КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особые способности
1) Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают, могут одновременно следить за несколькими событиями, из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты и позы, модели поведения окружающих людей. 2) Такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью: эти дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они все происходящее относят на свой счет. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого. 3) Благодаря широте восприятия и чувствительности эти дети глубоко переживают социальную несправедливость. «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом». (Лета Холлингзуорт, 1927). В 1942 году Лета Холлингзуорт написала: «Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо, не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь и не плача, а с пониманием, если ничего нельзя поправить». 4) Еще одно выдающееся свойство — это громадное упорство в области своих интересов. Один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок концентрируется на одном занятии. Ребенок бывает поглощен своим делом несколько часов кряду и возвращается к нему в течение нескольких дней. 5) Высокая увлеченность делом может приводить и к нежелательному стремлению доводить все до полного совершенства (пер-фекционизм). Повышенные требования одаренного часто приводят к тому, что собственную работу в той или иной сфере деятельности он судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания. 6) Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающие тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к еще одной сфере уязвимости, которая связывается с высокой преданностью делу; стремление всегда соответствовать высоким ожиданиям приводит к неудовлетворенности собой, к тому, что ребенок начинает воспринимать себя как неудачника. 7) Требовательная необходимость преуспеть, диктуемая излишними родительскими амбициями сопровождается довольно высоким уровнем враждебности таких детей (Freeman, 1979). 8) Всепоглощающее любопытство одаренных детей — одна из сильных их сторон. Роберт Уайт описал это свойство как врожденную черту человеческих детенышей — страсть исследовать окружающую среду, измерять ее и находить в ней смысл. Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любопытством, и одаренные с присущей им широтой потенциала познания обладают огромным «аппетитом» в поиске новых знаний и ощущений, которые питали бы их развивающийся разум. 9) Одаренные отличаются разнообразием интересов: это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи. 10) Им необходимо учиться находить баланс, соответствие между энтузиазмом и прагматизмом: это обретается лишь с опытом и называется здравомыслием. 11) Еще одна сторона одаренного заключается в том, что почти во всех начинаниях он добивается успеха, а в некоторых — выдающихся результатов. Казалось бы, что это должно приводить к развитию сильного позитивного самовосприятия, но в жизни происходят странные парадоксы. Рядом с опытом преуспевания идет неумение пережить неудачу. Многие одаренные люди, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место кроме первого, как поражение, а себя — как неудачников. Человеку нужно знать, что порой потерпеть неудачу — это нормально и даже неизбежно, ее надо принимать как возможность для переоценки и адаптации, но не как повод для отчаяния и самоунижения. Но собственный опыт преуспевания не воспитывает в одаренных приемлемой реакции на неудачу. Такого ребенка с раннего возраста необходимо вовлекать в возможно более широкий круг занятий, чтобы он узнал, насколько широки таланты в нем самом и в других. 12) Еще один редкий дар в талантливых детях — это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями, они видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями: эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности. Проблема уязвимости здесь возникает тогда, когда уникальное видение уводит ребенка на нехоженые тропы. Педагоги и родители, желающие сохранить в ребенке новаторство и творчество, должны быть гибкими в методах воспитания и готовыми к тому, что путь, выбранный самим ребенком, может оказаться лучшим. (По материалам зарубежной печати). Приведенные критерии показывают, что при определенном внимательном отношении к диагностическим данным можно получить весьма полезные сведения об особенностях развития творческой личности, а учитывая эти данные в педагогических ситуациях, можно добиться определенных результатов в развитии творческих способностей. Психодиагностические методики, данные в приложении, были разработаны Латвийским Государственным Институтом Физической Культуры, лабораторией психологии ВНИИФК, а также некоторые методики приводятся по материалам методического посо- бия «Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии» под редакцией Ю. М. Забродина (М., 1990.). Выбор методик был обусловлен теми учебно-практическими задачами, которые стояли перед автором в процессе работы над созданием курса «Психология творчества» (см. Козырева А. Ю. «Педагогика психологии творчества», М., 1992). Организация и проведение обследования Проведение хорошо организованного психологического обследования требует к нему заблаговременной подготовки. Она должна начинаться с комплектования групп бригады людей (2—3 человека), которые будут помогать психологу проводить тестирование. Необходимо обучить их правильному и корректному проведению тестов, в которых они будут участвовать. Параллельно обучению бригады нужно подготовить бланки для опросных методик, карандаши (лучше цветные), 2 миллиэлектро-секундомера, 2 секундомера и 2—3 комплекта таблиц Шульте. Важным этапом в подготовке является также и выбор места для проведения обследования, которым может быть любое просторное и пригодное для эксплуатации электроаппаратуры помещение. Группа детей не должна превышать более 20 человек одного возраста. В противном случае можно получить необъективные результаты. Само обследование лучше начинать с небольшого взаимного собеседования, которое даст общее представление о контингенте детей, а главное ненапряженную «рабочую» обстановку. Затем дети приступают к заполнению шкал тестов после чего следует показ слайдов с тестом Равена и теппинг-тест. При выполнении остав1-шихся психомоторных тестов участвуют 2—3 помощника психолога. После проведения тестирования необходимо быстро и точно провести обработку полученных результатов. Теппинг-тест Для выполнения теппинг-тест (по методике, разработанной в лаборатории психологии ВНИИФК) применяется специальный бланк. Дается задание — нанести в каждую графу точки по следующему алгоритму: в первой графе — 2 точки, во второй — 1, в третьей — 6, в четвертой — 1, в пятой — 2. Ниже, на этом же бланке, дан образец нанесения точек в графы. В течение одной минуты испытуемым дается возможность оп-робывать указанный алгоритм в специально отведенной для этой дели графе. Перед выполнением задания дается инструкция: «Сядьте удобно, сейчас в протоколе вы будете наносить точки точно по заданию, которое дано на образце. Вы уже опробовали его ниже. Старайтесь как можно быстрее и точнее выполнить задание. Чем быстрее и точнее вы будете работать, тем больше линий протокола вы заполните. Приготовились. Внимание! Начали!». Тест выполняется в течение 30 секунд. Ошибки могут быть двух типов: нарушение заданного алгоритма и неумение соразмерить свои движения с заданным пространством (нанесение точек в соседние графы). Ошибки первого типа характеризуют чувство ритма. Ошибки второго типа характеризуют ритмо-пространственную координацию. Оцениваются они следующим образом: 0 ошибок — 5; 1 ошибка — 4; 2—3 ошибки — 2; 5—6 ошибок — 1; 7 и более ошибок — 0. Ритмо-темповая активность характеризуется объемом выполненной работы, т. е. суммой заполненных полей теста, которая зависит от возраста.
Тест по таблицам Шульте В исследование включен тест по таблицам Шульте, где в четырех таблицах в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25.
Перед проведением теста дается инструкция: «Ваша задача — найти и показать по очереди цифры от 1 до 25 сначала на одной таблице, затем на другой и т. д. Всего Вам будет предложено 4 таблицы. Старайтесь работать как можно быстрее и точнее. Вы готовы к работе?» После утвердительного ответа экспериментатор кладет перед обследуемым первую таблицу. По окончании работы на первой таблице — кладется вторая; затем третья и четвертая. Фиксируется время нахождения чисел в правильной последовательности по каждой таблице отдельно. При обработке результатов данного текста получают следующие характеристики: эффективность работы (ЭР): Tl — время нахождения чисел на первой таблице, Т2 — время нахождения чисел на второй таблице, ТЗ — время нахождения чисел на третьей таблице, Т4 — время нахождения чисел на четвертой таблице. Степень врабатываемости (ВР): Результат меньше 1,0 — показатель хорошей врабатываемости обследуемого; соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше нужна ему подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) к зыполненинЭ заданной работы (П УК-Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости; соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость обследуемого к выполнению заданной работы. Оценка эффективности работы (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого:
Определение уровня невербального интеллекта (методика Равена) Методикой, оценивающей логичность мышления и имеющей значение для творчества является тест Равена. Тестовый сборник включает в себя 60 матриц (рисунков прямоугольной формы), разделенных на 5 серий (по 12 матриц в каждой). Каждая матрица содержит в себе различные фигуры или совокупности фигур, представляющие собой логическое целое, которые расставлены согласно определенной закономерности и определенным правилам (приложение). В каждой матрице недостает одной части изображения. Испытуемый должен дополнить недостающую часть матрицы (рисунка) с помощью одного из изображений, данных под матрицей и обозначенных номерами от 1 до 6 или от 1 до 8 так, чтобы матрица (рисунок), дополненная одним из изображений составляла смысловое образное логически правильное целое. Каждая серия начинается с более легкого задания, которые постепенно усложняются. Также постепенно усложняются серии от А до Е. При групповом обследовании детей методику лучше применять при помощи проекции слайдов на экран. Ответы испытуемых записывают в бланки, которые раздаются до показа слайдов. Запись ответов: ставится только цифра выбранного под матрицей недостающего изображения (серии А, В — от 1 до 6; серии С, D, Е — от 1 до 8). При обработке полученных результатов необходимо от 60 вычислить количество неправильных ответов. Ключ к тесту Равена
Уровень невербального интеллекта оценивается в баллах. Ппи этом учитывается возраст обследуемых и количество правильных ответов.
Бланк к теппинг-тесту Фамилия, имя _________________________________ возраст Образец Бланк к тесту Равена (фамилия, имя) (возраст)
Методика изучения эмоциональной напряженности Цель методики: выявить индивидуальные особенности эмоциональной напряженности ребенка. Задачи: на основании анализа ответов на анкетный опросник определить степень эмоциональной напряженности ребенка. Материал: для проведения исследования необходимо приготовить бланк протокола, ручку или карандаш для заполнения и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи». Правила проведения: 1. Прочитать инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята. 2. Проследить за правильностью заполнения бланка протокола. 3. Методику можно применять начиная с 11—12-летнего возраста. Методика позволяет выявить особенности эмоциональной сферы, способности управлять своими переживаниями и составлена на основе методики Н. М. Пейсахова и Г. Ш. Габлреевой (1988). Инструкция: вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если утверждения соответствуют вашему имеющемуся опыту или часто повторяющимся состояниям (т. е. если вы с утверждением согласны), то у его порядкового номера поставьте знак «+» или напишите «ДА». Если же вы с этим утверждением не согласны, то напишите знак «-» или ответ «НЕТ». Если вы затрудняетесь с ответом, то напишите «не знаю». Старайтесь не делать пропусков и отвечать на все утверждения. Образец бланка для заполнения
1. Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание на уроке. 2. Отступление учителем от основной темы занятий сильно отвлекают меня. 3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной, проверочной работе, экзаменах. 4. Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны. 5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки». 6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе. 7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя. 8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство. 9. Меня сильно беспокоит положение в классе. 10. Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости. 11. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании и это раздражает меня. 12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке, экзаменах. 13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала и это меня пугает. 14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь. 15. Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня. 16. Во время выступления или ответа я начинаю заикаться. 17. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий. 18. Я часто ссорюсь с друзьями по школе из-за пустяков и потом жалею об этом. 19. Состояние класса и отношение его ко мне очень влияет на мое настроение. 20. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться. 21. У меня обычно не бывает головных болей после длительной и напряженной работы. 22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа. 23. Не выполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня. ' 24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если уверен в своих знаниях. 25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках. 26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, задаваемого учителем. 27. Насмешки одноклассников не портят мне настроения. 28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности. 29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно. 30. Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать все, что запланировал.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |