КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Безопасность человека в информационном пространстве
Как уже отмечалось, проблема безопасности личности в информационном пространстве породила новое направление в области безопасности — информационно-психологическую безопасность. Актуальность проблемы информационно-психологической безопасности России обусловлена сегодня многими факторами. С одной стороны, это сложные, порой противоречивые и негативные процессы в политической, социально-экономической и духовной сферах, к которым относятся: · разрушение старой командно-административной системы и трудное становление российской государственности на демократических принципах; · трудности перехода к рыночной экономике; · деформация системы норм, установок и ценностей; · рост преступности; · снижение уровня жизни и рост безработицы; · расслоение общества на богатых и бедных и ухудшение отношений между людьми; · изменение геополитической обстановки; Все это естественно может снизить устойчивость личности, ее психики к различным информационным воздействиям. Личность считается устойчивой, если она способна произвести критический анализ, оценку воспринимаемой информации, если она способна принимать объективное решение на основе этой информации. В современных условиях наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют практически неограниченно контролировать и управлять информационным взаимодействием людей, общественным сознанием. Объектами обеспечения информационно-психологической безопасности являются: • отдельные граждане; • отдельные социальные группы и слои общества (в том числе профессиональные, национально-этнические и др.); • организованные массовые объединения и самодеятельные группы граждан с собственным особым укладом жизни, системой мотивации, психическим складом, менталитетом и т. п. (Вооруженные силы, беженцы, «афганцы» и др.); • население конкретных регионов, промышленных и агропромышленных агломераций, отдельных территориальных районов и мест компактного проживания людей и т. д.; • общественные и политические организации, общественно-политические движения и партии; • население страны в целом как социально-историческая общность людей, обладающая специфическими особенностями общественной психологии, уникальной системой социокультурных и социопсихологических норм и традиций; • духовная сфера общества, составляющими которой являются общественное сознание, общественное мнение и социально-психологический климат. Информационно-психологическая безопасность перечисленных объектов создает условия для обеспечения психического здоровья каждой отдельной личности и населения страны в целом, надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования индивидуального, группового и массового сознания, отвечающего задачам прогрессивного развития общества. Каналы (средства) информационного воздействия на личность весьма разнообразны. Это — семья, образовательная сфера (детский сад, школа, университет), улица, книги, радио, кино, телевидение, массовая печать (газеты, журналы), аудиовизуальные средства, в частности разнообразная проигрывающая техника (магнитофоны, плееры, видеомагнитофоны) и т. п. На наших глазах рождается новое мощнейшее средство информационного воздействия — Интернет, на очереди техника и технологии виртуальных реальностей, обещающие поистине фантастические перспективы виртуальных воздействий. Информационные технологии — это огромное благо для человечества, они определяют будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников — это и грозная опасность, страшное оружие. Главная опасность при этом — несанкционированный доступ (активный или пассивный) к источнику или потребителю (личности). Последнее и есть информационное воздействие на личность. Современные и перспективные информационные средства и технологии позволяют практически полностью контролировать и регулировать информационное взаимодействие людей. В частности, имеются потенциальные возможности подслушивать все телефонные переговоры, осуществлять контроль за перепиской, создавать и противоправно использовать компьютерные базы конфиденциальных данных о персоналиях, осуществлять скрытое информационное воздействие на психику людей и т. д. и т. п. Особо хотелось бы в связи со сказанным подчеркнуть огромные возможности информационного воздействия на личность современных средств массовой информации (СМИ). По существу сегодня СМИ — практически единственная структура, через которую население ежедневно, ежечасно получает информацию о процессах в стране, регионе, мире. О серьезности ситуации в сфере воздействия на личность в информационном пространстве свидетельствует формирование и широкое использование для описания этого процесса почти военной терминологии: информационная война, информационное оружие, информационная диверсия, информационный терроризм, информационный киллер. В определенной мере Интернет сродни СМИ, сегодня уже существует Интернет-журналистика, выпускаются Интернет-журналы и Интернет-газеты. Но Интернет является более универсальным и более глобальным СМИ. Еще одна особенность Интернета, имеющая принципиальное значение при рассмотрении вопросов информационной безопасности личности. Она связана с тем, что в сети Интернет отсутствует какой-либо управляющий или контролирующий орган. Ответственность за помещаемую в Интернете информацию фактически не несет ни автор, часто анонимный, ни провайдер. Если обычные СМИ действуют (должны действовать) в соответствии с законодательством РФ о средствах массовой информации, то так называемые «сетевые СМИ» типа Интернет существуют в режиме правовой неопределенности. Вопрос их юридического статуса и статуса электронной публикации сегодня совершенно не определен [19]. Информационные сети типа Интернет служат весьма удобной площадкой для подготовки и осуществления информационно-террористических и информационно-криминальных действий. В нем могут распространяться пропагандистские материалы преступных организаций, рецепты изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и пси-хотропных средств, наконец, изощренных алгоритмов вскрытия шифров. Вся эта информация легко маскируется под научно-техническую информацию. Отсутствие географических границ, трудноопределяемая национальная принадлежность объектов сети, возможность анонимного доступа к ее ресурсам — все это делает системы общественной и личной безопасности уязвимыми. Мощь сетевых технологий многократно умножается благодаря новым технологиям мультимедиа и виртуальной реальности, которые были вызваны к жизни не только практическими потребностями в сфере обучения, коммуникации, но и новыми возможностями, открывающимися в сфере досуга и культуры. Технологии виртуальной реальности, создавая новые миры и переживания, вовлекают человека в новые формы существования, которые формируют новую личность. Они создают широкие возможности для манипулирования сознанием человека и позволяют сделать информационные воздействия индивидуальными, ориентированными на сознание конкретной личности. Среди возникших в последнее время проблем информационно-психологической безопасности общества особое место занимает проблема «виртуального социума» или «виртуального общества». С помощью самых современных информационных технологий виртуальный социум создается в виртуальном пространстве в соответствии с потребностями (как осознанными, так и неосознанными) личности, которые не могут быть полностью удовлетворены в реальном мире. Опасность виртуального социума состоит в том, что он для конкретного человека может полностью заменить реальное общество живых людей, выключив тем самым данного индивида из сферы человеческого общения. Увеличение числа таких людей сверх определенного уровня может привести к распаду человеческого общества. Кроме того, пока неизвестно, что произойдет с человеком, сменившим реальное человеческое общество на виртуальный социум. В качестве первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности личности, можно рассматривать следующие. 1. Развитие информационной культуры населения, в том числе развитие личностных способов активной и пассивной защиты от опасных информационных воздействий и привитие навыков технологически грамотного продуцирования информации. 2. Развитие законодательства в информационной сфере. Основным, возможно единственным, гарантом соблюдения прав и свобод личности в информационном пространстве является государство. Эту функцию государство может реализовать только через соответствующее законодательство. Следует отметить, что законодательство в информационной сфере не имеет аналогий в предыдущей истории законодательства. Поэтому к такому законодательству кроме юристов должны быть привлечены специалисты различных профилей, в том числе ученые в области информатики, информационных технологий, психологии, социологии, педагогики и т. д. 3. Создание системы мониторинга информационно-технологических факторов риска (возможно, путем расширения функций структур изучения общественного мнения, обеспеченных соответствующими методиками). 4. Расширение международного сотрудничества по вопросам безопасности в информационном пространстве. Диапазон проблем для обсуждения в рамках такого сотрудничества весьма широк. Это и установление согласованной точки зрения на проблемы воздействия информации на индивидуальное и массовое сознание, на психику человека, и подготовка соглашений (конвенций) о неиспользовании информационного пространства во враждебных целях, о контроле над производством и внедрением информационных технологий, которые могут быть использованы в террористических и криминальных целях, о международной правовой защите сетевых информационных ресурсов, о возможности контроля и ограничения распространения по глобальным сетям типа Интернет информации, оказывающей негативное воздействие на физическое, психическое и социальное здоровье людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ Web- ресурсы
При подготовке соответствующих разделов учебного пособия использовалась следующая литература и ресурсы: Глава 1. Информационное общество и современное состояние информатизации [на основе ист.1, исп.:3, 21, 31, 32, 35, 38]. Глава 2. Основные термины и определения. Информация, данные, информационные ресурсы [ 1, 2, 3, 55 ]. Глава 3. Классы информационных ресурсов [на основе ист.2, исп.: 59,60] Глава 4. Параметры информационных ресурсов. [на основе ист.2, исп.:3, 4, 5, 33] Глава 5. Помехи, возникающие в каналах поступления информации [на основе ист.2, исп.: 5] Глава 6. Принятие информационных решений. [на основе ист. 2, исп.: 6, 7, 52, 53, 54, 55] Глава 7. Информационные ресурсы Российской Федерации. [ на основе ист. 56, исп.:57, web-ресурсы 8, 9 ] Глава 8. Правовое регулирование информатизации и информационных услуг. [ на основе ист.1, исп. 9, 34, 36, 43, 44, 45, 46, 47, 48] Глава 9. Информационный рынок России [ 58, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30] Глава 10. Информационные ресурсы российского сегмента Интернет. Раздел 10.1. Что такое Интернет? Свойства, возможности и будущее Интернет. [ на основе web-ресурсов 2, 3] Раздел 10.2. Правовое регулирование информационных отношений в сети Интернет [ на основе ист.1, web-ресурсов 4, 5, 6, исп. 20, 49, 50, 51] Раздел 10.3. Задачи государственной и общественной деятельности в области создания и распространения информационных ресурсов российского сегмента Интернет [ на основе web-ресурса 1] Раздел 10.4. Эффективная технология работы с несистематизированными потоками информации в Интернет. [ на основе web-ресурса 7] Раздел 10.5. Поисковые системы Интернет, их классификация, сравнительные свойства [ на основе web-ресурса 10] Глава 11 Основы информационной безопасности [на основе ист. 11, 1 исп. 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 37, 38, 39, 40, 41, 42]
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |