КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Валютные отношения и валютная система
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГЛАВА 22
Развитие международных экономических отношений требует проведения взаимных расчетов между юридическими и физическими лицами разных стран. Постоянно возрастающий в условиях интернационализации хозяйственной жизни международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран, обеспечивает национальный процесс общественного воспроизводства и перелив денежного и финансового капиталов между странами. Обмен между странами различными формами экономической деятельности обслуживают валютные отношения, которые представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении международных расчетов, валютных и кредитно-финансовых операций. Участниками международных валютных отношений являются: 1. Коммерческие и инвестиционные банки, среди которых выделяются транснациональные банки (ТНБ), совершающие валютные операции между собой и с торгово-промышленными корпорациями. Ведущую роль в валютных операциях осуществляют глобальные ТНБ, имеющие разветвленную сеть филиалов и дочерних банков во многих странах. К этой группе банков относят 100 крупнейших банков в мире. Многолетними лидерами по размеру активов и объему доходов в валютных операциях в этом списке являются американские и японские ТНБ, такие как «Ситигрупп» (Citigroup), «Бэнк оф Америка» (Bank of America), Банк «Джей-Пи Чейз Манхэтен» (J.P. Morgan Chase), «Мицуо финансгрупп» (Mizuho Financial Group), «Сакура Банк» (Sacura Bank). 2. Центральные банки стран, которые осуществляют валютные интервенции для регулирования курса своей национальной валюты, управляют золотовалютными резервами страны и государственным долгом, осуществляют надзор за коммерческими банками, выполняют функции валютного регулирования и валютного контроля. 3. Институты небанковского характера — такие, как страховые, пенсионные и взаимные фонды. Новым участником валютного рынка стали международные хедж-фонды (например, Long-Term Capital Management, Tiger). В условиях дерегулированности мировых валютных рынков появление этих новых финансовых институтов связано с необходимостью страховать значительно возросшие валютные и кредитные риски. Учитывая, что участие в их создании, как правило, принимают ТНБ и инвестиционные фонды, то в хедж-фондах сосредоточиваются значительные суммы, позволяющие не только страховать риски, но и заключать крупные спекулятивные сделки, способные обвалить курс валют небольших стран. Именно это произошло с валютами Малайзии, Индонезии и Гонконга летом 1997 г., что вызвало резкую реакцию властей этих стран и запрет на действия крупных спекулянтов на своей территории. 4. Брокерские фирмы, которые заключают валютные сделки наряду с коммерческими банками, выступают в качестве посредников между небанковскими институтами (например, пенсионными, страховыми фондами) и продавцами и покупателями валюты. Такие преимущества работы через валютных брокеров, как анонимность при совершении сделок, непрерывность процесса котировки, возможность предлагать собственные цены, ведут к росту удельного веса валютных операций, осуществляемых через брокерские компании. Лидерами среди них являются «Меррилл Линч» (Merrill Lynch Pierce Fenner & Smith), И.Ф. Хаттон (E.F/Hutton), «Голдман Сакс» (Goldman Sachs), «Морган Стэнли» (Morgan Stanly). В середине 90-х гг. появились электронные брокеры, доля которых на валютном рынке постоянно увеличивается. 5. Международные валютно-кредитные и финансовые организации, которые принимают участие в операциях на мировом валютном рынке. Валютные операции МВФ, Мирового банка, ЕБРР и др. позволяют им участвовать в регулировании мировой валютной системы, в финансовой помощи развивающимся странам и т.д. 6. Частные лица — осуществляют относительно небольшой объем операций с валютой, связанных с туризмом, накоплениями, переводами гонораров, пенсий, стипендий и т.д. Осуществление внешнеэкономической деятельности предполагает покупку и продажу валюты на валютных рынках. Валютный рынок в широком смысле слова — это сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты, кредитно-депозитных операций, проводимых участниками валютного рынка по рыночному курсу или рыночной процентной ставке, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов. В зависимости от объема и характера валютных операций, количества используемых валют и уровня нормативно-правового регулирования валютные рынки различаются как мировые, региональные и национальные. Мировые валютные рынки обслуживают движение денежных и финансовых потоков, опосредуя межстрановое движение товаров, услуг, перераспределение капиталов. Операции, совершаемые на мировых валютных рынках, обслуживают международные расчеты при покупке и продаже товаров и услуг, кредитные отношения, зарубежные инвестиции, операции с ценными бумагами, перераспределение национальных доходов в виде помощи развивающимся странам и взносов в международные организации. В условиях глобализации финансовых рынков покупка и продажа валюты зачастую непосредственно не связанна с обслуживанием только внешнеторгового оборота, а осуществляется для получения спекулятивной прибыли. Торговля валютой на мировом валютном рынке не привязана к какой-либо одной географической точке и не имеет фиксированного времени закрытия и открытия. Валютные отношения между странами формируются и развиваются в крупных торговых и финансовых центрах, в которых концентрируются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения. Другими словами, валютные рынки — это официальные финансовые центры, в которых сконцентрировано огромное количество участников валютного рынка и осуществляется покупка и продажа валюты. С развитием мирового внешнеторгового оборота число крупных валютных рынков растет. Среди крупнейших мировых валютных рынков традиционно выделяют: • европейский валютный рынок — Лондон, Цюрих, Франк-фурт-на-Майне, Париж, Милан; • североамериканский валютный рынок — Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес; • азиатский валютный рынок — Токио, Бахрейн. Относительно молодые мировые валютные рынки находятся в Сингапуре, Гонконге, Сиднее. В связи с тем, что мировые валютные рынки находятся в различных часовых поясах, их функционирование происходит круглосуточно. Время открытия и закрытия крупнейших валютных рынков по московскому времени можно увидеть в табл. 22.1. Таблица 22.1 Время работы мировых валютных рынков (по московскому времени)
В информационных системах используется время гринвичского меридиана (GMT — Greenwich Meridian Time), с которым совпадает лондонское время, что принимается во внимание в процессе валютных операций. Москва, как и вся европейская часть России, имеет возможность работать на всех крупных валютных рынках. По объему операций валютный рынок значительно превосходит другие сегменты финансового рынка. Так, если ежедневный объем операций в 1997 г. на рынке акций оценивался в 100-150 млрд долл., а рынок облигаций (государственных и частных) — приблизительно в 500—700 млрд долл., то ежедневный объем операций на валютном рынке намного больше и очень динамично увеличивается. Так, в 1986 г. ежедневный объем сделок на валютном рынке оценивался в 205 млрд долл., в 1990 г. — 1 трлн долл. В 2001 г. объемы валютных операций почти повсеместно несколько сократились из-за консолидации валютных операций после введения в обращение новой европейской валюты — евро, в 2004 г. объемы валютных операций существенно возросли, а в 2006 г. они достигли уже более 2,4 трлн долл. Несмотря на постепенный рост операций с евро, к наиболее торгуемым валютам относятся также японская иена, фунт стерлингов, швейцарский франк. Важным условием функционирования мирового валютного рынка является наличие современных информационно-коммуникационных средств. Появившиеся в последнее десятилетие электронные технологии, так называемые нейронные сети, соединяющие между собой банки и биржи, позволяют заключать сделки все 24 часа в сутки и перемещать огромные денежные и валютные потоки из страны в страну единственным нажатием клавиши компьютера. Торговля валютой осуществляется через дилинговые системы, наиболее известными из которых являются REUTERS dealing 2000, Telereuter, TENFORE и др. Их дополняют электронные брокерские системы, которые, по оценке экспертов МВФ, интенсивно используются для электронных торгов парами валют: доллар — иена, доллар — фунт, евро — доллар, евро — фунт, евро — иена и т.д. Внедрение электронного бэнкинга позволяет банкам снизить издержки на совершение банковской операции и привлечь большее число клиентов без создания дополнительной «традиционной» филиальной сети. Важную роль в своевременной и надежной доставке и обработке финансово-банковской информации играет система СВИФТ (SWIFT — Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication), созданная в Брюсселе в 1973 г. Ее работа дополняется различными национальными системами межбанковской коммуникации, такими как ЧИПС в США, ЧАПС в Англии и др. Валютные рынки различают по степени организованности как межбанковский (неорганизованный) и биржевой (организованный). Особенностью современного валютного рынка является то, что он дезорганизован и более 90% всех сделок заключается на неорганизованном, внебиржевом, или межбанковском, валютном рынке, в первую очередь на краткосрочном денежном рынке (Money Market), на котором совершаются депозитные валютные операции по размещению свободных денежных остатков и привлечению необходимых средств в определенных валютах на различные сроки (от одного дня до одного года). При заключении валютных сделок банки используют информацию о состоянии мировых валютных рынков, движении валютных курсов и уровне процентных ставок предложения и размещения денежных средств. Наиболее широко используются лондонская межбанковская ставка предложения средств ЛИБОР (London Interbank Offered Rate — LIBOR) и лондонская межбанковская ставка привлечения средств ЛИБИД (London Interbank Bid Rate — LIBID). В определении и фиксации ставок ЛИБОР и ЛИБИД официальные органы не принимают участия. Ставка ЛИБОР является средней ставкой процента, по которой на межбанковском валютном рынке в Лондоне банки предоставляют друг другу краткосрочные необеспеченные ссуды от одного дня до одного года, а ставка привлечения средств на этом рынке — ЛИБИД, как правило, на '/8% выше ЛИБОР. На других валютных рынках используются аналогичные ставки предложения (размещения) и привлечения денежных средств: в Париже ставки — ПИБОР и ПИБИД, в Сингапуре — СИБОР и СИБИД, во Франкфурте-на-Майне — ФИБОР и ФИБИД, в Москве — МИБОР и МИБИД и т.п. Уровни этих процентных ставок определяются по каждой валюте и в условиях высокого уровня развития средств телекоммуникации и подвижности информации при сохранении различий имеют тенденцию к выравниванию. Во многих странах сохраняется организованный валютный рынок, представленный валютными биржами. Их роль состоит в установлении курса валюты, в фиксации справочных курсов валют (Франция, Япония, Скандинавские страны). С развитием срочного валютного рынка в начале 70-х гг. операции с валютой стали осуществляться на товарных биржах, например, в 1972 г. началась торговля валютными фьючерсными контрактами на Чикагской товарной бирже (Chicago Mercantile Exchange). К крупнейшим центрам торговли валютой относится Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов — LIFFE (London International Financial Futures Exchange), а торговлю опционными контрактами на валюту осуществляют крупнейшая в мире и США Чикагская биржа опционов (Chicago Board Options Exchange), Европейская опционная биржа в Амстердаме — ЕОЕ (European Options Exchange), Австрийская срочная опционная биржа в Вене — ОеТОВ (Oestereichische Termin Optionsboerse). Торговлю валютой осуществляют также и биржи, специализирующиеся на торговле срочными инструментами. Например, в 1986 г. была начата торговля валютными фьючерсами на Французской фьючерсной бирже — MATIF(Marche a Terme d'Instruments Financiers), Немецкой срочной бирже во Франкфурте-на-Майне — DTB (Deutsche Terminboerse), Бирже срочной торговли в Сиднее — SFE (Sydney Futures Exchange). С точки зрения вмешательства государства в регулирование валютного рынка и контроля за валютными операциями различают: • валютный рынок с одним режимом валютного курса; • валютный рынок с двойным режимом валютного курса; • «серый» валютный рынок; • «черный» валютный рынок. Валютный рынок с одним режимом валютного курса является результатом постепенной либерализации валютных отношений. Для него характерно наличие плавающего курса валюты, котировка которого осуществляется на основе спроса и предложения. Такой валютный рынок существует в промышленно развитых странах и формируется во многих странах с переходной экономикой. Валютный рынок с двойным (множественным) режимом валютного курса существует в странах, регулирующих движение капиталов между национальным и международным рынками ссудных капиталов. В этом случае, например, могут существовать различные уровни валютного курса для инвестиционных операций и операций, обслуживающих внешнеторговые контракты. В некоторых случаях может существовать множественный режим валютного курса. «Серый» валютный рынок существует на валютных биржах стран, где осуществляются операции с неконвертируемыми или частично конвертируемыми валютами, как, например, в Вене, Осло. «Черный» валютный рынок функционирует параллельно с официальным валютным рынком в условиях высокого уровня инфляции и нестабильности национальной банковской системы. На «черный» (уличный) рынок не распространяется контроль государства. Учитывая, что на нем могут обращаться значительные объемы валютных ресурсов, которые являются потенциальными инвестициями, государство стремится создавать условия для вовлечения этой валюты в официальный оборот путем сдерживания инфляции и создания системы гарантий вкладчикам коммерческих банков. Движение валютных и финансовых потоков на валютных рынках осуществляется через: • валютные операции; • валютно-кредитное и расчетное обслуживание покупки и продажи товаров и услуг; • зарубежные инвестиции; • операции с ценными бумагами; • перераспределение национальных доходов в виде помощи развивающимся странам и взносов в международные организации. Операции на валютном рынке предполагают обмен одной валюты на другую в определенной пропорции. Обмен осуществляется путем покупки и продажи иностранной валюты за национальную или же путем покупки или продажи одной иностранной валюты против другой иностранной валюты. Все валютные операции можно объединить в четыре группы: 1. Конверсионные операции, т.е. продажа одной валюты и покупка другой. Эти операции осуществляются дилерскими подразделениями банков на валютных биржах или на форексе — межбанковском валютном рынке. Валютный дилинг может осуществляться банком как от своего имени, так и по поручению его клиентов. 2. Депозитно-ссудные операции на межбанковском валютном рынке — позволяют банкам осуществлять взаимное кредитование и размещать привлеченные средства. 3. Операции по обслуживанию внешнеторговых расчетов и других международных сделок. 4. Операции по неторговым сделкам (переводы физических лиц, выплата пенсий, обслуживание туристов) и обслуживание владельцев пластиковых карт. С точки зрения срока исполнения валютной операции, т.е. поставки валюты — даты валютирования (value date), все валютные операции делятся на текущие и срочные. К текущим валютным сделкам относят операции по купле-продаже валюты по текущему курсу — спот, зафиксированному в момент заключения сделки, с условием поставки ее банками-контрагентами на второй рабочий день. Курс спот определяется рыночными условиями и отражается в текущей котировке, которая фиксируется в котировальных бюллетенях. Существуют и более короткие операции на валютном рынке: с условием поставки валюты в день заключения сделки — today и с условием поставки валюты на следующий день после заключения сделки — tomorrow. Основной принцип, который лежит в основе текущих валютных операций, — это принцип компенсированной стоимости, т.е. ни одна из сторон, участвующих в конверсионной сделке, не предоставляет кредит другой стороне. Учитывая этот принцип, банки стремятся в качестве партнеров иметь первоклассные банки, не нарушающие своих обязательств. Самостоятельным сегментом валютного рынка является срочная торговля. Срочные валютные сделки заключаются на основе форвардного курса. Форвардные контракты — это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта. Как правило, направление динамики курсов по наличным и срочным сделкам совпадает. Разница между курсами валют по сделкам спот и форвард является форвардной маржой и определяется как скидка (дисконт) с курса спот, если курс срочной сделки ниже, или премия (репорт), если он выше. Валютные дилеры работают, как правило, с форвардной маржой, значения которой даются для курса покупки и курса продажи. При прямой котировке курс покупки валют должен быть ниже курса продажи. По значениям форвардной маржи можно определить, каким образом котируется валюта—с премией или с дисконтом. Курсы валют по срочным сделкам, котируемые в цифровом выражении, называются курсами «аутрайт». В случае если значение форвардной маржи для курса покупки валюты будет больше ее значения для курса продажи, то, учитывая, что курс покупки должен быть меньше курса продажи, форвардную маржу надо вычесть из курса спот, таким образом, данная валюта котируется с дисконтом. В случае если форвардная маржа для курса покупки меньше, чем для курса продажи, то ее значение следует прибавлять к курсу спот, таким образом, валюта котируется с премией. Либерализация мировых валютных рынков в 70-е гг. и смягчение валютного законодательства многих стран привели к появлению наряду с кассовыми сделками на наличном рынке и форвардными операциями на срочном валютном рынке нового вида операций производного характера, т.е. к развитию производных финансовых операций с валютой (деривативов). К ним относятся фьючерсы и опционы, которые активно используются как инструменты получения прибыли и страхования валютных рисков. Особенностью рынка производных инструментов является то, что контракты на деривативы закрываются путем расчета наличными и зачастую не требуют реальной поставки обозначенного в них актива. Формой организации и регулирования валютных отношений, закрепленной национальным законодательством и межгосударственными соглашениями, является валютная система. Различают мировую, региональную (международную) и национальную валютные системы. Мировая валютная система сформировалась с развитием внешнеэкономических связей как форма организации валютных отношений, регулируемых национальным законодательством и межгосударственными соглашениями. Особенности мировой валютной системы и принципы ее построения находятся в тесной зависимости от структуры мирового хозяйства, соотношения сил и интересов ведущих стран. В процессе эволюции мировой валютной системы видоизменялись и совершенствовались ее основные элементы: • функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы); • условия взаимной конвертируемости валют; • режимы валютных паритетов и валютных курсов; • степень валютного регулирования и объем валютных ограничений; • унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков) и форм международных расчетов; • международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование. Мировая валютная система оказывает существенное влияние на национальную валютную систему, поскольку является механизмом, который связывает национальные экономики. Первая мировая валютная система (Парижская) была основана на золотомонетном стандарте и юридически закреплена межгосударственным соглашением в 1867 г. на конференции промышленно развитых стран в Париже. Для этой валютной системы были характерны фиксированное золотое содержание национальных валют и фиксированные валютные курсы. Существование золотого стандарта вплоть до Первой мировой войны не только придавало стабильность валютной системе, но и лежало в основе стабильного развития экономики стран. Так, одним из основных условий денежной реформы в России в конце XIX в., проводимой министром финансов СЮ. Витте, было введение золотого стандарта рубля, что позволило превратить его в одну из самых стабильных валют в мире. Валютный кризис, разразившийся в период Первой мировой войны, завершился созданием новой валютной системы. Вторая валютная система (Генуэзская), оформленная в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции, была основана на золотодевизном стандарте. В качестве девиза выступала иностранная валюта в любой форме. И хотя официально статус резервной валюты не был закреплен ни за одной из валют, английский фунт стерлингов и американский доллар конкурировали за лидерство на мировом валютном рынке. Третья мировая валютная система (Бреттон-Вудская) была оформлена соглашением стран на конференции по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в июле 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир в США), в которой участвовали представители из 44 стран. Бреттон-Вудская система была основана на ряде структурных принципов: • официально установленные фиксированные паритеты валют к доллару США, который в свою очередь конвертировался в золото по фиксированному курсу; • была определена официальная цена золота на 1 июля 1944 г. на уровне 35 долл. за тройскую унцию (31,105 г золота) или 1 долл. был равен 0,88571 г золота; • было установлено, что фиксированные золотые паритеты и курсы валют могли колебаться в пределах + 1% паритета, а в Западной Европе — ± 0,75%; • обеспечение конвертируемости двух резервных валют — доллара США и фунта стерлингов в золото по официальному курсу. По своему характеру Бреттон-Вудская система была золотодевизной системой с фиксированными валютными курсами. США брали на себя обязательство по первому требованию обменивать доллары в золото без каких-либо ограничений, а остальные страны должны были зафиксировать курс своей валюты к доллару и поддерживать его в пределах 1%-го отклонения в обе стороны по отношению к паритету. По решению Бреттон-Вудс кой конференции был создан МВФ, основными целями которого являлись: • оказание содействия стабильности валютных курсов, платежных соглашений и избежание конкурентной девальвации валют; • содействие организации многосторонней платежной системы по текущим операциям и устранение валютных ограничений; • предоставление краткосрочных кредитов для урегулирования платежных дисбалансов; • оказание содействия международному сотрудничеству на основе постоянных совещаний и консультаций по международным валютным проблемам. Противоречия Бреттон-Вудской валютной системы, обусловленные прежде всего между национальным характером доллара и использованием его как международного платежного средства, постепенно расшатали ее по мере укрепления экономики стран Западной Европы и Японии. В 1971 г. США прекратили конвертировать доллары в золото по официальному курсу. Договоренность о фиксированных валютных курсах была отменена, и Бреттон-Вудская система перестала существовать. Четвертая мировая валютная система (Ямайская) была оформлена соглашением стран — членов МВФ в январе 1976 г. в г. Кингстон на Ямайке, в котором формулировались основные принципы новой валютно-финансовой системы, закрепленные в апреле 1978 г. во второй поправке к Статьям соглашения МВФ. Эти принципы продолжают действовать и сегодня: • с отменой официальной цены золота была узаконена демонетизация золота, т.е. утрата им денежных функций, но тем не менее благодаря реальной ценности золота за ним сохранилась роль чрезвычайных мировых денег и резервного актива; • золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР, которые формально объявлены основой валютных паритетов, но на практике не стали эталоном стоимости, главным платежным и резервным средством; • вместо фиксированного валютного курса страны официально с 1973 г. перешли к режиму плавающих валютных курсов, но при этом получили возможность выбора — фиксированного или плавающего валютного курса; • МВФ получил полномочия осуществлять более жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении, обеспечивать либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в интересах достижения стабилизации в международных валютных отношениях. Дерегулирование в Ямайской валютной системе очень быстро проявилось в несовершенстве плавающих валютных курсов, а финансовые и валютные кризисы, особенно в последнее десятилетие (например, валютный кризис в Мексике в 1995 г., валютные «бури» летом 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, летом 1998 г. в России и в январе 1999 г. в Бразилии, в 2000 и в 2001 гг. в Турции), поставили вопрос о мерах по искусственной поддержке валютных курсов, реальной и завышенной оценке активов, неудовлетворительном банковском надзоре, недостатке финансовой информации. Необходимость координации действий стран для преодоления кризисных явлений заставила мировое экономическое сообщество по-новому оценить роль МВФ и МБРР в согласовании политики стран в области валютных отношений в условиях дерегулирования в мировой валютной системе и глобализации финансовых потоков. В процессе экономической интеграции возникает и функционирует международная (региональная) валютная система. Так, страны Западной Европы в марте 1979 г. объявили о создании Европейской валютной системы (ЕВС), которая предусматривала скоординированное плавание курсов национальных валют по отношению к доллару с целью их большей стабилизации. Особенности интеграции западноевропейских стран определили структурные принципы ЕВС. 1. Ограничение колебаний курсов валют в пределах ± 2,25 от согласованного центрального курса каждой валюты к ЭКЮ. В 1990 г. с присоединением Великобритании к системе установления валютных курсов в рамках ЕВС для валюты этой страны были расширены возможные колебания курса фунта стерлингов в пределах 6% от центрального курса. Такие же пределы колебаний были установлены и для испанской песеты. После выхода Великобритании и Италии из ЕВС в августе 1993 г. пределы колебаний для всех валют были расширены до 15%. 2. Коллективное поддержание режима валютного курса. Режим коллективного плавания валют получил название «европейской валютной змеи» в силу того, что курсы могли плавать только в ограниченных пределах. В случае если курсы выходят за допустимые пределы, центральный банк обязан осуществлять валютную интервенцию. Механизм коллективного плавания курса валют ЕС обеспечивал их относительную стабильность, однако периодически страны проводили официальные девальвации (например, Ирландия, Италия, Бельгия и др.) или ревальвации (например, ФРГ, Франция, Нидерланды и др.). 3. Введен стандарт ЭКЮ — европейской валютной единицы, курс которой определялся как средневзвешенный средний курс из 12 западноевропейских валют. В ней доминировала немецкая марка (примерно 33%). Вес, приданный каждой валюте, отражал относительную долю различных государств — членов ЕВС в валовом национальном продукте ЕС и в торговле внутри него, а также их вклад в механизмы краткосрочной валютной поддержки. В ЭКЮ предоставлялись кредиты, получаемые странами в рамках единой сельскохозяйственной политики, осуществлялись ссудно-депозитные операции банков. Наряду с официальной ЭКЮ широко использовалась и в частной сфере, а также была и полноценной валютой для международных облигационных рынков, объектом котировок и системы межбанковского клиринга. ЭКЮ просуществовала до 1 января 1999 г., когда была введена в безналичное обращение единая европейская валюта евро и стала осуществляться единая валютная политика стран ЕС. 4. Был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет взносов стран для предоставления временной помощи для финансирования дефицита платежного баланса и осуществления расчетов по валютным интервенциям стран-членов в целях поддержки их валютных курсов. Следующей стадией развития валютно-финансовой интеграции европейских стран стало продвижение к Экономическому и валютному союзу (ЭВС), предусматривающему единую денежную политику, создание единого центрального банка и введение единой валюты. Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный в феврале 1992 г. и вступивший в силу с 1 ноября 1993 г., предусматривал осуществление этого перехода в три этапа. На первом этапе, начавшемся в июле 1990 г. с отмены всех валютных ограничений по движению капиталов внутри ЕС, должны были быть снижены темпы инфляции и сокращены дефициты бюджетов. На втором этапе — с января 1994 г. — предусматривалось создание во Франкфурте-на-Майне Европейского валютного института (вместо ЕФВС) и подготовка создания единой европейской валюты, получившей впоследствии название евро. На основе Маастрихтского соглашения предусматривалось дальнейшее углубление валютной интеграции, достижение конвергенции национальных экономик и создание механизма многостороннего наблюдения за этим процессом. Третий этап начался с 1 января 1997 г., когда страны ЕС (не менее семи) достигнут необходимого уровня конвергенции в соответствии с заданными параметрами, будет введена единая валюта и создан Европейский валютный институт (ЕВИ) — организация стран ЕС, ответственная за осуществление координации валютной политики между ними, подготовку Европейского центрального банка и разработку единой валютной политики. Политика поэтапного перехода к единой валюте взаимоувязана с состоянием экономик стран — участниц ЕВС, которые свое экономическое развитие подчинили достижению региональных критериев, таких как: • уровень инфляции не превышающий более чем на 1,5 процентных пункта средний показатель для трех стран с наиболее низкими темпами; • дефицит государственного бюджета не должен быть более 3% ВВП; • государственный долг — не более 60% ВВП; • ежегодный рост цен — не более 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении странах ЕС; • средний размер долгосрочной процентной ставки — не выше 2% сверх среднего для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции; • пределы колебаний взаимных валютных курсов ± 15%. С 1 января 1999 г. Европейский экономический и валютный союз вступил на новую ступень развития региональной валютной системы, когда безналичные расчеты стали осуществляться на основе новой европейской валюты — евро. Котирование курса евро к доллару и к валютам стран, не входящим в ЕВС, осуществляет Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне. 1 января 2002 г. новую валюту — евро стали использовать Австрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция при наличных расчетах. Через полгода после этого евробанкноты и евро-монеты стали единственным законным платежным средством в странах ЕС. Степень интегрированности страны, в том числе и России, в мировое хозяйство проявляется в обмене части ее национальных денег на иностранные валюты и обратно. Форма организации валютных отношений страны, закрепленная национальным законодательством, является национальной валютной системой. Национальная валютная система является частью денежной системы страны, но при этом обладает относительной самостоятельностью и осуществляет связь экономики страны с мировым хозяйством. К ее основным структурным элементам относятся: 1) национальная валюта, т.е. денежная единица, являющаяся в каждой стране законным платежным средством, а при использовании в международных экономических отношениях становящаяся валютой; 2) степень конвертируемости, т.е. обмена национальной валюты на иностранные валюты, которая позволяет товарам и услугам преодолевать национальные границы, а также обеспечивает перелив капитала между различными сегментами мирового валютно-финансового рынка. При классификации валют в зависимости от форм и объемов валютных ограничений выделяют валюты: неконвертируемые (замкнутые), частично конвертируемые и полностью конвертируемые. При переходе к конвертируемости валюты или восстановлении ее обратимости страна должна ответить на несколько вопросов: • по каким операциям должна вводиться обратимость валют — текущим операциям платежного баланса или по операциям, связанным с движением капитала; • для кого должны быть сняты ограничения — для резидентов или нерезидентов и в какой последовательности; • в какой последовательности — сначала внешняя обратимость валюты, а затем внутренняя или наоборот. Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Для стран с неконвертируемыми валютами, как правило, характерно существование государственной валютной монополии, означающей, что все операции с валютными ресурсами осуществляются банками, уполномоченными на то государством, по валютным курсам, установленным также государственными властями. Постепенный переход к конвертируемости всегда связан реализацией валютной политики, которая нацелена на сужение государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность, и начинается с установления свободного обмена на иностранные валюты по текущим операциям, т.е. частичной конвертируемости. Учитывая это обстоятельство, МВФ признает конвертируемыми валюты тех стран, которые принимают на себя обязательство, вытекающее из VIII статьи Устава, предусматривающее, что «ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам». К таким операциям относят платежи, обслуживающие внешнюю торговлю и услуги, краткосрочные банковские и кредитные операции, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, дохода в виде дивидендов на капитал, вложенный в акции, денежные переводы некоммерческого характера и т.п. Наиболее распространенной формой частичной конвертируемости является сохранение ограничений на операции, связанные с международным движением капитала, в том числе и на финансовые операции. Частичная обратимость валюты находится в зависимости от существующих в стране валютных ограничений, когда на определенные направления внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории участников валютного рынка режим конвертируемости не распространяется или же когда устанавливаются определенные ограничения по валютным операциям с определенными странами, их объединениями или регионами. Внутренняя обратимость валют дает право гражданам и организациям данной страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений, а нерезиденты этим правом не располагают. Как показывает мировой опыт, страны с развитой рыночной экономикой при восстановлении обратимости своих валют начинали с внешней ее конвертируемости, при которой осуществлять право свободного обмена денег данной страны для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами предоставляется только нерезидентам (иностранным гражданам или иностранным фирмам), а резиденты данной страны (ее граждане и предприятия, зарегистрированные по законодательству данной страны) этим правом не обладают. Именно такой путь избрали страны Западной Европы, когда на основе договора, подписанного в Риме в марте 1957 г. шестью странами — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом и получившего название Римского договора, с 1 января 1958 г. они взяли курс на формирование Европейского экономического сообщества и углубление интеграционного процесса. Начав в 1958 г. с разрешения иностранным держателям местных валют беспрепятственно обменивать их на доллары для совершения текущих операций, западноевропейские страны ввели внешнюю обратимость своих валют. И только через два года этот режим был распространен на национальных держателей валюты и была установлена внутренняя их обратимость. Вопрос о том, когда и как переходить к конвертируемости валюты странам, реформирующим централизованно-плановую экономику в рыночную, является дискуссионным для многих российских экономистов и западных экспертов. При отказе от государственной монополии на валютные операции, введении либерализации внешней торговли, при одновременном отказе от системы множественных валютных курсов в странах, реформирующих экономику, внутренняя обратимость валют должна была не только способствовать созданию институтов валютного рынка, но и побудить резидентов продавать свою накопленную валюту и использовать ее для размещения на депозитах банков, интегрировать «черный» валютный рынок в официальную экономику. Продажа части валютной выручки экспортеров должна была обеспечить формирование валютных резервов стран. Наряду с различием в деталях переход к внутренней обратимости валют в странах Восточной Европы был нацелен в первую очередь на развитие внутреннего товарного рынка, способствовал созданию конкурентной среды и обеспечил широкий доступ к импортным товарам. Отдельные страны (например, Болгария, Чехия, Польша, Россия) осуществили «шоковый» переход к внутренней конвертируемости одновременно с либерализацией цен, а другие начали с накопления официальных валютных резервов, улучшения структуры и итогов торгового баланса, а затем перешли к отмене валютных ограничений на текущие операции, как, например, Венгрия, Румыния. Большинство стран Центральной и Восточной Европы, а также страны Балтии, Армения, Грузия, Молдавия, Киргизия, Россия к середине 90-х гг. подписали VIII статью Устава МВФ и формально ввели конвертируемость валюты по текущим операциям платежного баланса. Введение обратимости валют для стран с переходной экономикой в условиях отсутствия концепции и программы обоснованной макроэкономической политики обострило проблему инфляции, привело к «долларизации» экономики, бегству капиталов потенциальных инвесторов, затруднило контроль за экспортно-импортными операциями. Следствием быстрого перехода к конвертируемости для некоторых стран стало снижение конкурентоспособности национального производства. Поддержание стабильного курса национальной валюты в условиях внутренней конвертируемости осложнило формирование валютных резервов из-за оттока валюты за границу. А для стран с сырьевой структурой экспорта в условиях падения цен на мировых рынках сырья ухудшение структуры платежного баланса не только сокращает валютные поступления в официальные резервы, но и усложняет поддержание режима конвертируемости национальных денежных единиц. Переход к обратимости валют по текущим операциям платежного баланса происходит при сохранении многими странами валютных ограничений на свободное движение капиталов. Несмотря на принятую в 1976-1978 гг. поправку к статье IV Устава МВФ, которая зафиксировала необходимость обеспечения свободного движения капиталов, многие страны не только сохраняют валютные ограничения по финансовым операциям и операциям, обслуживающим движение капитала, но и продолжают сохранять очень широкий круг валютных ограничений. Более того, целый ряд стран, например Латинской Америки (Боливия, Венесуэла, Чили, Эквадор), а также Греция, Кипр, Пакистан и многие другие, при формальном присоединении к требованиям VIII статьи Устава МВФ не отказались от валютных ограничений по отдельным видам текущих операций и, по сути, сохраняют формальную обратимость своих валют. Существует и другая группа стран, которые постепенно отменяют ограничения по валютным операциям, обслуживающим текущие сделки, но не считают себя готовыми присоединиться к VIII статье Устава МВФ и имеют формально неконвертируемые валюты. Требование МВФ и ВТО отменить все валютные ограничения и открыть рынки финансовых услуг для свободной конкуренции предполагает введение полной конвертируемости валют. Это означает отмену валютных ограничений не только при платежах по текущим операциям платежного баланса, но и по операциям, связанным с заграничными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов. При режиме полной обратимости все владельцы валюты, как резиденты, так и нерезиденты, независимо от источников их получения имеют возможность использовать эти средства на любые цели в стране и за границей путем беспрепятственного обмена (купли-продажи) на любые денежные единицы. Переход к внешней и внутренней конвертируемости валюты, как показывает мировой опыт, еще не означает введение полной ее обратимости, поскольку страны предпочитают еще долгое время сохранять ограничения на международное перемещение капиталов. Из 184 стран — членов МВФ около 40 продолжают осуществлять контроль за платежами по текущим операциям и около 130 стран — по капитальным операциям, т.е. их валюты являются частично конвертируемыми. По информации МВФ полностью конвертируемыми могут считаться валюты ряда промышленно развитых стран, а из стран с переходной экономикой полностью конвертируются валюты Литвы, Латвии и Эстонии, а с 1 июля 2006 г. — и России. Наличие или отсутствие валютных ограничений. Введение запрета или ограничений на валютные операции, как правило, происходит в период длительного ухудшения экономической конъюнктуры. Переход к полной конвертируемости своих валют многие страны увязывают со снятием всех ограничений по валютным операциям. В то же время наряду с тенденцией к интернационализации рынка финансовых услуг как следствия движения стран ЕС к интеграционному единству существуют причины, которые лежат на пересечении интересов развития национальных и международных валютно-финансовых рынков, заставляющие сохранять валютные ограничения, к их числу можно отнести следующие. Во-первых, наряду с общепринятым представлением о необходимости привлечения ссудного капитала, поскольку прямые иностранные инвестиции стимулируют развитие национальной промышленности, создавая дополнительные рабочие места, существует потребность защиты своей экономики от внешнего негативного влияния, например от экспорта инфляции, когда эти инвестиции осуществляются в виде «горячих», ничем не обеспеченных долларов, а это заставляет принимать протекционистские меры. Именно так должны были поступить некоторые страны (ФРГ, Франция, Швейцария, Бельгия, Голландия, Люксембург и Испания), когда в 1971-1973 гг. ввели валютные ограничения с целью сдерживания притока капиталов. Во-вторых, международное перемещение капиталов включает прямые и портфельные инвестиции, движение которых значительно опережает движение товаров и услуг и оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Учитывая это, либерализация финансовых рынков идет очень медленно: политика протекционизма и введения все новых ограничений сменяется их постепенной отменой. В-третьих, с переходом к плавающим валютным курсам постоянные нарушения модели равновесного рынка открытых экономик поставили проблему его предсказуемости, для достижения которой на финансовых рынках стала использоваться «теория разумных ожиданий», не только не увеличившая возможность прогнозировать предполагаемые изменения в движении финансовых потоков, но и не позволяющая учитывать вероятностные ошибки с необходимой точностью. В-четвертых, некоторые страны рассматривают либерализацию движения капиталов как дополнительную возможность оказывать на них не только политическое давление, но и существенное экономическое влияние. Это касается в первую очередь стран с развивающимися рынками {emerging markets), на которые в последнее десятилетие устремились финансовые потоки из развитых стран. Режим валютного курса (фиксированный, плавающий, привязанный). В мировой практике используются как основные режимы валютных курсов — фиксированный, плавающий и привязанный валютные курсы, так и их разновидности — валютное управление, валютные коридоры, регулируемое плавание. Считается, что фиксированный режим валютного курса призван обеспечивать адаптацию национальных экономик к постоянно меняющимся условиям мирового рынка и автоматически поддерживает равновесие платежных балансов, в то время как для плавающих валютных курсов характерны резкие и непредсказуемые колебания, результатом которых могут стать значительные убытки участников валютного рынка и национальной экономики в целом. Система фиксированного валютного курса обладает таким важным достоинством, как его предсказуемость, возможность использования для обеспечения стабильных условий хозяйственной деятельности, для устранения валютных спекуляций и управления валютными рисками. Использовать режим фиксированного валютного курса заставляет также и стремление ограничить импорт инфляции, который возможен при резком снижении курса национальной валюты. Тем не менее в условиях глобализации мировой экономики, при режиме фиксированного валютного курса возможны шоки от непредсказуемых переливов межстрановых финансовых потоков. Поскольку фиксированный курс предполагает жесткую привязку денежной массы страны к объему ее международных резервов, при увеличении или сокращении официальных резервов автоматически происходит изменение объема денежного предложения. Понять это заставили многочисленные валютные кризисы, наблюдавшиеся еще в начале 70-х гг., которые показали, что в случае использования подобного режима перед странами ставится «невыполнимая триединая задача» — одновременно поддерживать фиксированный курс, сохранять мобильность капитала и проводить денежно-кредитную политику, направленную на достижение внутриэкономических целей. Система плавающего валютного курса наиболее приемлема для стран, которые способны поддерживать стабильность своей валюты без применения специальных валютных механизмов. Это, как правило, промышленно развитые страны и крупные развивающиеся страны, имеющие относительно развитые финансовые системы, такие как, например, Корея, Бразилия и Мексика. К числу таких стран не относятся небольшие страны, открытые для потоков капитала. Неизбежные значительные колебания курса национальной валюты слишком обременительны для неокрепших экономик. Противодействие же властей этим колебаниям неизменно приводит, как подтверждает практика, к какой-либо из форм фиксации относительно иностранной валюты, будьте валютный коридор или жесткая привязка. Но, как показала целая череда кризисов в 90-х гг., такая валютная политика представляет превосходную мишень для спекулянтов. В случае когда страна не в состоянии поддерживать или