Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности обучения

Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования; ко вторым — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

К внешним закономерностям относятся:

- социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

- воспитывающий и развивающий характер последнего;

- обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

- зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

- зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

- отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

- подчиненность результативности обучения способам управления процеccом последнего и активности самого ученика;

- задачная и структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания к умению, от умения — к навыку.

Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последо­вательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.

В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения.

В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.

Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принци­пов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или пра­вил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и уче­ния, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно прин­ципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения.

В качестве дидактических используют следующие принципы:

• наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстракт­ным, в передаваемой информации;

• системности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обу­чающихся;

• активности и самостоятельности обучающихся или ограничение их зависи­мости от педагога;

• взаимосвязи теории и практики; эффективности отношения между целями и результатами обучения;

• доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обу­чающимися в процессе познания и учения;

• народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, до­стижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.

Второй общий момент для любого вида обучения — это цикличность выше­означенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цик­личность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усво­енных знаний. С другой стороны, как осознание и решение обучающимися постав­ленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем ха­рактере процесса обучения.

Третий общий момент всех видов обучения — это структура процесса обуче­ния, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор ме­тодов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и дея­тельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Категории дидактики | Методы и формы обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.