КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод наблюдения
Методы исследования в психологии
1. Спонтанное (непроизвольное) наблюдение. Кто-то что-то заметил и это стало “открытием” в науке. С точки зрения психологии наблюдение “спонтанным” не бывает. Если человек поставил себе задачу, она будет решаться на уровне бессознательного (если мотивация сильная, то психика будет работать до тех пор, пока не будет найдено решение). Проинцип решения может заключаться в том, что не имеет отношения к изучаемому. Наблюдая случайно какие-то явления, исследователь обнаруживает принципы, которые могут быть решением. Формально это наблюдение спонтанно, на самом же деле оно закономерно. Психика “трудится” в бессознательном, а момент осознания решения мгновенен (состояние инсайта). 2. Сбор фактических данных. С этого начинается любая исседовательская деятельность (эмпирические реальные данные и известная информацимя). Если собраны факты, то способность работы психики возрастает, соединяет факты в систему, обнаруживая причинно-следственные связи между фактами. Этот метод обязателен. 3. Научное наблюдение. Является целенаправленным. Исследователь изначально ставит цель и составляет план наблюдения для достижения цели. Научное наблюдение не возникает из ничего, оно обосновано теоретически, возникает из анализа какой-либо теории. Научное наблюдение есть этап построения теории. 4. Самонаблюдение (интроспекция). Исследователь со стороны внутреннего наблюдателя фиксирует различные психические явления. 5. Включенное наблюдение. Этот методж стал применяться в основном в психологии труда и инженерной психологии. Научная проблема изучения психики субъекта труда: что нужно формировать в психике, чтобы труд был эффективным. Возникает идея освоить психологу ту профессию, которую он изучает, и исследовать е, так сказать, изнутри. Возможность самонаблюдения расширяет варианты результатов и дает больше возможностей для исследования. Применение внешних и внутренних критериев с точки зрения их одновременности. Способы (методики) наблюдения. Во-первых, выбирается объект наблюдения и ситуация (ибо проявления психики определяются в ситуациях). Разрабатывается программа и определяется перечень признаков, которые будут определяться по этой программе. Если в наблюдении проводятся измерения (пространства, цветового фона громкости и т.д.), нужны способы регистрации (запоминание, регистрация символами), задается форма регистрации (числа, знаки, буквы, таблицы, фигуры). Метод эксперимента. Эксперимент включает в себя наблюдение. Эксперимент служит цели, апробации гипотез. Всякий эксперимент проектируется, разрабатывается как экспериментальная ситуация. Объектом эксперимента является человек, он называется испытуемым – он испытывается, изучается его психика. Экспериментальная ситуация строится следующим образом: объект является объектом воздействия, экспериментатор специально воздействует на испытуемого, чтобы вызвать нужные реакции, в результате эксперимента обнаруживается зависимость реакций от воздействий. Экспериментальная ситуация – искусственная, при этом психика испытуемого изменяется (даже если он этого не хочет). Реакция испытуемого характеризуется множеством параметров, множество параметров ответов регистрируется и составляет множество исходных данных для анализа. Эти параметры ответов являются зависимой переменной. Ответы испытуемого возникают в результате воздействия на него. Эти воздействия составляют независимую переменную. Эти воздействия могут быть измеримыми, т.е. представлены в своих единицах измерения, они регистрируются одновременно с ответами, и в результате проведения эксперимента эти два множества зависимых и независимых переменных соотносятся. Метод эксперимента позволяет выразить явления психики в объективных единицах. Процедура эксперимента: разрабатывается программа воздействия, сами воздействия различны. 1. Лабораторный эксперимент 2. Натурный эксперимент 3. Решающий эксперимент 4. Развивающий эксперимент 5. Мысленный эксперимент Теоретические методы. Анализ и синтез в мышлении в отношении исследуемого. В теоретическом построении обнаруживается действие всех мыслительных механизмов: абстрагирование, т.е. выделение объекта как идеального, это обобщение как заключение, это и классификация, т.е. выделение множества, введение классов на эти множества, систематизация этих законов (эта система может быть переведена на язык речи или символов). Теоретические методы – выдвижение гипотезы и ее апробация. В этом мыслительном процессе происходит развитие гипотезы, гипотеза корректируется, после каждой апробации она становится всё более близкой к истинному суждению. В конце гипотеза становится решением какой-либо научной задачи.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |