КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность процесса обучения
Дидактические принципы и их содержание Дидактика – это особый раздел педагогической науки, в котором содержание, организация и методики (технологии) исследуются на предмет своей эффективности в учебном процессе. Современные дидактические принципы детерминируют практически все компоненты и этапы педагогического процесса, выражают основополагающие требования к целям образования, его содержанию, методам, формам и техникам обучения. Современная педагогическая наука выделяет следующие дидактические принципы: 1. Сознательность и активность. Принцип, который предполагает органическую связь и взаимозависимость характера педагогического руководства и уровня учебной активности учащегося, его творческого отношения к самому процессу учения. Сознательность подразумевает под собой желание учащегося осмысливать получаемые им знания для их эффективного практического применения, а активность в этом единстве представляет собой характеристику уровня самостоятельности ученика в осмыслении и применении знаний. 2. Принцип наглядности предполагает следование правилу опоры учителя в своей педагогической деятельности на непосредственные и реальные представления учащихся об окружающем мире. В основании этого принципа лежит вывод о разной степени развития у людей органов чувств, а как следствие, и разных представлениях о мире, которые формируются посредством восприятия мира чувствами. 3. Системность и последовательность как принцип исходит из того, что человек может сформировать в себе подлинно научное мировоззрение только тогда, когда сформировавшаяся у него в процессе обучения картина мира будет целостной, органичной, объясняющей сложные взаимосвязи и взаимодействия бытия. 4. Научность. Это принцип, в соответствии с которым содержание образования должно формироваться на основе действительно научного знания, позволяющего критически осмысливать окружающую действительность. 5. Доступность. Это принцип, который требует обеспечивать адекватное соответствие и сочетание в образовательном процессе форм его организации, способов обучения индивидуальным параметрам развития детей, их возрастным и психофизическим особенностям. Критерии такой взаимосвязи были сформулированы еще в средние века Я. А. Коменским: от простого к сложному, от известного к неизвестному. 6. Принцип органической связи теории с практикой. Один из основных во всей дидактической системе, он предполагает, что учение в своей конечной цели служит интересам социализации личности, формирует способность человека эффективно приспосабливаться к сложным и динамичным процессам современного социума. 7. Принцип прочности выдвигает требования к содержанию образования и субъективному отношению к нему со стороны ученика. Чем интереснее и содержательнее организован учебный процесс, тем сильнее проявляются мотивационные основания к учению и прочнее усваиваются сами знания. В общем-то, все дидактические принципы построены на понимании и применении таких механизмов и технологий учебной деятельности, которые в состоянии обеспечить высокую прочность усвоения. Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: – двусторонний характер; – совместная деятельность педагога и учащихся; – руководство со стороны педагога; – специальная планомерная организация и управление; – целостность и единство; – соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; – управление развитием и воспитанием учащихся. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: – стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; – организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; – развитие мышления, памяти, творческих способностей; – совершенствование учебных умений и навыков; – выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения. Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты: – постановка целей учебной работы; – формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом; – определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися; – организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом; – придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера; – регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся; – оценивание результатов деятельности учащихся. Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов: – осознание целей и задач обучения; – развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; – осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; – восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение; – проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; – самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; – самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |