КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни и формы научения
Человек в течение своей жизни постоянно адаптируется к условиям непрерывно изменяющейся среды. Это выражается в виде выработки новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, т. е. в разнообразном научении. Научение происходит на различных уровнях – это выработка реактивного поведения, оперантного поведения, когнитивное научение и концептуальное поведение. 1. Выработка реактивных форм поведения. Мозг пассивно воспринимает внешние воздействия, и это приводит: 1) к изменению существующих связей: а) сенсибилизация – усиление реакции после многократного повторения раздражителя; б) привыкание – ослабление психомоторных реакций; 2) к формированию новых нервных путей условных рефлексов. Условные рефлексы образуются, если безусловный стимул связывается с индифферентным стимулом, который начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию. При этом возможны: 1) угасание – постепенное прекращение поведенческой реакции, если за ней не следует безусловный стимул или подкрепление; 2) дифференцировка – затормаживаются те реакции, которые не сопровождаются безусловным стимулом или подкреплением, а сохраняются только те, которые подкрепляются; 3) генерализация – реакцию вызывает любой стимул, сходный с условным, реакция возникает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происходило подкрепление. 2. Выработка оперантного поведения. Образуется тогда, когда индивид активно осуществляет какие-либо действия (случайные), и в зависимости от последствий этих действий данное поведение закрепляется или отбрасывается. Закон эффекта – связь между стимулом и реакцией укрепляется при положительном подкреплении. Имеется три вида научения: 1) научение методом проб и ошибок: а) совершает попытки действий: если случайное действие приводит к желательным последствиям, вероятность его повторения возрастает; б) отказывается от неэффективных действий, находит решение; 2) научение путем формирования реакции – поэтапное формирование нужного поведения, когда каждое действие приближает к желаемому результату; 3) научение путем наблюдения и подражания модели: а) подражание – воспроизведение действий модели; б) викарное научение – усвоение и понимание последствий действий. 3. Когнитивное научение: 1) происходит оценка ситуации, используется прошлый опыт; 2) анализ имеющихся возможностей. В когнитивном научении выделяют формы: 1) латентного обучения на основе выработки когнитивных карт; 2) освоение сложных двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий; 3) научение путем инсайта (озарения); 4) научение путем рассуждений; 5) перцептивное научение; 6) концептуальное научение. Все они базируются на работе высших психических функций: восприятия, мышления, памяти. Все сигналы от окружающей среды обрабатываются мозгом, в котором формируются когнитивные карты, отражающие значение различных стимулов, существующих между ними связей, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватны в какой-либо новой ситуации. При латентном обучении когнитивные карты отражают значения стимулов и существующие между ними связи. При выработке двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий выделяют стадии: 1. Когнитивная – выработка когнитивных стратегий – строгой последовательности действий, движений, их программирование в зависимости от желаемого результата. 2. Ассоциативная – постепенное улучшение координации и интеграции различных элементов навыков. 3. Автономная – навык становится автоматическим, без ошибок. При научении путем инсайта решение приходит спонтанно. При этом определенная информация, имеющаяся в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. Дополнительно происходит синтез с той информацией, которой располагает индивид при решении проблемы. Оно происходит внезапно, без проб и ошибок, без логических рассуждений. При научении путем рассуждений нахождение решения происходит на основе мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и логических рассуждений. Перцептивное научение – это изменение восприятия какого-нибудь объекта в результате предшествующих восприятий того же объекта. Оно выдвигает гипотезы – к какой категории можно отнести воспринимаемое с наибольшей вероятностью. Концептуальное научение происходит посредством: 1) формирования понятий на основе абстрагирования – поиска черт сходства между двумя объектами; 2) обобщения – подведения под понятие новых предметов, имеющих общее свойство с предметами, послужившими для выработки данного понятия. В студенческом возрасте наиболее выражены различные формы когнитивного научения. Научение и созревание – это процесс, запрограммированный в генах, при котором все особи данного вида, пройдя ряд сходных последовательных этапов, достигают определенного уровня зрелости. Научение не может быть эффективным, пока организм не достиг определенного уровня развития. Критические сензитивные периоды – периоды развития, в течение которых наиболее легко осуществляются определенные виды научения. Например, сенсибилизация, привыкание и формирование условных рефлексов возможны еще у внутриутробного плода. Научение путем проб и ошибок, формирование реакций и подражание возникают в первые дни жизни ребенка. В двух-, трехлетнем возрасте возможно викарное научение и подражание. Когнитивные способы научения проявляются с пятилетнего возраста. Научение путем инсайта происходит с полутора до двух лет. Критическим периодом для освоения родного языка является возраст с полутора до трех лет. Критический период для обучения иностранным языкам – от трех до пяти—шести лет. Научение путем рассуждения эффективно с двенадцати лет, только если человек абстрактно подходит к проблемам, проверяет гипотезы и выводы из них. Сензитивный период для формирования профессионального мышления находится между двадцатью и двадцатью пятью годами.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |