КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные продукты, услуги. Информационный рынок
Информационный рынок России Регулирование информационных отношений подзаконными нормативно-правовыми актами. Помимо федеральных законов в сфере информатизации и информационных ресурсов, действует значительное число подзаконных актов федерального уровня: Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Среди Указов необходимо упомянуть: «Об основах государственной политики в сфере информатизации» от 20.01.1994 № 170 (в ред.09.07.97), № 863 от 22.07.98 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интелектуальной собственности в сфере науки и технологий», № 2334 от 31.12.93. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» и др. Кроме актов Президента и постановлений Правительства действуют всевозможные ведомственные нормативно-правовые акты. Перечень действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере информатизации (по состоянию на январь 2004г.), приведен в приложении 1. Таким образом, в заключение можно сделать следующий вывод. На настоящий момент времени для законодательства в сфере информатизации и информационных отношений, характерны наличие разнородных нормативно-правовых актов, большое число пробелов, неопределенность во внутренних связях данных актов. И, очевидно, требуется большая законотворческая деятельность для устранения этих пробелов и приведения норм права в единую связанную систему. Что такое информационные продукты? Как и любой рынок, информационный рынок должен иметь информационные продукты, которые имеют спрос, предложение, соответствующую цену, покупаются и продаются на этом рынке. Базой для создания информационных продуктов являются информационные ресурсы. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе (бумажном, магнитном, оптическом) в виде документов, книг, статей, обзоров, компьютерных программ, баз данных и прочее. Таким образом: информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем для распространения вещественной или невещественной форме. Информационные продукты распространяются таким же способом, как и любые другие материальные продукты, с помощью услуг. Услуга – это результат производственной деятельности предприятия или организации, направленной на удовлетворение потребностей человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная услуга – это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Исходя из возможных видов информационных продуктов, классификация информационных услуг может быть представлена следующим образом: Информационные услуги: 1. Выпуск информационных изданий – предполагает подготовку к выпуску следующей печатной продукции: реферативные сборники, библиографические указатели, тематические обзорные издания, справочные издания. Данные информационные издания подготавливаются всеми видами информационных служб (особенно ГосНТИ) и содержит вторичную информацию, которая создаётся при обработке первичных источников (монографии, отчетов по НИР, диссертаций, патентов и прочее). 2. Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя (по указанной теме) поиск информации в базах данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток либо по электронной почте в виде файла. 3. Традиционные услуги НТИ. Они выполняются по предварительному заказу пользователя и включают в себя: · подготовка переводов текстов (статьи, информационные обзоры на иностранных языках); · подготовка обзоров, в виде рукописей (обзор достижений по определенным отраслям техники, технологии, науки и прочее). 4. Дистанционный доступ к удаленным базам данных. Он организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает очень быстрыми темпами и опережает все виды других информационных услуг. Предпосылками для этого являются: · быстрый рост пользователей Internet, развитие телекоммуникационных систем; · высокая оперативность представления этих услуг; · возможность отказа от создания собственных информационных систем, которые требуют больших материальных затрат. Поставщики такого рода услуг должны иметь собственный Web-узел или сайт в Internet и располагать соответствующими информационными ресурсами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен пользователям по подписке на основе абонементной платы или на основе заключенных договоров. Схема оплаты может быть разная. Но, в основном, это почасовая оплата, зависящая от объёма получаемой информации. 5. Подготовка и оказание информационных услуг на основе информационных технологий. Это следующие услуги: · разработка и предоставление программного обеспечения; · разработка информационных систем и информационных технологий; · обработка данных в вычислительных центрах; · представление телекоммуникационных услуг связи для передачи данных. 6. Предоставление первоисточников. Эта услуга является традиционной услугой библиотечных служб, ГосНТИ, РосПатента и прочее. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и производство их копий (с помощью множительной техники).
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг. Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной коммерческой номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их представления, ценами. На информационном рынке в качестве предмета продажи выступает: информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация в виде соответствующих информационных ресурсов. Поставщиками информационных продуктов могут быть: · центры, библиотеки, специализированные организации, где создаются и хранятся информационные ресурсы, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации (центры НТИ, РосПатенты и прочее); · службы телекоммуникации и передачи данных; · специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для её анализа, обобщения, прогнозирования (например служба Госстатистики, архивы, банки, биржы, информационные агентства); · коммерческие фирмы (информационные брокеры). В качестве примера, можно привести одного из крупнейших информационных брокеров на российском информационном рынке, - фирму РосБизнесКонсалтинг. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные физические и юридические лица, решающие свои производственные, финансовые и коммерческие задачи. Мировой рынок информационных услуг зародился с середины 50-х годов 20 века. Основными поставщиками информационных услуг являлись информационные центры академических, профессиональных обществ, госучреждений, учебных учреждений. Основные потребители – это ученые и специалисты в области науки и техники. С середины 70-х годов в связи с развитием компьютерной техники и телекоммуникации, важнейшим видом информационных услуг стала разработка и обеспечение доступа к различным базам данных, содержащим информацию по всевозможным отраслям знаний. В настоящее время информационная индустрия в развитых рыночных странах (США, Япония, страны Западной Европы) приобретают все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Достаточно назвать всемирно известную фирму Microsoft, которая за чуть более 20-летний срок превратилась в мирового лидера по ставке программных продуктов. В России в силу ряда специфических причин коммерческий рынок информационных услуг образовался с начала 90-х годов. Но темп развития информационного рынка России достаточно впечатляет.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 24336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |