Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация

 

Мотивация – система процессов, отвечающих за побуждения деятельности; данныя система структурно оформлена. С одной стороны мы имеем потребность – нужду, снабженную механизмами ее обнаружения и устранения. Анализируя понятие потребности, можно заметить, что она сама по себе предполагает деятельность по своему удовлетворению. Для завершенности не хватает только того объекта, который мог бы удовлетворить данную потребность в наличной ситуации. Для определения такого объекта (совокупности объектов) используют понятие мотив. Под мотивом здесь выступает раздражитель, который побуждает деятельность по устранению потребности (не исключено, что это система раздражителей, т.к. субъекта окружает многообразная действительность). Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).

А.Н. Леонтьев. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еше не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Возможные основания классификации мотивов.

1) Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг). Потенциальные – те, которые могут организовать действие, определяют возможные варианты жизни человека.

2) Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется двумя или несколькими мотивами.

3) Смыслообразующие и мотивы-стимулы. Человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы, выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма сильных – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

4) По предметному содержанию. Предметные – организуют финальную направленность деятельности, всегда четко указывают, что должно быть. Этот мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он содержит еще модус преобразования, не только предмет, но и то, что выражает отношение к нему. Мерей: мотив состоит из содержания и активного характера преобразования. Модусы преобразования: отказ, отречение, приобретение, создание, поддержание, выражение, сохранение, агрессия, избегание. Функциональные мотивы: например, потребность людей в общении, не имеет финальной направленности. Мотивируют саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом. Игровая деятельность – элемент целепреследования. Мотивирующая масса промежуточных целей (промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт). Нормативные: проявляются реже, нравственные мотивы.

5) По уровню обобщенности. То, что реально побуждает деятельность, происходит на разных уровнях обобщенности: обобщенные, конкретные, единичные мотивы.

6) По степени осознания. Осознаваемые и неосознаваемые. Часто человек не осознает мотивы своего поведения. Мотивировка – сознательно представляемый мотив, который может не иметь реального основания.

7) Эндогенно- и экзогенно- актуализированные мотивы (по способу актуализации). Экзогенные – спонтанная мотивация.

Мотивы и сознание. Мотивы не отделены от сознания, они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл (личностный смысл – отношение цели действия к мотиву деятельности). Смыслы – составляющие сознания. Осознание мотива, задача на смысл. Братусь: ценностные ориентации – осознанные смыслы.

Строение потребностно-мотивационной сферы. Можно выделить три варианта строения потребностно-мотивационной сферы (разные концепции).

1. Проблема выделения базовой мотивации. Проблема выделения базовой мотивации была впервые поставлена Уильямом Мак-Дауголл. Мотивы – это внутренние побудители организма. 1. Первый компонент – познавательный. Когда человек испытывает склонность к чему-то, это называется избирательностью восприятия. 2. Второй: аффективный, эмоциональный. Эмоциональный импульс – это ядро инстинкта, и если инстинкты – базовые потребности, то и эмоциональные тоже будут базовыми. 3. Третья составляющая базовой потребности – волевой (моторный) компонент. Он выражается как готовность к действию или, другими словами, наличие механизмов, предназначенных для реализации инстинкта. Триединство инстинкта: избирательность восприятия, эмоциональный импульс и готовность действовать. Два направления: 1. Классический бихевиоризм, т.к. в бихевиоризме так же выделяют первичные потребности, они преобразуются путем обусловливания, научения, во вторичные. 2. Классический психоанализ. У Фрейда так же есть первичная, жизненная энергия (либидо), которая преобразуется в культурное русло путем сублимации. Влечение порождает многие другие потребности.

2. Выделение ситуативной мотивации. Курт Левин. Первое понятие – мотивационное поле, в нем есть субъекты и объекты. Как только человек оказывается в ситуации, у него возникает квазипотребность (поставленная экспериментатором и принятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить, или потребность в завершении начатого действия). В мотивационном поле кроме субъекта есть предметы – объекты – и они обладают валентностью (требовательный характер объекта). Валентность может быть положительной или отрицательной.

3. Потребности разделяют по способу их удовлетворения. Этот ответ принадлежит гуманистическим психологам - Олпорту, Маслоу, Роджерсу. Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребностей. Первый – снятие напряжения. Потребность создает напряжение, снять которое окончательно трудно. В связи с этим у Олпорта присутствует термин «редукция напряжения». Механизму снижения напряжения соответствуют все физиологические потребности. «Но, – говорит Олпорт, – есть потребности, которые удовлетворяются другим способом: потребности в развитии». Исходной точкой развития является противоречие. Формально: эти потребности второго типа – метапотребности (от Мослоу) - стремятся к напряжению, это стремление к противоречию. Потребности второго типа стремятся к развитию, т.е. стремятся к поддержанию напряжения.

Ситуативное развитие мотивации подразумевает актуализацию мотивационных процессов в конкретной ситуации. Еще психоанализ признавал и убедительно показал существование и значение ситуативной мотивационной динамики, вскрыв ряд ключевых феноменов этого процесса, таких как конфликт, защита, вытеснение. В различных концепциях отмечалось, что потребность связывается с определенными свойствами окружения. А затем окружение определяет моторику. Главное и общее назначение ситуативной мотивационной динамики состоит в согласовании и когнитивной разработке возникающих побуждений – определении на основе познавательных процессов их возможности и целесообразности, в результате которого они могут быть как отклонены, задержаны, так и приняты в качестве основы для конкретных действий. К. Левин рассматривал только ситуативное проявление мотивации. Деятельность, поведение человека определяется его внутрипсихологическими потребностями и мотивами.

Уровень притязаний – это ситуативная мотивация. Мотивация достижения – достаточно устойчивая мотивационная диспозиция, мотивационное установление, побуждение, что-то внеситуативное, стабильное, устойчивое. Когда изучаем уровень притязаний, мы говорим только о ситуативной тенденции. Уровень притязаний – это сообщаемая экспериментатором испытуемому и принимаемая им (испытуемым) целевая установка по отношению к уже известной, освоенной и вновь решаемой задаче. Уровень притязаний образуется уже в ходе решения задачи. Чтобы полностью определить уровень притязаний, нужно рассмотреть четыре события, которые имеют место в процессе решения задачи:

1) первое событие, на котором человек пытается включиться в процесс, - предшествующее достижение, совершение действия бросок и фокусировка внимания на результате;

2) второе событие – постановка цели; внутреннее несоответствие – расстояние между предшествующим достижением и идеальной целью; понятие целевого несоответствия (расстояние между предшествующим достижением и реально поставленной целью);

3) третье событие – очередное достижение, которое получает новую оценку;

4) четвертое событие – реакция на успех или неудачу.

Четвертое событие в его сопоставлении со вторым дает возможность установить тенденцию. Первая тенденция – основная – выражается в том, что человек адекватно реагирует на свои достижения. Успех – повышает свои целевые установки. Вторая – избегание неудачи. Это понятие получило название – Я-уровень = стремление повышать свои способности и поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, достижения в которых считаются обязательными и могут либо удаваться, либо нет. Я-уровень стремится к стабильности. Избрал уровень, представил свои возможности, и во всяком случае не хотелось его менять, по крайней мере, тендировать на повышение. Т.о., стремление к успеху и избегание неудачи – два способа сохранить Я-уровень, два способа его поддержать. Это – две тенденции.

Мотивация достижений. Мак-Клелланд использовал проективные тесты, которые являются переходным звеном между базовой и ситуативной мотивацией. Он определяет два вида мотивации – мотивация достижения и мотивация избегания неудачи. Мотивация достижений – это способ принятия ситуации (испытуемый, который принял позицию ученика, ориентирован на более успешное, позитивное выполнение задания; позитивная цель, позитивная направленность). У того, кто ориентирован на достижение, Мак-Клелланд подчеркивает ориентацию на инструментальную деятельность – будет информировать, каким образом добился успеха, какие средства использовал. Инструмент активности при избегании неудачи не наблюдается. Как отдельный фактор Мак-Клелланд выделяет в первом случае – ожидание успеха, во втором – неуверенность в нем. Избегание неудачи, став особым мотивом, начинает обрастать новыми особенностями – страх успеха (опасением даже успешного результата, опасением появления новизны).

Модель принятия риска, по Аткинсону. В любой ситуации действуют две тенденции. Суть: вероятность успеха и его ценность связаны обратной связью (чем выше вероятность – выше ценность; на бытовом уровне: если мне обеспечен успех, то ценность его понижается. То же касается и неудач. Ситуация риска: субъективная вероятность успеха = субъективной вероятности неудачи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Акцентуации характера | Теории мотивации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.