регулировать режим курса своей валюты, она может принять иностранную валюту в качестве законного платежного средства (официальная долларизация). Так, например, Эквадор и Сальвадор перешли на долларовое обращение. Разновидностью фиксированного валютного курса является валютное управление (currency board),иногда называемое политикой «валютного совета», при котором валютная политика монетарных властей направлена на поддержание фиксированного курса национальной валюты по отношению к иностранной ключевой валюте. Важным условием валютного управления является высокий уровень резервов, обеспечивающий надежность эмитируемой валюты. Считается, что объем резервов должен быть больше, чем 100% эмитируемых денег, для того чтобы они были обеспечены в случае падения цены активов, в которых представлены резервы. Однако, даже если страна согласилась с введением currency board, предварительно должны быть проведены подготовительные меры, в результате которых страна не должна иметь дефицит государственного бюджета за счет сокращения государственных расходов и увеличения налогов. Не все страны готовы к такой жесткой экономической политике. Например, Бразилия, имевшая в начале 90-х гг. гиперинфляцию в 2700% и стабилизировавшая свою валюту на основе валютного управления (получившего название «План Реал»), не согласилась с предложением МВФ использовать ее второй раз для выхода из кризиса 1999 г. К подготовительным мерам относятся: 1. Накопление страной достаточных валютных резервов, которые будут выполнять роль якоря для национальной валюты. В такой роли в Эстонии было использовано золото, возвращенное ей западными банками, хранившими довоенный золотой запас этой страны. 2. Урегулирование дефицита государственного бюджета, как правило, за счет сокращения его использования путем урезания расходов на социальные программы. К числу стран, где валютное управление позволило снизить инфляцию, относятся, во-первых, небольшие страны, экономика которых близка к открытой, где возможное ухудшение баланса текущих операций может финансироваться за счет притока иностранного капитала в экономику в виде прямых инвестиций. Примером является Эстония, валюта которой была привязана к немецкой марке, а проведение жесткой макроэкономической политики позволило снизить инфляцию с 1069% в 1992 г. до 29% в 1995 г. Практика установления режимов обменных курсов странами с формирующимися рынками в ДВЕ показывает, что на начальном этапе реформирования их экономики устанавливаются преимущественно различные варианты скользящих привязок с широкими коридорами (при которых проводятся частые незначительные корректировки центрального курса), а в некоторых случаях жесткие привязки, устойчивость которых обеспечивается политическими обязательствами (табл. 22.2). К числу стран, которые использовали механизм гибкого регулирования колебаний своей валюты в зависимости от изменения курса валюты других стран, относятся Чехословакия (впоследствии Чешская Республика и Словакия, заключившие 8 февраля 1993 г. валютный союз) и Польша. Эти страны руководствовались интересами либерализации внешней торговли и формировали корзину якорных валют из наиболее стабильных валют и валют стран, с которыми существует значительный внешнеторговый обмен. Например, в Чехословакии до 1 января 1991 г. в качестве якоря для кроны использовалась корзина из пяти валют: 31,34% — доллар США; 45,52 — немецкая марка; 12,35 — австрийский шиллинг; 6,55 — швейцарский франк; 4,24% — фунт стерлингов. Установленный первоначально фиксированный режим валютного курса страны не всегда в состоянии поддерживать и вынуждены переходить к гибкой фиксации или к корректируемой привязке, узкому коридору, при которых государство принимает на себя обязательство поддерживать определенное значение (или диапазон значений) валютного курса, однако не обязуется посвятить всю денежно-кредитную политику (а иногда и налогово-бюджетную) исключительно цели сохранения установленного паритета. Так, например, в Польше режим фиксации злотого к доллару с мая 1991 г. был заменен фиксацией к корзине из пяти валют, которая с октября 1991 г. стала гибкой, а уровень отклонения был установлен в пределах 1,8% в месяц, поскольку главной целью являлось сдерживание инфляции. Таблица 22.2 Страны с формирующимся рынком, сгруппированные по режимам валютных курсов (по состоянию на 1 января 2000 г.)
Источник: Fischer Stanely. Exchange Rate Regimes: Is the Bipolar View Correct? //Journal of Economic Perspectives. 2001. № 13. P. 29.
По состоянию на конец 2001 г. в 47 государствах — членах МВФ действовали системы жесткой привязки валютного курса либо без собственного законного платежного средства, либо с механизмом валютного совета. За исключением 12 государств — членов ЭВС, все остальные страны, не использующие собственное законное средство платежа, представлены малыми государствами. Более четверти из 184 стран — членов МВФ в настоящее время имеют режимы жестких привязок, такие же пропорции сохраняются и в пересчете соответствующей доли в ВВП. Регламентация использования форм международных расчетов и международных кредитно-финансовых средств обращения осуществляется странами, как правило, в соответствии с унифицированными международными нормами. Регулирование международной валютной ликвидности. Включая официальные валютные и золотые резервы, резервную позицию страны в МВФ и счет страны в СДР в МВФ, размеры международной валютной ликвидности страны обеспечивают своевременность погашения международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. Режим валютного рынка и рынка золота является важным структурным элементом национальной валютной системы, поскольку влияет на степень участия государства в международных валютных отношениях. Регулирование режима валютного рынка осуществляется национальными денежными властями. Национальные органы, регулирующие валютные отношения (центральный банк, министерство финансов, государственный таможенный комитет и др.), разрабатывают законодательную среду для регулирования валютных отношений страны, степень ее участия в международных валютных отношениях и контролируют исполнение законов и норм всеми участниками валютного рынка. Валютная система России в условиях перехода к рыночной экономике формируется с учетом структурных принципов Ямайской валютной системы, которые она должна выполнять после вступления в июне 1992 г. в члены МВФ. Основой национальной валютной системы Российской Федерации является российский рубль, введенный в обращение в 1993 г. взамен рубля СССР. В условиях административно-плановой экономики СССР существовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность и валютная монополия. Развитие валютного рынка в СССР началось в конце 80-х гг. с либерализацией внешнеэкономических связей. Первым шагом явился отказ от государственной монополии внешней торговли и валютной монополии. На начальном этапе перехода к рынку (с января 1990 г.) существовала множественность валютных курсов рубля. В 1991 г. действовало четыре курса рубля: • официальный, существовавший с 1 января 1961 г. и использовавшийся для международных статистических сопоставлений и официальной отчетности; • специальный — с 1 ноября 1989 г., который применялся при валютном обслуживании советских и иностранных граждан; • коммерческий — с 1 ноября 1990 г. использовался в расчетах по внешнеторговым операциям на территории бывшего СССР и советским инвестициям за рубежом, в расчетах неторгового характера предприятий. С введением коммерческого курса были отменены дифференцированные валютные коэффициенты (ДВК), которые применялись с 1987 по 1989 г. для отдельных предприятий по определенным группам валют и экспортных товаров; • биржевой — с апреля 1991 г., который определялся на валютной бирже Госбанка СССР. Начиная с июля 1992 г. был введен единый официальный курс российского рубля к доллару США, определяемый на торгах Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). В начале 90-х гг. начала формироваться институциональная структура валютного рынка России, представленная валютными биржами и двухуровневой банковской системой, возглавляемой Центральным банком, который является органом валютного регулирования и контроля. Прерогативой Банка России является определение порядка обязательного перевода, ввоза и вывоза, пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, выдача валютных лицензий, проведение мер по валютному регулированию путем изменения ставки рефинансирования, лимита открытой валютной позиции уполномоченных банков, проведения валютных интервенций. Важную роль в организации российского валютного рынка выполняют валютные биржи. Формированию биржевого валютного рынка предшествовали валютные аукционы Внешэкономбанка СССР в 1989 г., на которых на основе конкурса заявок осуществлялась покупка и продажа иностранной валюты предприятиями, имевшими валютные счета во Внешэкономбанке. В апреле 1991 г. начала работать валютная биржа Центрального банка СССР, а в январе 1992 г. было создано акционерное общество закрытого типа «Московская межбанковская валютная биржа» (ММВБ). В состав ее учредителей вошли 30 ведущих банков, две финансовые компании, а также Ассоциация российских банков и Правительство Москвы. ММВБ стала основным центром проведения валютных операций банков, курс которой с 1 июля 1992 г. использовался Банком России для официальной котировки рубля к иностранным валютам. В начале 1993 г. наряду с ММВБ начали функционировать региональные валютные биржи: Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская, Сибирская, Азиатско-Тихоокеанская, Ростовская межбанковские валютные биржи. В январе 1994 г. была учреждена Нижегородская валютная фондовая биржа, а в апреле этого же года — Самарская валютная межбанковская биржа. Таким образом, в валютный рынок были вовлечены все крупнейшие промышленные регионы страны. Важной характеристикой национальной валютной системы является режим обменного курса ее национальной денежной единицы. В условиях перехода России к рынку был введен единый плавающий валютный курс рубля. Однако зависимость от импорта вызвала отрицательные последствия и привела к снижению курса рубля и обострению проблемы насыщения отечественного рынка импортными товарами, стало сокращаться экспортное производство, усилилась инфляция. В интересах стабилизации на валютном рынке усилилась регулирующая роль государства. Об этом свидетельствует проведение Банком России валютных интервенций на ММВБ и СПВБ, принятие в 1994 г. инструкций по валютному экспортному и в 1996 г. валютному импортному контролю. 6 июля 1995 г. Центральным банком и правительством был введен режим валютного коридора, т.е. пределов изменений текущего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютном рынках, фиксированные пороговые значения колебаний валютного курса рубля к доллару, которые поддерживаются Центральным банком с помощью интервенций на валютном рынке. Введение валютного коридора имело как положительную сторону — нейтрализовало процесс импорта инфляции, так и недостаток — рост реального курса рубля к доллару, который ухудшил конкурентоспособность российских экспортеров на мировом рынке. Это привело к переходу от горизонтального коридора к наклонному во втором полугодии 1996 г. и создало предпосылки для относительной стабилизации курса рубля. Однако усилившееся давление на валютный курс рубля вынудило Центральный банк активизировать свои интервенции на валютном рынке. В результате этого сократились золотовалютные резервы страны, составившие в начале 1997 г. 15,3 млрд долл. Активные интервенции позволили переломить неблагоприятную ситуацию и сохранить контроль над валютным курсом и действие наклонного валютного коридора. В дополнение к главной цели — стабилизации валютного курса проводимая валютная политика была направлена на достижение таких важных задач, как: • сглаживание резких колебаний валютного курса в результате краткосрочного несоответствия спроса и предложения иностранной валюты; • ограничение доходности вложений в иностранные активы для повышения привлекательности рублевых финансовых инструментов с целью стимулирования процесса дедолларизации российской экономики; • поддержание на достаточном уровне валютных резервов Банка России и совершенствование механизмов управления ими. Результатом начавшегося в октябре 1997 г. финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии стало значительное перемещение капитала из стран с развивающимися рынками в государственные бумаги развитых стран, охватившее и российский финансовый рынок. В ноябре 1997 г. правительство и Банк России выступили с совместным заявлением о политике валютного курса рубля на ближайшие несколько лет. Планировалось, что по крайней мере в 1998—2000 гг. центральный обменный курс будет находиться на уровне 6,2 руб. за доллар, а его возможное отклонение не превысит 15% этого уровня. Это оптимистичное заявление было связано с замедлением темпов инфляции в 1997 г. Но в связи с финансовым кризисом этот параметр не был выдержан, и 17 августа 1998 г. власти отказались от принятой политики, установив курс рубля к доллару в границах от 6 до 9,5 руб. за доллар. Следствием этой меры с одновременной реструктуризацией рынка государственных обязательств и объявлением 90-дневного моратория на возврат кредитов, полученных от нерезидентов, стали дестабилизация валютного рынка и существенное падение валютного курса рубля. Для стабилизации российского валютного рынка Центральный банк перешел к режиму плавающего валютного курса рубля с проведением валютных интервенций для сглаживания резких колебаний. В условиях начавшегося валютного кризиса Банк России принял решение в сентябре 1998 г. о сосредоточении обязательной продажи экспортерами 50% валютной выручки на ММВБ. С 31 декабря 1998 г. этот норматив был увеличен до 75%, а также был сокращен срок обязательной продажи с 14 до 7 дней. Это было связано с тем, что во время кризисной ситуации в стране необходимо контролировать покупку и продажу валюты. Эти меры позволили стабилизировать курс рубля и наращивать золотовалютные резервы, достигшие к 1 января 2001 г. 27,9 млрд долл., выполнять внешние обязательства и перейти клиберализации валютного регулирования. В августе 2001 г. норма обязательной продажи экспортной валютной выручки была снижена до 50%. В Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» зафиксировано положение о том, что обязательная продажа валютной выручки резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком РФ. Дальнейшее регулирование российского валютного рынка и его либерализация осуществлялись в соответствии с редакцией Федерального закона от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», предоставившего право российским предприятиям-экспортерам открывать счета и вести расчеты через любой как российский, так и иностранный банк. В результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в 2004—2007 гг. на мировых рынках энергоносителей, являющихся основными статьями российского экспорта, стало возможным снижение нормы обязательной продажи экспортной выручки до 10%, а с апреля 2006 г. вообще отказаться от использования порядка обязательной продажи валютной выручки, снизить в 2 раза норматив резервирования по валютным операциям.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |