Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Воспитание в структуре целостного педагогического процесса




План:

1. Особенности воспитательного процесса.

2. Задачи и содержание воспитания.

3. Этапы воспитательного процесса.

4. Принципы воспитательного процесса.

 

1. Особенности воспитательного процесса.

Вос­питание - процесс целенаправленного формирования лич­ности. Это специально организованное, управляемое и контро­лируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понима­нии процесс воспитания это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

Первая особенность заключается в том, что процесс воспитания — это многофакторный процесс. Он осуществляется не только в школе, но и в семье, во внешколь­ных учреждениях. Воспитательное воздействие педагогов дополняется разнообразной воспитательной деятельностью различных организаций.

Вторая особенность заключается в том, что это дли­тельный процесс. Он начинается задолго до поступления детей в школу и продолжается после школы.

Третья особенность процесса воспитания состоит в том, что он имеет ступенчатый характер. Его можно условно подразделить на ряд этапов. На первой ступени дети усваи­вают первоначальные представления о правилах поведения в семье, в школе. У них начинают пробуждаться элемен­тарные чувства и вырабатываться простейшие навыки по­ведения. На второй ступени на основе первоначальных пред­ставлений о нормах поведения у школьников формируются этические понятия, вырабатываются умения правильно по­ступать в том или ином случае, соблюдать принятые в об­ществе правила поведения. Третья ступень характеризует­ся формированием убеждений, выработкой устойчивых привычек поведения и дальнейшим развитием и обогаще­нием чувств. На этой ступени у школьников более отчет­ливо выявляются мотивы деятельности, определяемые идейными, нравственными принципами. Между этими сту­пенями нет резкой границы, они тесно связаны.

Ступени процесса воспитания не всегда совпадают с воз­растными ступенями развития школьников.

Четвертая особенность процесса воспитания — концентризм в содержании воспитательной работы. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится возвращаться неоднократно. Но это не простое повторение, а повторение с последующим рас­ширением и углублением в соответствии с возрастными осо­бенностями и уровнем воспитанности.

Пятая особенность воспитания заключается в том, что это двусторонний и активный процесс. Воспитанник — это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важ­нейшая задача педагога — воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспита­нии.

Шестой особенностью воспитания является то, что ре­зультаты этого процесса малозаметны для внешнего вос­приятия.

Седьмая особенность процесса воспитания — это дея­тельность, устремленная в будущее. Каждый педагог дол­жен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся условиях, в иных общественных отношени­ях. Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потребность сегодняшнего дня, но и перспективы технического прогресса и общественного развития.

2.Задачи и содержание воспитания.

Задачи воспитания. В современной отечественной школе процесс воспитания пре­дусматривает:

- целостное формирование личности с учетом цели всесторон­него, гармонического развития;

- формирование нравственных качеств личности на основе об­щечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотива­ции, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и воле­вой сфер развития личности;

- приобщение школьников к общественным ценностям в об­ласти науки, культуры, искусства;

- воспитание жизненной позиции, соответствующей демокра­тическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требо­ваний;

- организацию познавательной деятельности школьников, раз­вивающей индивидуальное и общественное сознание;

- организацию личностной и социально ценной, многообраз­ной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

- развитие важнейшей социальной функции личности - об­щения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и по­вышения социальной напряженности.

Содержание процесса воспитания. Под содержанием процесса воспитания понимают систему зна­ний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в со­ответствии с поставленными целями и задачами.

Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эсте­тическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного про­цесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный пе­риод перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспита­ния.

3.Этапы воспитательного процесса.

I. Начальный этап процесса воспитания - осознание воспитан­никами требуемых норм и правил поведения. Без этого форми­рование заданного типа поведения личности не может быть ус­пешным.

Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.

Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззре­нии взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медлен­но и не всегда достигнет положительного результата.

II. Воспитание чувств - еще один непременный и важный ком­понент воспитательного процесса. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого иска­ния истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспи­татели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

III. Главный этап воспитательного процесса - дея­тельность. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятель­ность, тем выше эффективность воспитания.

4. Принципы воспитательного процесса - это общие исходные положения, которые выра­жают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, трудом;

- опора на положительное в воспитании;

- единство воспитательных воздействий.

В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения. Следует заметить, что гумани­зация воспитания, личностно ориентированный подход рас­сматриваются большинством педагогов как общие условия эффективного современного воспитания. А на принцип нацио­нального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды.

Общественная направленность воспитания.

Реализуя принцип общественной направленности воспитания, педагог будут должен:

- добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них обще­ственно ценные мотивы деятельности;

- в процессе выработки социальных качеств сочетать органи­зацию разнообразной общественно полезной деятельности с целе­направленным формированием сознания воспитанников посред­ством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно подкрепляется полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми;

- вводить специальные школьные предметы и наполнять со­ответствующим содержанием другие школьные дисциплины.

Связь воспитания с жизнью, трудом.

«Не для школы - для жизни» - такой призыв встречал учеников древнеримских школ.

Формирование личности человека находится в прямой зависи­мости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Реализация принципа связи воспитания с жиз­нью требует от педагога умения обеспечить:

- понимание учащимися роли труда в жизни общества и ка­ждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

- уважение к людям труда, создающим материальные и ду­ховные ценности;

- понимание общих основ современного производства, стрем­ление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

- сочетание личных и общественных интересов в трудовой Деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами обще­ства и хозяйственными потребностями;

- бережное отношение к общественному достоянию и природ­ным богатствам, стремление приумножать своим трудом общест­венную собственность.

Опора на положительное.

Требования принципа опоры на положительное в воспитании: педагог обязан выяв­лять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, разви­вать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников.

Единство воспитательных воздействий. Этот принцип называют также принципом координации уси­лий школы, семьи и общественности.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охва­тить все стороны воспитательного взаимодействия.

Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных орга­низаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многооб­разных влияний немалая роль принадлежит классному коллек­тиву и личности воспитателя, однако он всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы все требования были едиными и не противоречили одно другому.

Практическая реализация этого принципа требует созда­ния единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обес­печивается соблюдением преемственности и последовательно­сти в формировании личности. В воспитательной работе сле­дует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.