Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекреационные потребности человека

В процессе жизни у человека возникает множество потребностей. Одними из них являются рекреационные потребности - потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.

Потребности могут быть реализованы только через деятельность: физическую или психическую (умственную); в силу этого они выступают как побуждение к деятельности.

Основу основ личных рекреационных потребностей составляет стремление быть счастливым, здоровым. Это также потребности в успехе, в удовлетворении любопытства, в сочувствии, в оценке, психосексуальные, в самовыражении, в самоутверждении, увеличении объема и разнообразия впечатлений. Практически нет таких духовных и социокультурных потребностей личности, которые не могли бы быть отнесены к категории рекреационных.

Потребности исторически изменяются в соответствии с эволюцией общества, отдельных его групп, территориальных общностей, с развитием производительных сил и производственных отношений (основа многих этих потребностей эволюционно унаследована и уходит корнями в биологическую природу человека, являясь общей для обширного множества представителей животного мира (потребности, связанные с удовлетворением любопытства, в сочувствии и т.д.).

В общем виде среди рекреационных потребностей (в порядке исторической последовательности их проявления) можно выделить следующие крупные группы, ориентированные на:

- восстановление физических и духовных сил, израсходованных или ослабленных в процессе трудовой, учебной или бытовой деятельности;

- развитие физических и духовных сил человека, социально-трудового, культурного и оборонного потенциала общества, подготовка к трудовой деятельности, к общению между людьми, то есть развитие того, что уже ранее заложено воспитанием;

- формирование новых черт и качеств личности, нового образа жизни, расширение межличностных, межнациональных, межвозрастных контактов, формирование и развитие навыков общения, восприятия природы и культурных ценностей.

Эти группы взаимопереплетаются и идут в направлении возрастания роли более возвышенных групп потребностей.

Выявление и учет многих личных потребностей - задача довольно сложная. Как правило, многие из них выступают перед нами в форме интересов, притязаний, переплетаются с групповыми.

Они тесно переплетаются с социокультурными общечеловеческими установками типа "быть или иметь". Вследствие этого, среди рекреационных потребностей мы находим стремление отдавать, делиться с другими, опекать, сопереживать, одновременно со стремлением владеть, потреблять, самоутверждаться.

Личные потребности формируются нередко как в местах компактного проживания этносов, так и в диаспоре под существенным влиянием национальных, региональных, религиозных, сословных традиций рекреационного поведения, которому присуща сложившаяся веками обрядность, ритуальность действий (танцы, игры на воздухе, застолья). На формирование личных потребностей влияет и характер имеющихся в распоряжении семьи, личности "индивидуальных" средств их удовлетворения (садовый участок, автомашина, лодка, катер, байдарка и т.п.), наличие соответствующих общественных ресурсов; сложившейся инфраструктуры, развитой сети рекреационных учреждений, рынка рекреационных услуг. Стоит также учесть довольно быстро идущее на наших глазах расширение личных потребностей и интересов.

Поэтому при исследовании потребностей приходится опираться не только на привычные "лобовые" социологические опросы, но и на исследования реальных бюджетов времени в нерабочее время, на наблюдения за реальным поведением людей на отдыхе, отражающим их потребности, интересы и установки.

Рост разнообразия рекреационных потребностей и возможностей их удовлетворения, с одной стороны, неосознанность своих потребностей, замещение личных, личностных потребностей стереотипами, примитивными - с другой, обуславливают актуальность формирования рекреационной культуры. Проблема формирования, воспитания рекреационной культуры во многом связана с преодолением противоречий между потребностями, присущими разным уровням иерархической организации общества (индивидуальному, групповому, общественному).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекреационные основы программного туризма | Структура рекреационного времени в течение жизни человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.