Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура личности




Индивид, личность, индивидуальность

 

Индивид — биологическая сущность человека. Человек как Homo Sapiens («человек разумный»). Так, новорожденный — не личность, а только индивид. Понятие «индивид» включает в себя задатки как биологическую основу способностей, темперамент, биохимические характеристики, функциональную ассиметрию.

Качества индивида лежат в основе формирования качеств индивидуальности, субъекта деятельности, личности. То есть это базовый субстрат для дальнейшего развития. Эти базовые качествап чрезвычайно важны, поскольку, будучи осознанными, лежат в основе индивидуального стиля деятельности.

В отечественной и зарубежной психологии существуют различия в понимании личности. Если в западной психологической литературе мы обнаруживаем отождествление понятия «личность» с понятием «индивидуальность», то в отечественной психологии в понятие «личность» вкладывается, прежде всего, факт социального — личность камк продукт общественных отношений.

Личность (англ. personality; от лат. рersona – маска актера; роль, положение; лицо, личность) – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Традиционно выделяют следующие аспекты этой проблемы: междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности и т.д.

Индивидуальность — уникальность, неповторимость человека. Так, близнецы, несмотря на идентичный генотип (совокупность генов человека), имеют индитвидуальный опыт, сферу чувств и т.д.

Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”

 

 

В отечественной психологии традиционно принято рассматривать как состоящую из четырех подструктур:

- темперамент;

- характер;

- способности;

- направленность.

Темперамент — совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, представленных качествами психодинамическими и эмоциональными. Психодинамические характеристики: темп, скорость, ритм, активность; эмоциональные характеристики отражают эмоциональную чувствите6льность. Темперамент это врожденная биологическая характеристика, она не изменяется с течением времени (более подробно см. вопрос №15).

Характер — совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, формирующихся при жизни и отличающихся постоянством проявления. Черты характера формируются на базе темперамента, но к нему не сводятся, в процессе воспитания, при взаимодействии с социально значимыми личностями. Наиболее изменчивые структуры при активном участии самого человека. Черты характера проявляют себя прежде всего в системе отношений личности (к себе, к другим, к деятельности, к другим обобщенным сферам). Характер проявляет себя в самооценке. Существует определенная акцентуализация характера, в отличие от нормального развития, актуализация проявляется в «заострении» выраженности тех или иных черт личности (в норме, но это крайние варианты нормы) (более подробно см. вопрос № 16,17).

Способности — свойства, обеспечивающие успешность выполнения той или иной деятельности. Способности не сводятся к умениям, навыкам, знаниям, но они определяют их легкое приобретение. Способности это образование, которое формируется прижизненно, но при обучении и воспитании и биологически обусловлено (более подробно см. вопрос № 225).

Направленность — совокупность устойчивых мотивов личности. Мотив это объект, на который направлена человеческая деятельность. Совокупность мотивов определяет направленность человеческой деятельности. Кроме мотивов направленность включает в себя интересы, желания. Мотивы делятся на биологические и социальные (мотивы достигания или неудачи). Мотивы делятся на когнитивные, коммуникативные, регулятивные. Теория мотивации связывает успешность выполняемой человеком деятельности с уровнем мотивации — слишком низкий и слишком высокий уровни мотивации ведут к неуспешности деятельности, для успеха необходим оптимальный уровень мотивации (см. также вопрос №18).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.