Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Основные этапы развития психологической науки




 

Сами названия «психика» и «психология» пришли из греческой мифологии. Сын Афродиты Эрот влюбился в земную женщину Психею. Афродита, чтобы разлучить влюбленных, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Эрота и Психеи была настолько сильна, что другие боги начали помогать им и превратили Психею в богиню. С этих пор в греческой мифологии Психея стала символом души.

Первый этап познания психики человека относится к VI—V векам до н.э. В этот период зародилось философское представление, которое названо анимизмом. Суть его состояла в том, что каждый предмет наделялся душой. Душа управляет всем, что существует в мире. В одушевленности философы видели причину развития явлений и движения.

Платон (427—347 г.г. до н.э.) представлял идеалистическую философскую школу и считал, что душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с ним. Познание мира, по Платону, — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

Демокрит (ок. 460—370 г.г. до н.э.) был представителем материалистического направления, в частности, основателем атомизма — учения, согласно которому все вокруг состоит из отдельных атомов. Демокрит говорил, что психика, как и вся природа, материальна, а душа также состоит из атомов, только более тонких, чем физические тела. Познание мира, по Демокриту, происходит через органы чувств.

Аристотель (384—322 г.г. до н.э) в трактате «О душе» первым выделил психологию как область знания. Он считал, что душа бестелесна, и отрицал взгляд на нее как на вещество. Душа, по мнению Аристотеля, — это функция тела, а не отдельный от тела организм. Таким образом, Аристотель считается основателем психологической науки.

В эпоху Средневековья утвердилось представление, что душа является сверхъестественным началом, поэтому ее изучение было доверено только богословам. Человеческому суждению, по мнению ученых Средневековья, может поддаваться лишь та сторона души, которая обращена к внешнему миру.

В XVII веке, на втором этапе развития психологии, были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Психология стала развиваться как наука о сознании.

Ярким представителем этого этапа был Рене Декарт (1596—1650), который первым ввел в научное знание понятия рефлекса. Рефлекс — это осуществляемая при участии нервной системы реакция организма на раздражение рецепторов. Структурной основой рефлекса является анатомическая рефлекторная дуга. Декарт считал, что животные не обладают душой, а поведение их является рефлексом на воздействие извне. По Декарту, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает у себя наличие внутренней жизни. Информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозге, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются.

Другим представителем второго этапа развития психологической науки был Джон Локк (1632—1704), который положил начало эмпиризму в психологии. Он утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, и выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, неразложимых элементов, и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. В дальнейшем Т. Гоббс (1588—1679), а затем и Д. Гартли (1705—1757) развили детерминисткое представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики.

В XVIII веке П. Гольбахом (1723—1789) и К. Гельвецием (1715—1771) была разработана одна из важнейших концепций о социальном опосредовании психики человека. В середине XVIII века в работе немецкого философа Христиана Вольфа появилось слово «психология»

Третий этап развития психологии начинается в середине XIX века. В 60-е годы XIX века психология начинает применять экспериментальные исследования и выделяется в самостоятельную науку. Это связано прежде всего с разработкой метода изучения условных рефлексов в физиологии, а также с практикой лечения психических заболеваний.

Первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию открыл в 1879 году в Лейпциге В. Вундт (1832—1920). Позднее (1885) в России подобную лабораторию создал В.М. Бехтерев (1857—1927). Вундт разработал структуралистический подход, который заключался в том, что сознание было разбито на простейшие элементы — ощущения, образы и чувства.

Функционалистический подход был разработан У. Джеймсом (1842—1910), предложившим изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что эта роль заключается в том, чтобы дать человеку приспособиться к различным ситуациям. Это происходит либо при повторении уже выработанных форм поведения, либо при изменении их в зависимости от обстоятельств, либо при освоении новых действий, если этого требует ситуация.

Одним из основателей российской научной психологии был И.М. Сеченов (1829—1905) — русский физиолог, который дал основным психологическим явлениям физиологическую трактовку. По мнению Сеченова, они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью. Одной из ярких его работ была книга «Рефлексы головного мозга». Сеченов определил предмет научного познания человека — психические процессы, а также оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Первым в истории российской психологической науки Сеченов начал изучать поведение.

Создатель физиологического учения о высшей нервной деятельности И.П. Павлов (1849—1936) назвал временную нервную связь воспринимаемых рецепторами агентов окружающей среды с определенными деятельностями организма условным рефлексом. Это временная связь между очагами коры полушарий головного мозга, благодаря которой кора осуществляет свою сигнальную функцию, приспособляя организм как целое к постоянно изменяющейся обстановке внешней среды. Кроме того, Павлов известен исследованиями, посвященными темпераменту. Он утверждал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).

Зарубежная психология конца XIX — XX века очень многообразна. Развитие экспериментальной психологической науки стало поводом для появления большого количества концепций, зачастую противоречащих друг другу. В этом заключался четвертый этап становления психологической науки.

1. Психоанализ (фрейдизм) — это одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, которое возникло в начале XX века. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Основатель психоанализа австрийский врач З. Фрейд (1856—1939) ввел в психологию ряд важнейших проблем, к которым относятся: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и т.д. Однако его ближайшие ученики А. Адлер (1870—1937) и К. Юнг (1875—1961) пришли к выводу, что не сексуальные влечения сами по себе, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект, либо коллективное бессознательное (архетипы), включающие в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие личности.

Психоаналитическое направление изучало неосознаваемые психические процессы, которые сгруппированы в два класса: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; 2) неосознаваемые побудители сознательных действий.

Природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями жизни связывали неофрейдисты, такие как К. Хорни (1885—1952) и Э. Фромм (1900—1980).

2. Бихевиоризм — концепция психологической науки, созданная американским психологом Дж. Уотсоном (1878—1958), который говорил о том, что объективно можно изучать только определенное поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Новые формы поведения, по мнению бихевиористов, появляются в результате образования условных рефлексов. Человеческие действия возникают под влиянием социальной среды, от которой индивид полностью зависит. Человек склонен подражать другим, если результаты подражания для него благоприятны. Бихевиористы в качестве основы поведения выдвинули схему «стимул—реакция», а также отрицали сознание как предмет научного исследования.

3. Гуманистическая психология — психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека. Возникла в 60-е годы XX века в американской психологии и получило название «третьей силы». Это направление, в отличие от неофрейдизма или бихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, как это и отражено в названии, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека. Основные принципы гуманистической психологии заключались в следующем:

а) подчеркивание роли сознательного опыта;

б) убеждение в целостном характере природы человека;

в) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

г) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Цель личности, по мнению гуманистов, не потребность в гомеостазе, а самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого Я. Исследование животных является неприемлимым для понимания психики и поведения человека. Гуманистическая психология утверждает, что человек от природы добр или, в крайнем случае, нейтрален, а агрессия возникает как результат воздействия окружающей среды, в основном социума. Основными представителями гуманистической психологии были К. Роджерс (1902—1987), А. Маслоу (1908—1970) и др.

4. Когнитивизм — психологическая концепция, отводящая решающую роль в поведении субъекта знаниям. Центральным здесь стал вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Понимание считается проявлением побуждений людей. Основное понятие когнитивистской психологии — «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Когнитивистской психологией были выявлены характеристики, присущие познавательной деятельности — избирательность, предметность, определяемость средой и т.д. Крупнейшим представителем когнитивизма является У. Найссер (род. в 1928 году).

5. Гештальт-психология — психологическая концепция, которую создали в Германии М. Вертгеймер (1880—1943), В. Келер (1887—1967) и К. Левин (1890—1947). С точки зрения гештальт-психологии, психика рассматривалась с помощью целостных структур (гештальтов). Понятия о них появились, когда стали изучаться сенсорные образования и обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. Главные понятия в гештальт-психологии — это фигура и фон.

6. Трансперсональная психология — психологическая концепция, которая рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной и обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Благодаря бессознательному, человек соединен с бессознательным других людей, т.е. с «коллективным бессознательным человечества» или с «мировым разумом». Трансперсональная психология рассматривает особую форму духовного опыта, требующего взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

7. Интерактивная психология — психологическая концепция, которая рассматривает человека как существо, главная характеристика которого — общение и взаимодействие между людьми. Целью психологии здесь видится в изучении законов взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфликтов. Э. Берн (1902—1970) разработал метод транзактного анализа. Он предложил простой способ осознания процесса взаимодействия (транзакций) между участниками общения. Вид транзакций зависит от того, какое именно состояние Я преобладает у человека во время взаимодействия. Скрытые транзакции составляют основу игр. Скрытые игры — это основа сценариев. В каждый момент времени человеческое Я находится в одном их трех состояний: Родитель, Взрослый и Дитя. В зависимости от этого проходит процесс человеческого общения и взаимодействия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.