIGA — Multilateral Investment Guarantee Agency).

2. Страхование зарубежных инвестиций. Оно осуществляется как государственными, так и частными страховыми агентствами.

Суть его состоит в том, что инвестор приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков (она составляет, как пра­вило, до 1% суммы инвестирования). Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов. Например, в США такого рода страхованием занимается государ­ственная корпорация по страхованию и гарантии инвестиций ОПИК (OPIC, Overseas Private Investment Corporation).

3. Урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирова­ние может быть осуществлено как на основе национального зако­нодательства принимающей капитал страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора, так и на основе международного арбитража.

4. Исключение двойного налогообложения. Суть этой формы поддержки инвестиций состоит в следующем. Если данная корпо­рация оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее прибыль своим нацио­нальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглаше­нием об исключении двойного налогообложения иностранная корпорация платит в принимающей капитал стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

В данном случае проявляется определенная закономерность: чем более развита в экономическом отношении страна и чем более в ней развита внешнеэкономическая деятельность корпоративно­го бизнеса, тем больше она заинтересована в исключении двойно­го налогообложения.

5. Административная и дипломатическая поддержка. Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов. Правительства этих стран ведут переговоры с правительствами зарубежных государств о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных (отечественных) инвесторов. Торговым представительствам стран за рубежом, аппаратам экономических советников посольств вменяется в обязанности поддерживать «своих» инвесторов и создавать им необходимые благоприятные условия для инвестиционной деятельности.

В большинстве стран мира созданы и действуют национальные агентства по поощрению инвестиций. С 1995 г. действует Всемир­ная ассоциация агентств по поощрению инвестиций, в настоящее время в ее состав входят более 100 членов — национальных агентств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.