КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика управленческой деятельности
Управление – «настраивание других людей на труд» (Ли Якокка). В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определённой структуры организованных систем. ü Главные компоненты – люди ü Ключевые категории: «организация», «субъект», «объект» ü Субъект и объект – как один, так и несколько человек ü Непрерывный процесс воздействия субъекта на объект по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов ü Система управления складывается из управления и подчинения Предмет науки управления – управленческие отношения между субъектом и объектом управления; между членами организации. Психологические особенности:
Мотив => задача => цель => действие => результат => рефлексия 12.03. Общение. Общение – форма социальной связи людей, процесс непосредственного и опосредованного контакта людей с целью воздействия на поведение и установки другого человека. Общение – процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности. Общение – атрибутивное свойство человека. Общение – специфический вид коммуникативной деятельности. Общение – составляющая (сторона) деятельности. Общение – средство деятельности.
Структура: Коммуникативная сторона – обмен информацией Интерактивная сторона – реализация мотивации стратегий взаимодействия Перцептивная сторона – процесс восприятия, взаимного познания, взаимопонимания
Модель акта коммуникации: Кто (коммуникатор) Зачем (мотив и цель) Что (содержание сообщения) По какому каналу связи На каком языке (код коммуникации) Кому (реципиент) С каким эффектом (результат)
Функции общения: · Управленческие, их функции: - интегральные - локальные · Информативные · Эмотивные · Фатические (ритуальные формы общения) – установление или поддержание контакта
Виды общения: v Вербальное, невербальное, комбинированное v Свободное общение, деловое, игровое, ритуальное, бытовое v Профессиональное, научное, политическое, педагогическое v Соотнесённое и соподчинённое v Личностно-ориентированное и социально-ориентированное v Необходимое, желательное, нейтральное, нежелательное v Приказ, беседа, совещание, отчёт, переговоры v Опосредованное техническими средствами, документальное общение, передача письменного текста
Невербальное общение (оптико-кинестическая система): мимика, жесты и т.п. Факторы, влияющие на мимическое общение: брови, глаза, рот.
Факторы эффективности речевого сообщения: Ø Контекст сообщения Ø Неречевые факторы Ø Односторонность сообщения Ø Взаимность (коммуникативные сети – веер, круг, цепь, звезда) Ø Стиль (влиятельный, беспомощный) зависит от формы обращения к партнёру, уровня контроля за очерёдностью высказываний, особенностей невербального поведения Тембр голоса, громкость, произнесение звуков – паравербальная система речи. Смех, паузы – экстралингвистическая система речи.
Коммуникативные барьеры: ü Недостаточное понимание важности общения ü Неправильные установки сознания ü Плохое построение самого сообщения ü Слабая память ü Неудачная обратная связь
Типы коммуникативных барьеров: o Эстетические o Интеллектуальные o Социально-культурные o Мотивационные o Моральные o Эмоциональные o Барьеры слушания
Причины невнимательного слушания: § Отрицательное эмоциональное состояние § Отсутствие интереса к сообщению § Неумение слушать § Наличие определённого мнения по обсуждаемому вопросу § Склонность к поспешным оценкам § Поглощённость своими чувствами § Качества характера
Направления совершенствования умения слушать: -Овладение приёмами эффективного слушания -Самовоспитание -Исключение физических препятствий
Психологический такт: v Чувство меры v Речевая адаптация v Индивидуальное общение v Чувство ситуации v Чуткость отношений v Простое и естественное общение v Чувство справедливости v Объективность подхода к людям
Коммуникативные способности: · Общительность · Социабельность · Эмпатичность · Рефлексивность · Экспрессивность
Умение провести деловую беседу Умение провести совещания Умение говорить публично Умение вести переговоры
Потеряхин Ø Приёмы установления контактов Ø Приёмы поддержания контактов Ø Устранение коммуникативных барьеров Ø Правила эффективного слушания Ø Приёмы составления и постановления вопросов и т.д.
Формы беседы:
и проч.
Восприятие (перцепция) – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Внутренние факторы восприятия: Установка восприятия – ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту Потребности и мотивация – человек видит то, в чём нуждается или что считает важным Опыт – человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом Я-концепция и др. Принципы: резонанса, защиты, настороженности.
Внешние факторы: размер, интенсивность, контрастность, движение, повторяемость, новизна и узнаваемость.
Интерактивная сторона общения: ü Теория обмена Хоманса ü Теория социальной драматургии Гофмана и др.
19.03. Личность. Личность – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки. Личность – уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой неповторимый жизненный путь в определённом социокультурном пространстве.
Уровни функционирования личности: Ядро (совокупность мотивационных структур) Периферия (реализация мотивационного ядра – личностные смыслы, черты, система конструктов, социальные роли, личная история) Уровень индивидных предпосылок существования личности (пол, возраст, строение, свойства нервной системы)
Сущностные черты личности:
и проч.
Факторы, обусловливающие развитие личности:
Движущие силы психологического развития личности:
Основные направления и тенденции психического развития: v Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер v Развитие направленности, характера и способностей v Развитие психологической структуры деятельности (способность к целеполаганию, навыки самоконтроля, выработка операций и способов деятельности, умение соотносить цели и мотивы, тенденции психического развития)
Структура личности: · Индивидуально-психологическая сторона · Мировоззренческая сторона · Социально-психологическая сторона
L-данные – данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Q-данные – данные, полученные методом использования опросников и других методик. T-данные – данные, полученные в результате тестирования.
Мотивы личности – внутренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают её к определённой деятельности. Мотивационный процесс: потребность – мотив – достижение.
Темперамент – психическое свойство, характеризующее динамику (сила, уравновешенность, подвижность) протекания психических процессов.
Характер – психическое свойство личности, определяющее поведение человека и выражающее его отношение к миру, труду, другим людям, самому себе.
Социализация – процесс усвоения личностью требований общества. Инкультурация – процесс усвоения общечеловеческой культуры.
Теории личности: ü Социогенетические теории ü Психогенетические теории ü Интеракционистские (связь с генетическими факторами и с факторами окружающей среды) ü Биогенетические - конституционные 26.03. Группы. Группа – совокупность людей, объединённых общими признаками и осознающих своё единство и принадлежность к группе.
Признаки социальных групп:
Особенности групп: 1) группа неизбежно будет структурироваться 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят) 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно
Каждая группа имеет социальную структуру, включающую: а) статусно-ролевые отношения б) профессионально квалификационные характеристики в) социально-демографические характеристики, половозрастной состав, конфессиональный, этнический
Характеристики группы (по Курту Левин у): Ø Композиция Ø Структура Ø Групповые процессы Ø Позиция индивида в группе Ø Статус члена группы Ø Роль Ø Система групповых ожиданий Ø Групповые нормы и ценности Ø Система санкций
Деление групп осуществляется по различным критериям: v УСЛОВНЫЕ (не являются реальными элементами общества) v РЕАЛЬНЫЕ (результат развития социума) v Лабораторные (созданные для научных целей на время) v Естественные (функционируют в реальном мире) v Большие (этнические, профессиональные, возрастные…) v Организованные v Стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия) v Малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными) v Формальные (их структура задана извне) v Неформальные (результат активности извне)
Типы стихийных групп: Толпа – образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости Масса – стабильное образование с довольно нечёткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа. Но все ещё достаточно разнородна и поэтому не слишком устойчива. Публика – кратковременное образование для просмотра зрелища. Она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.
Способы взаимодействия в стихийных группах: ü Заражение ü Внушение ü Подражание
Малые группы, исследования: социометрическое (Морено), социологическое направления (Э. Мэйо), а также групповая динамика К. Левина.
Малые группы:
Эффекты групповых отношений: Конформность – подверженность мнению группы. Бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет, и внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы. Возможны: самостоятельность; конформность – принимается решение вместе с группой; негативизм – решение принимается вопреки группе.
02.04. Познавательные процессы. Психическая деятельность – множество мыслительных процессов и действий, как множество сознательных и бессознательных опытов организма индивида.
Психические свойства:
Психические процессы:
Психические процессы: Познавательные – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание Эмоционально-волевые – эмоции, чувства, воля
Познавательные процессы позволяют человеку осуществлять поиск сведений об объектах и событиях окружающего мира; хранить и перерабатывать поступающую информацию; обслуживают любую деятельность или сами таковой являются. Познание начинается не с поступления информации, а с её предвосхищения.
Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это исходный источник познания. Классификация (по Шеррингтону): v Интероцептивные (внутренние органы, сосуды, стенки желудка) v Проприоцептивные (мышцы, связки, сухожилия) v Экстероцептивные – контактные и дистантные (рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и открыто для внешних воздействий) Свойства: Ø Модальность (характеристики; зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения) Ø Локализация Ø Интенсивность Ø Длительность Ø Пороги ощущений (виды – нижний и верхний абсолютные, разностный (дифференцированный), относительный и физиологический)
Свойства восприятия: · Предметность · целостность · Структурность · Константность · Активность · Осмысленность (селекция, организация, категоризация и приписывание) Законы восприятия: § Фигура – фон § Константность § Группировка (принципы – близость, подобие, замкнутость, целостность, смежность, общая зона) Социальное восприятие – восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Атрибуция – приписывание характеристик себе или другому человеку (этапы – наблюдение, логические выводы, приписывание мотивов поведения). Атрибуция бывает внутренняя (связанная с характеристиками человека) и внешняя (связанная с ситуацией).
Темы для обсуждения на семинарах: Особенности слуховых ощущений, интероцептивных ощущений, осязательных ощущений и примеры значимости этих ощущений в жизни человека.
Память – психологический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания прошлого опыта. Многоуровневая, иерархическая, динамическая, развивающаяся, открытая к образованию новых связей система организации индивидуального мира.
Мнемотехника – тренировка памяти; мнемотехнологии.
Основные виды мнемических процессов: Запоминание (запечатление) – организация (кодирование, удержание, присвоение) вновь поступающей информации. Сохранение – активное или пассивное (произвольное или непроизвольное преобразование, трансформация) запомненной информации. Воспроизведение (припоминание и воспоминание) – восстановление, реконструкция (произвольная – припоминание или непроизвольная – воспоминание) ранее запомненного материала.
Механизмы мнестических способностей: Функциональные механизмы – (кодирование и декодирование информации, генотипическая и врождённая обусловленность, мономодальность, пластичность, связь с процессами анализа информации). Операциональные механизмы – мнемические действия, позволяющие обрабатывать (осмысливать) материал. Регулирующие механизмы – внешние (мотивы, цели деятельности)…
Классификация памяти: По ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. По предмету деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная. По продолжительности протекания процессов: кратковременная, долговременная, оперативная. По форме психической активности: непроизвольная, произвольная. По уровню опосредованности: непосредственная (механическая) и опосредованная (с использованием речи, мнемотехник).
Мнестические действия, улучшающие запоминание:
Индивидуально-типологические особенности памяти человека: v Ведущий вид памяти v Быстрота запоминания v Прочность сохранения v Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению v Объём и точность запоминания v Уверенность воспроизведения (суггестивность) v Профессиональная направленность
Факторы продуктивности памяти: субъективные
объективные
Связь памяти с осознанием проблемы: Проблема Гипотеза Уточнение гипотезы Определение понятия Пример Вывод из примера Новая формулировка гипотезы Подтверждение гипотезы Вывод
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённых объектах и одновременное отвлечение от всего остального.
Функции внимания: Активация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов Целенаправленный отбор поступающей информации в соответствии с актуальными проблемами личности Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности
Классификация видов внимания: По предмету – сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное По направленности – внешненаправленное, внутренненаправленное По характеру отражённых связей – эмпирическое, теоретическое По ведущему анализатору – зрительное, слуховое По уровню произвольности – произвольное, непроизвольное, послепроизвольное
Свойства внимания: -Устойчивость -Переключаемость -Избирательность -Распределение -Объём -Концентрация
Теории внимания: Ø Внимание как результат двигательного приспособления Ø Внимание как результат ограниченности объёма сознания Ø Внимание как результат эмоции Ø Внимание как результат апперцепции Ø Внимание как особая активная способность духа Ø Внимание как усиление нервной раздражительности Ø Внимание как функция контроля сознания
Мышление – это процесс обобщённого и опосредованного познания, состоящий в обнаружении неявных отношений между предметами и явлениями действительности и их целенаправленном преобразовании.
Этапы выражения мысли: Формирование мотива (движущей силы) Внутренняя речь Внешнеречевое выражение мысли
Процесс мышления включает в себя следующие мыслительные операции: · Сравнение · Анализ · Синтез · Абстракция · Обобщение
Основная функция – переход от незнания к новому знанию, пониманию себя и окружающего мира
-Наглядно-действенное мышление -Наглядно-образное мышление -Абстрактно-логическое мышление
Понятийное Образное
Наглядно-образное Наглядно-действенное
Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.
Суждение – способность постичь смысл и значение чего-либо; это результат понимания.
Умозаключение
Воображение – образование нового знания на основе представления.
Анализ, синтез, обобщение, схематизация, систематизация – формы мышления.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |